В настоящее время в России находится в эксплуатации около тридцати миллионов единиц подвижного состава, из которых двенадцать миллионов -
легковые автомобили, пять миллионов грузовых автомобилей и около шестисот тысяч автобусов. При этом в индивидуальном пользовании находится одиннадцать миллионов легковых автомобилей, пятьсот тысяч грузовых автомобилей и шестьсот тысяч автобусов.
Техническое состояние вышеперечисленных транспортных средств в последнее время в силу субъективных и объективных причин существенно ухудшилось, что привело к созданию неприемлемой ситуации с безопасностью движения и охраной окружающей среды.
Согласно последним данным, доля дорожно-транспортных происшествий, обусловленных неудовлетворительным техническим состоянием транспортных средств, составляет 15% от общего их количества.
Экономический ущерб от эксплуатации транспортных средств в основном обуславливается выбросами токсичных веществ. Ежегодно автотранспортом выбрасывается в атмосферу четырнадцать миллионов тонн различных загрязняющих веществ: для бензиновых двигателей главным образом, оксид углерода, оксиды азота (NOx), соединения свинца, для дизелей: оксиды азота, сажа (С), сера (S), для обоих типов двигателей - углеводороды (CxHy).
При этом более половины указанных выбросов обусловлены неудовлетворительным техническим состоянием транспортных средств.
К основным причинам неудовлетворительного технического состояния транспортных средств относятся:
Резкое падение объемов и качества ТО и ТР, вследствие ослабления
контроля государства за данными процессами;
Удорожание расходных и ремонтных материалов, самих предоставляемых услуг;
Физическое и моральное старение применяемого оборудования, редкая его замена на более новое и высокопроизводительное, вследствие высокой его стоимости и отсутствия образцов, соответствующих современному уровню;
Отток профессиональных кадров из государственного сектора экономики, нежелание частных перевозчиков затрачивать средства на ТО и ТР используемого подвижного состава.
Мировой опыт решения данной проблемы предусматривает применение государством жесткой регламентации видов деятельности, создающих угрозу для здоровья, жизни населения и окружающей среды, поскольку естественное рыночное регулирование не может дать приемлемых результатов.
Снижение затрат на содержание и повышение надежности в эксплуатации автомобилей - это основная задача технической службы.
Для решения этой задачи необходимо изучить причины и факторы, влияющие на изменение технического состояния как автомобиля в целом, так и его агрегатов в процессе эксплуатации. Это позволит разработать рациональные режимы ТО автомобилей.
Хотя прямые затраты на ТО и ТР составляют 12 - 15% себестоимости перевозок, практически все другие статьи расходов в большей или меньшей степени (35 - 45%) зависят от качества и эффективности работы инженерно-технической службы.
Рентабельность ремонта агрегатов автомобиля достигает 55%, однако этот высокий эффект в условиях ремонтного производства быстро растрачивается в эксплуатации на поддержание в работоспособном состоянии отремонтированных с низким уровнем качества автомобилей и их составных частей и прежде всего за счет повышенного в 1,5 - 2 раза расхода запасных частей. В результате ремонт подвижного состава превращается из потенциально прибыльного в убыточный вид деятельности.
Ремонт силового агрегата автомобиля - двигателя, неотъемлемая часть, поддержания подвижного состава предприятия в технически исправном состоянии. Потребность в ремонте двигателя наступает неотвратимо. И от того как быстро и качественно будет совершен ремонт, зависит и нахождение автомобиля в строю.
Значительное улучшение ТО и ТР подвижного состава может быть достигнуто при разработке эффективных методов и приборов для диагностирования их технического состояния. Только в этом случае можно назначить ТО или ТР, в котором подвижной состав действительно нуждается на данном этапе.
Многие операции ТО и ТР, между которыми в ряде случаев трудно провести четкую границу с технической и экономической точки зрения, целесообразно выполнять преимущественно по потребности, после принудительного контроля технического состояния агрегатов подвижного состава.
Техническое состояние подвижного состава даже при работе в одинаковых условиях не определяется однозначно величиной пробега.
Поэтому перед выполнением ТО необходим и индивидуальный контроль состояния агрегатов подвижного состава, позволяющий при помощи специального оборудования без разборки подвижного состава выявить скрытые неисправности, и определить перечень профилактических и ремонтных воздействий.
Снижению затрат на ТО и ТР, а так же издержек на содержание парка автомобилей способствуют так же:
Совершенствование технологических процессов ТО и ТР, включающих соответствующие технологические приемы, оборудование постов и рабочих мест и научную организацию труда;
Широкое применение средств механизации, автоматизации процессов;
Правильная организация материально - технического снабжения,
научно обоснованное нормирование расхода эксплуатационных материалов и запасных деталей, а так же проведение мероприятий по их экономии.