В эволюции развода как явления на основе ряда критериев в законодательстве, особенности реакции социального окружения, наличие санкций со стороны государства в отношении разведенных нами выделены несколько этапов, смена которых хронологически совпадает со сменой экономических формаций.
Показано, что развод в различные периоды человеческой истории имел разные характеристики. Восприятие его общественным мнением на каждом этапе отличалось: имело место и негативное, и лояльное отношение.
Характер реакции определяли социокультурные, религиозные, национальные установки конкретной группы, класса, общности. Инициатором развода могли выступать разные стороны, в том числе и социальное окружение семьи. Применительно к анализу развода в современном социуме предлагаем все страны (культуры, народы) классифицировать:
1) в зависимости от категоричности запрета в законодательстве (юридическое расторжение брака невозможно; прекращение брака декларативно допускается, но на практике обставлено множеством формальных препятствий, которые делают его почти неосуществимым; развод допускается при наличии определенных, закрепленных в законе причин или условий; расторжение брака возможно при обоюдном согласи супругов; законы, регламентирующие процесс расторжения брака, отсутствуют);
2) по степени официальности при решении вопроса о расторжении брака (расторгнутым признается лишь брак, прекращенный исключительно в судебном порядке; брак может быть расторгнут в органах ЗАГС; брак считается расторгнутым после совершения специальных ритуалов, обрядов).
В отечественной науке нами выделено три уровня анализа развода:
1) теоретические обобщения общеметодологического и прикладного характера на основе проверенных научных результатов и неоднократно подтвержденных эмпирических данных, общепризнанные среди специалистов и являющиеся опорными точками для дальнейших исследований в указанной области;
2) положения, не вызывающие дискуссий, но в силу немногочисленности фактов, на которых они базируются, требующие дальнейшего эмпирического подтверждения, что поможет подняться на более высокий уровень знания;
3) результаты научных изысканий, основанные на небесспорной, часто противоречивой интерпретации фактов, что порождает многочисленные дискуссии.
Социологический анализ явления осуществляется в двух плоскостях: а) применительно к обществу, где развод выступает как социальный институт и социокультурное явление; б) для характеристики развода в семье как малой социальной группе, где он рассматривается как событие, как механизм выхода из затяжного брачно-семейного кризиса, как переворот в системе ролей и позиций человека, как смена брачного статуса, как гибель или реорганизация семьи и т. д.
Нами под разводом понимается процесс реорганизации семьи как ряд стадий во времени (предразводная ситуация, собственно бракоразводная процедура, постразводный период), который приводит к разрыву брачно-семейных отношений и связан с изменениями в социальных статусах, ролях и межличностных связях.
Нами выделены два блока отрицательных последствий развода родителей для социализации детей: кратковременные и долгосрочные. Первые связаны с особенностями их реакции на конфликт между родителями, максимально обострившийся перед разводом, саму бракоразводную процедуру и постразводную адаптацию.
Семья разведенных родителей, являясь одним из видов неполных семей, характеризуется наличием как общих с ними проблем (нарушение средовой адаптации, низкий уровень социальной активности членов, нарушение полоролевой идентификации, материально-бытовые затруднения, необходимость сочетания, родительских и профессиональных ролей и др.), так и специфическими трудностями. Вторичный анализ работ ведущих специалистов в области семьеведения и результаты собственного прикладного исследования позволяют автору утверждать, что особенности социального статуса семей разведенных родителей выражаются в резкой реорганизации социальных и родственных связей из-за разрыва супругов; психосоматических нарушениях здоровья детей и родителей; не всегда адекватном отношении со стороны окружающих; асоциальном поведении детей как реакции на родительский развод и свой “особый” социальный статус; формировании у них негативных образцов будущего семейного поведения; необходимости раздела имущества; подорванном доверии бывших супругов друг к другу и ребенка к родителям; сохранении возможности передачи несовершеннолетнего “ушедшему” родителю и т. д.
Семьи разведенных родителей в большинстве случаев не в состоянии без внешней поддержки справиться с трудностями. При условии комплексного использования ведущих технологий (социальная профилактика, социальная диагностика, социальное посредничество, социальное консультирование, социальная терапия и коррекция, социальная адаптация и реабилитация, социальное обеспечение и обслуживание), при наличии соответствующего научно-исследовательского, нормативно-правового, финансового, кадрового, информационного, программного обеспечения, а также четких стандартов оценки эффективности социальная работа позволяет в значительной степени минимизировать негативное воздействие развода на юных членов семьи.
В рамках европейской модели имеют место четыре стратегии помощи: 1) помощь малообеспеченным; 2) поддержка всех семей с детьми, в том числе семей разведенных; 3) помощь одиноким родительницам; 4) содействие сочетанию разведенным супругами родительских и профессиональных ролей. В России подобная работа строится на основе ряда нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус детей, упорядочивающих права и обязанности разведенных (разводящихся) родителей по отношению к ним, устанавливающих порядок разрешения спорных вопросов и проблем предоставления нуждающимся необходимой помощи.
Среди проблем в области организации подобной деятельности нами выделены: отсутствие ясных представлений о характере, объеме и длительности поддержки, которую государство и общество должны им предоставить; несовершенство процесса управления социальной работой с "детьми развода", ведомственная разобщенность служб и учреждений; недостаток материальных, информационных, кадровых ресурсов; отсутствие или несовершенство программ социальной, социально-педагогической, медико-социальной, социально-правовой помощи, на которых должна основываться система помощи данной категории; сложности с выявлением семей, с установлением первичных контактов; частые несвоевременность и безадресность помощи, недоверие членов разведенных семей к специалистам разных областей социальной сферы, ориентированность родителей и детей на само- и взаимопомощь; недостаточное использование превентивных и реабилитационных возможностей социальных служб, отсутствие собственно ранней профилактики.
С нашей точки зрения, социальная работа по минимизации негативного воздействия развода родителей на социализацию детей может быть эффективной: если будут выработаны инновационные подходы к ее организации, а именно, если удастся подвести индивида к осознанию семейных проблем и их последствий, к пониманию того, какую цену он должен будет заплатить за те или иные варианты развития ситуации развода, что способен будет изменить, а что нет; если содержание и формы работы будут на раннем этапе предупреждать негативные явления в развитии семьи как малой группы и социального института в нравственном, духовном и физическом становлении личности ребенка; если работа будет направлена не только на саму конфликтную ситуацию, но и на оздоровление социальной микросреды ребенка, семьи, социума в целом; если сформируется государственно-общественная система помощи, содействующая развитию семьи с детьми, реализации ее потенциала; если в работу окажутся включены все социальные институты на федеральном, региональном, местном уровнях при активной позиции членов самой семьи.
Предлагаемая нами модель государственно-общественной системы помощи детям в семьях разведенных родителей может опираться на следующее: а) концептуальное обоснование системы помощи на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне отдельной семьи и ее членов (с учетом дифференцированного подхода к проблемам данной категории нуждающихся); постановку стратегических целей и задач социальной работы, определение эффективных в настоящем и перспективных ее направлений и методов;
б) научно-исследовательское, нормативно-правовое, программное, финансовое, кадровое, управленческое, информационное обеспечение; выработку стандартов социальной работы с данной категорией и критериев ее эффективности;
в) совершенствование процесса управления межсекторной и межуровневой социальной работой, повышение межведомственного сотрудничества, разграничение обязательств и функций государственных и негосударственных институтов социальной поддержки;
г) децентрализацию социальной работы, т. е. перенос основного объема мероприятий на муниципальный уровень, по месту жительства респондентов;
д) приоритет превентивной практики, создание государственно-общественной системы профилактики разводов и их деструктивных последствий; преобладание охранно-защитных мер над мерами наказания и принуждения;
е) профессионализацию воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности; подготовку, переподготовку, повышение квалификации специальных кадров судей,;
ж) содействие развитию сети социальных, медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических служб, призванных оказывать помощь семье через совершенствование работы и расширение функций уже существующих (суды, комплексные центры социального обслуживания населения, образовательные учреждения, реабилитационные центры, психологические службы и консультации и т. д.),
з) качественное разнообразие оказываемых видов социальных услуг;
и) использование исторического отечественного опыта подобной работы; обмен современными методиками и формами помощи между регионами страны;
к) адаптацию зарубежных форм работы с учетом политических, социально-экономических, социокультурных, национальных, конфессиональных и других особенностей России в целом и регионов, в частности;
л) поддержку добровольческих инициатив; утверждение форм межсекторного взаимодействия и создание банка данных о передовом опыте подобного сотрудничества;
м) активизацию собственных сил и возможностей членов разведенных семей в разрешении трудных ситуаций; поощрение развития само- и взаимопомощи;
н) создание единого информационного поля, освещающего деятельность государственных и общественных органов по пропаганде передовых форм и методов работы; формирование общественного мнения, ориентированного, во-первых, на разрушении негативных стереотипов в отношении разведенных и членов их семей, во-вторых, на преодоление восприятия государственной системы помощи как непрофессиональной, бюрократической, безадресной и т. д.
Реализация выделенных направлений повысит качество социальной работы с детьми из семей в ситуации развода, увеличит возможности профилактики и компенсации его деструктивного влияния.