Интерес со стороны государства к проблеме детства не угасает на протяжении нескольких лет. Президент Российской Федерации в ставших традицией посланиях Федеральному Собранию постоянно подчеркивает важность и значимость семьи, материнства и детства для России в целом. Не стало исключением и ежегодное Послание Президента РФ от 30 ноября 2010 г., в котором главное внимание Д.А. Медведев уделил необходимости эффективной государственной политики в области детства. Так, Президент РФ, выступая с обращением к Федеральному Собранию, отметил, что "...нам не должно быть стыдно за то, какую страну мы передадим нашим детям и внукам, но не менее важно, в каких руках будет находиться судьба России"1.
В целях формирования эффективной государственной политики в области детства Президент РФ предложил целый пласт мероприятий, комплексная реализация которых будет способствовать достижению поставленной цели.
Во-первых, обозначено повышение доступности и качества медицинской, социальной помощи матерям и детям, в частности дальнейшее развитие программы "Родовой сертификат", системы восстановительного лечения для детей первых трех лет жизни, новорожденных с низкой массой тела, увеличение государственной поддержки лечения бесплодия, в т.ч. с применением технологий экстракорпорального оплодотворения.
Во-вторых, осуществление технологической модернизации детских поликлиник и больниц, повышение квалификации их сотрудников, на что выделены серьезные средства из федерального и регионального бюджетов.
В-третьих, немаловажна и поддержка молодых и многодетных семей. Остро стоящую проблему с жильем в связи с нехваткой денежных средств предлагается решать посредством использования материнского капитала на погашение ипотечных жилищных кредитов и займов (договоры по которым заключены по 31 декабря 2010 г.).
В-четвертых, улучшить ситуацию с демографическим кризисом посредством радикального увеличения количества семей с тремя и более детьми, создания для них режима наибольшего благоприятствования. В качестве экономических стимулов увеличения многодетных семей предлагается законодательное закрепление предоставления бесплатных земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего и последующего ребенка, введение так называемого регионального материнского капитала.
В-пятых, предлагается увеличение размера налогового вычета до 3 тыс. рублей в месяц на каждого ребенка, начиная с третьего, отменив при этом стандартные вычеты, носящие символический характер.
В-шестых, в развитие вышеназванного положения предлагается поддержать лиц, осуществляющих благотворительную деятельность, используя инструменты льготного налогообложения. Кроме того, предлагается восстановить справедливость и исключить средства, получаемые на поддержку детей от благотворительных организаций, из налогооблагаемого дохода.
Далее, в-седьмых, для разрешения наболевшего вопроса о детских садах предлагается во всех регионах реализовать программы реконструкции старых и строительства новых детских садов, поддержать вариативные формы дошкольного образования, в т.ч. систему негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, рассмотреть возможность снижения арендных ставок и установления льгот по налогу на имущество для новых видов детских садов, в т.ч. семейных детских садов, для детей, которые не посещают детские сады, необходимо создать дошкольные группы в общеобразовательных школах.
Безусловно, планируемые мероприятия заслуживают внимания и всесторонней поддержки, вот только вопрос об их реализации стоит достаточно остро, поскольку проблемы, затронутые Президентом РФ, наболевшие, формирующиеся годами, искоренить в одночасье весьма затруднительно, если не невозможно. Требуется совершенно иной подход, и модернизация как цель, идея должна произойти прежде всего на уровне отдельно взятой личности, которая будет нести совершенно иную ментальность.
Объект исследования: органы опеки и попечительства РФ.
Предмет исследования: процесс правовой регламентации органов опеки и попечительства в РФ.
Цель исследования: изучение правовых основ опеки и попечительства.
Предмет исследования:
рассмотреть основные проблемы опеки и попечительства;
осветить законодательство в области защиты прав и интересов несовершеннолетних как основы формирования ювенального законодательства России;
охарактеризовать разногласия и споры по вопросам опеки и попечительства;
рассмотреть деятельность органов опеки и попечительства по защите прав ребенка в семье.