Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Исследование эмоционально-социальной сферы младших школьников с ОНР III уровня





Содержание

Глава I. Теоретические основы изучения эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня

1.1 Теоретические основы изучения эмоциональной сферы в исследованиях зарубежных и отечественных психологов. Анализ сущности социальных эмоций в психолого-педагогической литературе

1.2. Характеристика социальных эмоций детей младшего школьного возраста

1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня

Глава II. Эмпирическое исследование особенностей социальных эмоций у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня

2.1 Организация и методы эмпирического исследования

2.2 Анализ результатов исследования

2.3 Коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование социальных эмоций у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня

2.4 Анализ результатов контрольного этапа исследования

Заключение

Библиографический список

Заключение

Исследование эмоционально-социальной сферы младших школьников с ОНР III уровня является достаточно актуальной проблемой. Углубление знания об особенностях социальных эмоций таких детей способствуют развитию системного подхода в устранении негативных проявлений развития.

Социальные эмоции, по А.В. Запорожцу, это эмоции, которые приобрели устойчивость и социальную направленность и отражают стремление сделать нечто полезное не только для себя, но и для других людей, для окружающих взрослых или сверстников.

Социальные эмоции - основа поведения ребенка, причина его благополучия или неблагополучия. Для детей всего важнее признание, принятие его другими, особенно близкими и значимыми для ребенка людьми. Дети дошкольного возраста осваивают способ взаимоотношения с другими людьми. От преобладания позитивных или отрицательных эмоций зависит все поведение ребенка, его личностное становление.

Природа данного вида детских эмоций рассматривалась в ряде фундаментальных исследований. В работах Л.С. Выготского,

А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелевой, Л.П.Стрелковой и др., отмечалось интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания. . Особенности эмоционального развития в школьном возрасте заключается в том, что ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируется система мотивов, которая составляет основу произвольности психических процессов и поведения в целом.

Таким образом, основную роль в развитии социальных эмоций ребенка играет его практическая деятельность, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

В нашей работе мы рассмотрели такие вопросы, как: теоретические основы изучения эмоциональной сферы зарубежных и отечественных психологов, анализ сущности социальных эмоций в психолого-педагогической литературе, характеристика социальных эмоций детей младшего школьного возраста с условной нормой развития, характеристика детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.

В нашем исследовании приняло участие сорок человек, из которых двадцать детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня и двадцать детей младшего школьного возраста с условной нормой развития.

Для реализации целей исследования нами были использованы методики: Цветовая диагностика эмоций ребенка О. А. Ореховой, методика " Изучение социальных эмоций" Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А., методика "Эмоциональные лица" Семаго Н.Я..

В процессе исследования мы получили следующие результаты, что существуют особенности проявления социальных эмоций у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.

Практическая значимость заключается в том, что составленная коррекционно-развивающая программа может педагогам и психологам оказывать более эффективную помощь по формированию социальных эмоций у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.

Таким образом, можно утверждать, что цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза о том, что существуют особенности проявления социальных эмоций у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня: явных различий в уровне развития социальных эмоций нет, но у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня наблюдается недостаточная дифференциация социальных эмоций, а у детей с условной нормой более выражено чувство долга, подтверждена.

Исследование завершено.

Список литературы

1. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.

2. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе /И.И.Рожков. – Москва, 2000.-309с.

3. Сенько В.Г. Воспитание у младших школьников норм поведения / В.Г. Сенько. – Минск, 2006.-190с.

4. Таирова Н.Ю. Развитие информационно-исследовательской компетентности преподавателя педагогического университета: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Ю. Таирова. - Калинград, 2001. - 19 с.

5. Тихонов А.Н. Национальная система образования России при переходе к информационному обществу / А.Н. Тихонов // Бюллетень "Проблемы информатизации высшей школы". - 1998. - N 1-2 (11-12). - С.11-26.

6. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное / Л. Толкачева.- Минск, - 2002.-291с.

7. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника /Н.М. Трофимова. – СПб., 2007. -266с.

8. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе 8 вида. - М., ООО «Институт общегуманитарных исследований», В.Секачев, 2001. - 224 с.

9. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Под. ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева, А.П. Николаичева. - М., 1984. - с. 155 – 175.

10. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

11.

12. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Светлана Николаевна Сазонова. - М., 2005. - 144 с.

13. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. // Дефектология, 1985. - №4, с. 72 – 79.

14. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. / Под ред. Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой. - М., 2003. - 240 с.

15. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. - М., 1990.

16. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. – М., 1984. – С. 3-27.

17. Гоздман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987. – 176 с.

18. Ковалева Л. Е. Формула эмоций. – М., 1987. – 120 с.

19. Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1987.

20. Труд. Контакты. Эмоции: Сборник / Сост. И. П. Волков. – Л.: Лениздат, 1980.

21. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. – М., 1986. – 176 с.

22. Волкова Д.С. К проблеме интеграции лиц с нарушениями речи. //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Т (24 мая 2012 г.): в 2 ч., Ч. 2 – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2012. - С. 45-47

23. Захарова Т.В., Моисеева А.А. Особенности формирования эмоционального аспекта социального здоровья у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // XLI Неделя науки СПбГУ: материалы научно-практической конференции с международным участием. Ч.XXI. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – с.20-21.

24. Ковязина И.В., Агавелян О.К. Специфические особенности эмоционального слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Специальное образование. – 2010. - №1.

25. Кондратенко И.Ю. Особенности овладения эмоциональной лексикой детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология. –2002. - № 6

26. Леханова О.Л., Кизимова Е.А. Организация работы по формированию эмотивной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2008. - № 1.

27. Леханова О.Л. Цветообозначение в работе по развитию семантической стороны речи и обогащению эмоционального словаря детей с ОНР //Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.

28. Миняжева Д.Р. Развитие социальных эмоций у дошкольников с общим недоразвитием речи. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. №1.

29. Психология человека от рождения до смерти /Под ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002.

30. Шипицина Л.М., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи.// Дефектология. - 1993. - № 4. Тезисы международного семинара. - СПб., 1995.

31. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Педагогика, 1982.

32. Дошкольная логопсихология. /Под ред. В.И. Селиверстова. – М, 2008.

33. Захарова Т.В., Моисеева А.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: материалы Всероссийской научно – практической конференции.

Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР,1960.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.

Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1978.

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика,1990.

Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. N 5. С. 38–47.

Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.

Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. N 2. С. 107–114.

Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: дис. … канд. психол. наук. М., 1977.

Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания / под ред. А.А.Бодалева. М.: Педагогика, 1981.

Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. N 2. С. 147–157.

Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. N 4. С. 61–68.

Запорожец А.В. Роль Л.С.Выготского в разработке проблемы эмоций // Научное творчество Л.С.Выготского и современная психология. М.: Педагогика, 1981. С. 57–63.

Изотова Е.И. Эмоциональные представления как фактор психического развития детей дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.,1994.

Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.; Москва и др.: Питер, 2001.

Категория переживания в психологии и философии: монография / под. ред. Т.Д.Марцинковской. М.: Прометей, 2005.

Кузьмищева М.А. Динамика представлений об эмоциях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2002.

Стрелкова Л.Г. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. М.: Педагогика,1986. С. 70–100.

Юсупов И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1993.

Юсупов И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): дис. ... д-ра психол. наук. Санкт-Петербург, 1995.

Якобсон М.Я. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Наука,1966.

Hoffman M.L. Toward a theory of empathic arousal and development // M.Lewis, L.A.Rosenblum (Еds.). The Development of Affect. New York: Plenum Press, 1978.

Russel J.A. Culture, script and children’s understanding of emotion // Saarni C., Harris P.L. (Еds.). Children’s understanding of emotion. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1989. P. 293–318.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Обзор различных средств разработки графических интерфейсов пользователя для Ruby
  2. Выборы депутатов Государственной Думы и Федерального собрания РФ основные особенности и процедуры
  3. Сущность, содержание и практика налогового администрирования на современном этапе экономического развития Казахстана.
  4. Политическая реклама
  5. Кража и её виды
  6. Банкротство юридического лица
  7. Проблемы и перспективы проектного финансирования как способы создания инновационных производств
  8. Механизм фашистской диктатуры в германии
  9. по Истории отечественного гос-ва и права «Формирование ограниченной монархии»
  10. Прохождение учебной практики в УФССП России по Москве Царицынский ОСП
  11. Маркетинговый анализ зерномучных товаров
  12. Авторское право на фотографические произведение
  13. разработка аппаратно - программного комплекса для удаленного изучения сетевых технологий на базе оборудования Cisco
  14. Разработка web-сайта для организации ООО ЭК "Галактика"
  15. Административно правовое регулирования малого предпринимательства
  16. Правовое регулирование заработной платы
  17. Эссе на тему « Жестокость законов препятствует их соблюдению» ( Ш. Монтескье)
  18. Интерпол
  19. Вопросы таможенное регулирование
  20. Эффективные методы набора и отбора персонала в организации
  21. «Учет затрат на производство и исчисление себестоимости продукции пчеловодства»
  22. Программирование, расчет значений и построение графика тригонометрической функции на заданном интервале
  23. Учет и анализ продаж продукции на примере предприятия ОАО «Птицефабрика «Рефтинская»
  24. Органы государственной безопасности
  25. Внешняя политика Второй Империи 1952-1870
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: