Таким образом, среди благополучателей наиболее распространенным является мнение о том, что коммерческие компании, ведущие благотворительную деятельность, не получают от этого никакой выгоды для себя (так думают 34%), а если и получают пользу, то в сугубо «моральном» ее эквиваленте (34%): «Они нам просто из-за сострадания помогают», «Просто вспоминают о самых благих и незыблемых чувствах, порядках, об уважении к пожилым людям, к воспитанию, образованию».
Практическая же выгода, которую бизнес извлекает из благотворительности, связана, как представляется 17% благополучателей, с налоговыми льготами, и столько же (17%) полагают, что с помощью благотворительности компании делают себе рекламу.
Эффективность своей благотворительной деятельности представители бизнес сообщества оценивают умеренно позитивно – большинство (74%) отметили, что проблемы благополучателей, в решении которых они принимали участие, были решены частично; 19% считают, что проблемы удалось решить полностью. В то же время, о неудачах в своих попытках благотворительности говорили единицы из представителей бизнеса (2%).
В оценках представителей различного уровня бизнес-структур не наблюдается существенных различий, хотя эффективность благотворительной помощи, оказываемой представителями среднего и крупного бизнеса чуть выше, чем у представителей малого бизнеса – 20–21% «результативной» благотворительности у крупных и средних компаний при 15% у МБ.
По сравнению с оценками представителей бизнес-структур, оценки эффективности благотворительной помощи, данные в ходе опроса самими благополучателями и представителями НКО, оказались более сдержанными. Соответственно, 16% и 13% респондентов этих групп заявили, что проблемы, на которые была направлена помощь и поддержка, не были решены (напомним, среди респондентов от бизнеса таких оценок только 2%).
Среди основных причин неудовлетворенности оказанной благотворительной помощью респонденты-благополучатели чаще всего называли следующие:
недостаточное финансирование («благотворительность – капля в море», «проблем слишком много, а выделяемых средств для их решения недостаточно»; «на лечение инвалидов нужны такие огромные средства», «проживает 500 человек, а поддержка приходит на 20 человек»),
разовый, несистемный характер благотворительной поддержки («этот процесс бесконечен»; «питание, одежда, медикаменты – в этой области нам постоянно нужна помощь»);
невозможность свободно распоряжаться полученными средствами («Располагая деньгами от благотворителей, ты не можешь потратить их правильно. Благотворители знают проблему только в общих чертах, не вдаваясь в подробности и хозяйские дела, однако диктуют условия»);
отсутствие налоговых льгот для благотворительных организаций, «съедание» значительной части благотворительных средств налогами.
В то же время, среди благополучателей оказалось больше, чем в других группах, не только тех, кто оценивает благотворительную помощь в их адрес как неэффективную, но и тех, кто напротив, дает ей высокую оценку. Так, более четверти опрошенных благополучателей (28%) заявили, что оказанная им помощь была весьма эффективна и полностью решила проблемы, на которые была направлена.
Как показал опрос, каких-либо непреодолимых препятствий для бизнеса в осуществлении им благотворительной деятельности сегодня нет. Немногим менее половины опрошенных представителей бизнес-структур (43%) сказали, что у них при оказании благотворительной помощи нуждающимся никаких проблем не возникало, более трети (37%) не дали ответа на вопрос о таких проблемах.
Среди тех, кто отмечал какие-либо сложности при оказании благотворительной помощи, поддержки, чаще всего назывались препятствия: а) в сфере налогообложения благотворительных средств; б) трудности при бухгалтерском оформлении благотворительной помощи (по 9%).
Однако анализ причин, по которым многие коммерческие компании не оказывают благотворительную помощь (напомним, в исследовании специально была выделена соответствующая подгруппа респондентов), позволил выявить ряд обстоятельств, которые тормозят развитие благотворительной активности бизнеса. Среди наиболее важных таких обстоятельств опрошенными были названы:
нехватка у бизнес-структур денежных средств на осуществление благотворительной деятельности, связанная с развитием компании, начальным этапом ее функционирования, освоением новых видов производств, рынков;
отсутствие информации о благотворительной деятельности, в том числе о благотворительных фондах, видения проблем, на которые должна быть направлена благотворительность;
недоверие некоммерческим благотворительным организациям, их «непрозрачность».