Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Развитие креативных способностей учащихся на уроках истории





Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты развития креативных способностей учащихся на уроках истории 10

§ 1. Анализ опыта организации процесса развития креативных способностей учащихся 10

§ 2. Понятие и особенности креативных способностей учащихся 5-6 классов 15

Глава II.Творческие задания как средства развития креативных способностей учащихся 23

§ 1. Применение творческих заданий для развития креативных способностей учащихся 23

§ 2. Творческие задания школьных учебников по истории 5-6 классов 40

Глава II. Опыт развития креативных способностей учащихся 5-6 классов на уроках истории 50

§ 1 Формы и методы формирования креативных способностей учащихся 50

§ 2 Обобщение опыта развития креативных способностей учащихся на уроках истории 67

Заключение 78

Список использованной литературы 81

Введение

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем обучающимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Это соответствует современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности обучающихся. Эти идеи нашли отражение в основных государственных документах об образовании.

В них делается акцент на развитие креативных способностей обучающихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт обучающихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению креативного опыта школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах образования становится малоэффективной. На протяжении 20-90 годов двадцатого века проблема креативного потенциала изучалась с разных сторон.

- с одной стороны, обществу необходимы творчески активные личности, способные систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы;

- с другой, педагогические средства и условия, повышающие эффективность процесса творческой деятельности личности, разработаны недостаточно;

- с одной стороны, повышаются требования к уровню знаний, которыми должен обладать школьник;

- с другой, школа еще не готова обеспечить необходимый уровень развития креативных способностей обучающихся;

- с одной стороны, развитие креативных способностей школьников имеет социальное значение;

- с другой, недостаточно разработано научно-методическое обеспечение для организации творческой деятельности обучающихся;

- с одной стороны, необходима объективная оценка творческой деятельности обучающихся;

- с другой, отсутствует разработанный педагогический инструментарий для оценивания результатов творческой деятельности школьников.

Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного креативного мышления, индивидуализацию и дифференциацию обучения. Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области.

Постоянное развитие креативности возможно только на такой психологической базе, которая характеризуется богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на полную самореализацию в труде, общении, познании; высоким уровнем интеллектуальных способностей, открытостью ко всему новому, гибким критическим мышлением, высокой работоспособностью человека, физической силой и энергией, уровнем психофизических возможностей. Задача школы состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей. Очень важно создать в школьном возрасте креативный базис в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики. Термин «креативность» можно встретить в предисловиях к учебным программам, но гораздо реже - в конкретных предметных разработках; еще реже можно найти реализацию идеи креативности в практической деятельности учителя или в реальных учебных ситуациях. В школьных учебниках часто отсутствуют задания, требующие поиска новой информации, использования воображения. В целом, делается упор на воспроизведение и повторение содержания урока. Поэтому главная задача образования в школе и за ее пределами - поддержать исследовательские способности учеников, так как творческое отношение к предложенным заданиям обычно естественно у детей.

Процесс формирования творческой личности исследовали В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Л.Г. Вяткин, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, В.Г Разумовский, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин, М.П. Эрдниев. В исследованиях В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, A.B. Брушлинского, Л.Г. Вяткина, З.И. Калмыковой отмечается важная роль школьного образования для формирования творческих способностей, так как именно детский возраст является сензитивным периодом для их развития.

Закономерности учебно-творческой деятельности выявлены В. И. Андреевым, Т. В. Кудрявцевым, Ю.Н. Кулюткиным, В. Г. Разумовским, А. И. Матюшкиным, М. И. Махмутовым. В работах Ю.Н. Кулюткина, Я.А. Пономарева, О.К. Тихонова обосновывается, что успешность учебно-творческой деятельности часто зависит не столько от уровня развития формально-логических, сколько от эвристических, интуитивных процедур интеллектуальной деятельности. Один из важнейших признаков учебно-творческой деятельности - появление в результате ее осуществления психических новообразований: знаний, умений, творческих способностей личности.

Проблемы творческого мышления исследуются в работах A.B. Брушлинского, З.И. Калмыковой, Б.М. Кедрова, A.M. Матюшкина, Я.А. Пономарева, C.Л. Рубинштейна. Т.В. Кудрявцева, А. Матюшкин, А.Я. Пономарев, А.Ф. Эскулов обосновывают необходимость разработки педагогики творчества как самостоятельной науки.

В настоящее время эта проблема стоит особенно остро из-за возрастания степени социальной неопределенности. В связи с этим современным обществом предъявляются повышенные требования к поколению, вступающему в жизнь. Способность молодых к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам в решении проблем - это огромный капитал общества. В условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни.

Вопрос изучения креативности имеет давнюю историю. Долгое время эта важная психологическая характеристика вызывала споры, и целые поколения психологов отрицали ее значимость. Выделение ее как самостоятельной психологической особенности требовало доказательства того, что креативность отражает особую психологическую реальность, не сводящуюся к той, которая описывается другими характеристиками, традиционно изучаемыми в психологии, и позволяет создать более точный портрет индивидуальности. Вокруг изучения проблемы креативности объединились исследователи, владеющие разными знаниями, методами и представлениями об этом вопросе и предлагающие различные пути решения. Большинство работ по данной проблеме связано с именами зарубежных психологов (Т. Амабайль, Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Медник, Дж. Рензулли, К. Роджерс, Р. Стернберг, Г. Уоллес и др.). В отечественной психологии понятие "креативность" рассматривается как синоним слова "творческость". Особый вклад в исследования этого направления внесли фундаментальные труды Д.Б. Богоявленской, Я.А. Пономарева, A. M. Матюшкина, а также работы таких исследователей, как В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, B. C. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др. Накоплен большой и содержательный материал, который дал определенные результаты, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Однако единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует всеми признанных методик, диагностирующих данное свойство.

Во многих случаях разногласия в определении места креативности в структуре личности и ее психологического содержания, источников и условий ее развития диктуются различными теоретическими позициями. Можно выделить несколько направлений в исследовании явления креативности. Представители одного из них - когнитивного - связывают исследование креативности с изучением познавательных процессов, выявляют связи креативности с уровнем интеллекта, выделяют и рассматривают стадии, уровни и типы креативного процесса. Следует отметить, что в центре внимания этих исследователей находится креативное мышление (М. Воллах, Дж. Гилфорд, Г. Грубер, Н. Коган, С. Медник, Я.А. Пономарев, Е.П. Торренс, Г. Уоллес и др.).

Другое направление в изучении природы креативности - личностное - ориентировано на исследование тех личностных аспектов, которые связаны с процессом творчества. Представителями этого направления А. Адлер, Т. Амабайль, Ф. Баррон, М. Коллинз, К. Мартиндэйл, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Харрингтон и др. Выявляются характерологические, мотивационные, эмоциональные, социально-ролевые качества личности творчески проявивших себя людей, рассматривается связь креативности с самоактуализацией личности.

Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение креативности, многообразие аспектов и подходов в определении природы креативности, в выделении условий реализации и развития креативных качеств личности, значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к исследованию источников и условий развития креативности личности в разные возрастные периоды. Решение данной проблемы в своих трудах отразили Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, В.Н. Козленко, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, B. C. Юркевич и др. Одной из нерешенных проблем остается разработка диагностических методик, адекватно отражающих актуальный уровень креативности личности, а также задача по совершенствованию технологий для развития данного свойства. В настоящее время ощущается острое противоречие между теоретическими представлениями о психологической природе креативности, с одной стороны, и практикой развития и диагностики креативности, с другой, становится очевидным, что требуются более комплексные и разработанные подходы, как к диагностике, так и развитию креативности личности.

Объект исследования: креативные способности учащихся 5-6 классов на уроках истории.

Предмет исследования: процесс развития креативных способностей учащихся 5-6 классов на уроках истории.

Цель исследования: изучить развитие креативных способностей учащихся 5-6 классов на уроках истории.

Задачи исследования:

- дать анализ опыта организации процесса развития креативных способностей учащихся;

- охарактеризовать понятие и особенности креативных способностей учащихся 5-6 классов;

- определить творческие задания как средства развития креативных способностей учащихся;

- проанализировать творческие задания школьных учебников по истории 5-6 классов;

- выявить формы и методы формирования креативных способностей учащихся;

- показать обобщение опыта развития креативных способностей учащихся на уроках истории

Заключение

Таким образом, направленная диагностика с прогнозируемым результатом, расширение, углубление и конструирование содержания учебных занятий, направленность методов, форм организации работы учащихся на творческий характер деятельности как во время урока, так и во внеурочное время - все это способствует эффективному развитию креативных способностей учащихся.

Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения креативных заданий.

Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию.

Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта).

Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ.

Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии фиксируется, какие способы решения креативных заданий применяют учащиеся, и делается вывод о повышении уровня развития креативных способностей учащихся.

Таким образом, организация творческой деятельности учащихся с учетом выбранной стратегии предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:

1. Изменение роли ученика. Изменение роли ученика, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности.

2. Комфортная психологическая обстановка. Важен благоприятный психологический климат в ученическом коллективе, царящий в том случае, когда создана атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности.

3. Создание внутренней мотивации учения. Необходимость внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах. Только на их основе возможно успешное развитие креативных способностей.

4. Корректная педагогическая помощь ребенку. Ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.

5. Сочетание разнообразных форм работы. Оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке.

6. Межпредметность. В процессе решения креативных задач необходимо использовать знания из разных областей. И чем сложнее задача, тем больше знаний следует применить для ее решения.

7. Создание ситуации успеха. Задания креативного характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Не стоит готовить творческие задания для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу.

8. Самостоятельность выполнения креативного задания. Необходимы сложные, но посильные для детей творческие задания, которые стимулируют интерес к творческой деятельности и развивают соответствующие умения.

9. Разнообразие креативных заданий, как по содержанию и по формам, так и по степени сложности. Оптимальное сочетание креативных и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности.

10. Последовательность и системность в развитии креативных способностей учащихся. Эпизодический характер креативных упражнений не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии креативных способностей детей.

Список литературы

1. Алексашкина Л.Н. О типологии учебников истории для основной и старшей школы // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. - № 8. С. 25-31; № 9. С 21-30.

2. Алексеева, Е.А. Творческий потенциал личности / Е.А. Алексеева. - Нижний Новгород: ВГАВТ, 2008. – 31 с.

3. Алексеева, Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: научно-методическое пособие / Т.Б. Алексеева. Санкт-Петербург: Книжный дом, 2008. – 301 с.

4. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие Текст. / Р. Арнхейм; пер. с англ. В.Н. Самохина. - Москва: Прогресс, 2011. – 392 с.

5. Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 164 с.

6. Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе. Практическое пособие для системы постдипломного образования. М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2002. 160 с.

7. Бацын В.К. О реформе исторического образования // Преподавание истории в школе. – 1997. - № 8. С.16-22.

8. Берлянд И.Е. Учебная деятельность в школе развивающего обучения и в школе диалога культур // Дискурс. – 1997. № 3-4. С. 117-142.

9. Бирюкова И.Г. Личность и эпоха: элементы социальной психологии на уроках отечественной истории// Преподавание истории в школе. – 1999. - № 5. С.55-62.

10. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Академия, 2012. - 320 с.

11. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. Москва: Знание, 2011. - 96 с.

12. Борев, Ю.Б. Эстетика: учебник / Ю.Б. Борев. - Москва: Высшая школа, 2012. – 511 с.

13. Верб, Э.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры школьников: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Э.А. Верб. - Москва: ЛГПИ, 2010. – 80 с.

14. Вербицкий А. А. Педагогические технологии контекстного обучения /А. А. Вербицкий. — М.: РИЦ МГУ им. М. А. Шолохова, 2010. — С.14.

15. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М.: 1997. — С. 26.

16. Выготский, Л.C. Психология искусства / Л.С. Выготский. Под общ. ред. М.Г. Ярошевского. - Москва: Педагогика, 2007. - 344 с.

17. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

18. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практич. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 175 с.

19. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. 176 с.

20. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: практ. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.

21. Гайсина, Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования / Г.И. Гайсина. - Москва: Издательство Прометей, 2012. – 316 с.

22. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее (Кризис образования в России на пороге ХХ1 века). Челябинск: «Книга», 1993. 240 с.

23. Головатенко А. Деидеологизация преподавания или обновление догм? // Преподавание истории в школе. – 1991. - № 2. С.121-131.

24. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988

25. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. – М., 1966.

26. Диагностика изменений в образовании. Монографический сборник под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: ЦПКЖК, 2002.192 с.

27. Динерштейн Е.Е. Проблема систематизации преподавания истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 8. С. 42-45.

28. Дичковская Л.Н. Изучение личности учащегося и классного коллектива и составление психолого-педагогической характеристики: Методические указания для студентов, проходящих пед. практику / Авт.-сост. Л. Н. Дичковская. – Минск: БГУ. 2010 – 82 с.

29. Дмитриева, Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки / Музыкальное воспитание в школе, вып. 15: Сборник статей. Москва: Музыка, 2012. - С. 96-111.

30. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М. Дьяченко. - Москва: Междунар. образоват. и психол. колледж: Психол. ин-т, 2006.- 197с.

31. Ежеленко, В.Б. Новая педагогика: Теория и методика пед. процесса: Учеб. пособие / В.Б. Ежеленко. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ, 2009. 246 с.

32. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Ермолаева. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2011. – 194 с.

33. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории: Учебно-методическое пособие для учителя. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. 128 с.

34. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности: Текст. Учеб. Пособие / И.П. Калошина. Москва: Юнити-Дана, 2010. – 430 с.

35. Коган, Л.Н. Искусство и мы Текст. / Л.Н. Коган. - Москва: Молодая гвардия, 2010. – 272 с.

36. Коротков М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 270 с.

37. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕС, 2001. 256 с.

38. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практическое пособие для учителей. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. 192 с.

39. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. 272 с.

40. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.

41. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. – М., 1982.

42. Лук, А.Н. Психология творчества Текст. / А.Н. Лук. - Москва: Наука, 2008. - 128 с.

43. Матюшкин, A.M. Развитие творческой активности школьников / A.M. Матюшкин. Москва: Педагогика, 2011. – 160 с.

44. Морозова С.А. Проблема гуманизации школьных курсов истории в методической литературе 1950-1990-х гг. // Преподавание истории в школе. - 1991. - № 3. С.78-83.

45. Новиков М.В., Перфилова Т.Б. Новые учебники по истории: рекомендации сообщества профессионалов // Преподавание истории в школе. – 2001. - № 5. С. 60-68

46. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. Москва: Высшее образование, 2007. – 430 с.

47. Педагогика: Учебное пособие / В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк и др.; под ред. проф. В.Г. Рындак. - Москва: Высшая школа, 2009. -. 495.с.

48. Педагогические технологии / Развитие творческих способностей учащихся: идея, сомнения, опыт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org/forum/topic1982.html. - Дата доступа: 12.06.2011 – уровни познания, черты педагога.

49. Плоткин Г.М. Стандарты и школа: нужны ли они друг другу? // Преподавание истории в школе. – 1994. - № 8. С.53-54.

50. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. Москва: Педагогика, 2006. – 280 с.

51. Прохоров А.П. Что нам изучать на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 1990. - № 1. С.60-65.

52. Соколов В.Ю. Основания и формы проектирования содержания исторического образования. Метод. пособие по спецкурсу. Томск: Изд-во Томск. ун-та,1998. 16 с.

53. Стандарт среднего (полного) общего образования по истории. Базовый уровень // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. - № 7. С.8-13.

54. Степанищев А. Т. Методика преподавания истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.

55. Степанищев А.Т. История России в вопросах, задачах, графиках. – М., 1995.

56. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 239 с.

57. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003. 240 с.

58. Студеникин М.Т. Некоторые итоги и перспективы реформ исторического образования //Преподавание истории в школе. – 2001. - № 2. С.61-62.

59. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. Лес проблем и вариант дороги. Поиск путей обновления школьного исторического образования // Преподавание истории в школе. – 2000. - № 1. С. 50-54.

60. Тош Джон Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.: Изд-во «Весь мир», 2000. 296 с.

61. Троицкий Ю. Л. Технология исторического образования / Л. Ю. Троицкий // Преподавание истории и обществознания в школе. -2004.- № 4. — С.46–48.

62. Тряпицына, А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников / А.П. Тряпицына. - Москва, 2009. – 91 с.

63. Условия и пути развития творческих способностей школьников подросткового возраста. Открытый портал Психология личности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.filolingvia.com/publ/39-1-0-434. - Дата доступа: 12.06.2011 – 7.06.2011

64. Шарова О.М. Развитие творческих способностей школьников. Образовательный портал Страна мастеров. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stranamasterov.ru/node/1336. - Дата доступа: 12.06.2011 – 7.06.2011

65. Шевченко Н. И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания / Н. И. Шевченко. — М.: Русское слово, 2008. — С.127.

66. Шевырев А.П. Тенденции развития учебной литературы по истории России // Преподавание истории в школе. – 2000. - № 7. С.59-64.

67. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога / Т. А. Шишковец. — М.: ВАКО, 2005. — С. 79–81.

68. Юдовская А. Я. Критически осмыслить прочитанное / А. Я. Юдовская // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2004. — № 10. С.46–50.

69. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: 2000. — С.34–37.

70. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. - Москва: «Флинта», 2010. – 224 с.

71. Ясперс Карл Смысл и назначение истории. Изд. 2-е. М.: Республика, 1994. 527 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Влияние СМИ на общественное мнение
  2. Освободительное движение в 60-90 годы 19 века. Русское народничество
  3. Формы и методы духовно-нравственного воспитания на уроках Кубановедения
  4. Основные направления философии 20 века
  5. Тактика допроса
  6. Правовой статус НАТО и его деятельность
  7. Проявление агрессии у мальчиков и девочек младшего школьного возраста
  8. Государственное муниципальное управление
  9. Советское законодательство эксплуатации аренды 1921-1928 гг
  10. Россия в XIX веке
  11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
  12. Журналистика
  13. История банковской системы
  14. Формы и методы общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов
  15. Правовые основы опеки и попечительства
  16. Психологические особенности образа «Я» у детей из неблагополучных семей.
  17. Денежная система Украины
  18. Краеведение Забайкалья
  19. Понятие и содержание права собственности (гражданское право)
  20. Помехи
  21. Система и виды учреждений и органов, исполняющих наказания, ее социальное назначение
  22. Коллизионные вопросы права собственности в международном частном праве
  23. Принципы права социального обеспечения
  24. Становление и развитие органов государственной безопасности
  25. Содержание деятельности руководителя ДОУ общеразвивающего вида по развитию персонала
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: