Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Правовые основы опеки и попечительства





Содержание

Введение 3

1. Правовые основы опеки и попечительства в России 6

1.1 Основные проблемы опеки и попечительства 6

1.2 Законодательство в области защиты прав и интересов несовершеннолетних как основа формирования ювенального законодательства России 19

2. Направления деятельности опеки и попечительства в России 28

2.1 Разногласия и споры по вопросам опеки и попечительства 28

2.2 Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав ребенка в семье 34

Заключение 39

Список использованной литературы 42

Введение

Интерес со стороны государства к проблеме детства не угасает на протяжении нескольких лет. Президент Российской Федерации в ставших традицией посланиях Федеральному Собранию постоянно подчеркивает важность и значимость семьи, материнства и детства для России в целом. Не стало исключением и ежегодное Послание Президента РФ от 30 ноября 2010 г., в котором главное внимание Д.А. Медведев уделил необходимости эффективной государственной политики в области детства. Так, Президент РФ, выступая с обращением к Федеральному Собранию, отметил, что "...нам не должно быть стыдно за то, какую страну мы передадим нашим детям и внукам, но не менее важно, в каких руках будет находиться судьба России"1.

В целях формирования эффективной государственной политики в области детства Президент РФ предложил целый пласт мероприятий, комплексная реализация которых будет способствовать достижению поставленной цели.

Во-первых, обозначено повышение доступности и качества медицинской, социальной помощи матерям и детям, в частности дальнейшее развитие программы "Родовой сертификат", системы восстановительного лечения для детей первых трех лет жизни, новорожденных с низкой массой тела, увеличение государственной поддержки лечения бесплодия, в т.ч. с применением технологий экстракорпорального оплодотворения.

Во-вторых, осуществление технологической модернизации детских поликлиник и больниц, повышение квалификации их сотрудников, на что выделены серьезные средства из федерального и регионального бюджетов.

В-третьих, немаловажна и поддержка молодых и многодетных семей. Остро стоящую проблему с жильем в связи с нехваткой денежных средств предлагается решать посредством использования материнского капитала на погашение ипотечных жилищных кредитов и займов (договоры по которым заключены по 31 декабря 2010 г.).

В-четвертых, улучшить ситуацию с демографическим кризисом посредством радикального увеличения количества семей с тремя и более детьми, создания для них режима наибольшего благоприятствования. В качестве экономических стимулов увеличения многодетных семей предлагается законодательное закрепление предоставления бесплатных земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего и последующего ребенка, введение так называемого регионального материнского капитала.

В-пятых, предлагается увеличение размера налогового вычета до 3 тыс. рублей в месяц на каждого ребенка, начиная с третьего, отменив при этом стандартные вычеты, носящие символический характер.

В-шестых, в развитие вышеназванного положения предлагается поддержать лиц, осуществляющих благотворительную деятельность, используя инструменты льготного налогообложения. Кроме того, предлагается восстановить справедливость и исключить средства, получаемые на поддержку детей от благотворительных организаций, из налогооблагаемого дохода.

Далее, в-седьмых, для разрешения наболевшего вопроса о детских садах предлагается во всех регионах реализовать программы реконструкции старых и строительства новых детских садов, поддержать вариативные формы дошкольного образования, в т.ч. систему негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, рассмотреть возможность снижения арендных ставок и установления льгот по налогу на имущество для новых видов детских садов, в т.ч. семейных детских садов, для детей, которые не посещают детские сады, необходимо создать дошкольные группы в общеобразовательных школах.

Безусловно, планируемые мероприятия заслуживают внимания и всесторонней поддержки, вот только вопрос об их реализации стоит достаточно остро, поскольку проблемы, затронутые Президентом РФ, наболевшие, формирующиеся годами, искоренить в одночасье весьма затруднительно, если не невозможно. Требуется совершенно иной подход, и модернизация как цель, идея должна произойти прежде всего на уровне отдельно взятой личности, которая будет нести совершенно иную ментальность.

Объект исследования: органы опеки и попечительства РФ.

Предмет исследования: процесс правовой регламентации органов опеки и попечительства в РФ.

Цель исследования: изучение правовых основ опеки и попечительства.

Предмет исследования:

рассмотреть основные проблемы опеки и попечительства;

осветить законодательство в области защиты прав и интересов несовершеннолетних как основы формирования ювенального законодательства России;

охарактеризовать разногласия и споры по вопросам опеки и попечительства;

рассмотреть деятельность органов опеки и попечительства по защите прав ребенка в семье.

Заключение

Таким образом, в каком бы качестве не выступали органы опеки и попечительства, защищая право ребенка на жизнь и воспитание в семье, им предстоит обладать информацией о возможности нарушения этого права, либо о его нарушении, когда оно уже состоялось. К числу пострадавших Семейный кодекс относит детей, оставшихся без попечения родителей (Данное понятие вошло в правовой лексикон в 60-е годы прошлого века.) К ним п. 1 ст. 121 относит детей, чьи родители: умерли; лишены родительских прав; ограничены в родительских правах; признаны недееспособными; больны; длительно отсутствуют; уклоняются от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов; отказываются взять своих детей из образовательных, медицинских организаций, а также организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций; создают своими действиями или бездействием условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей, препятствуют их нормальному воспитанию и развитию. Данный перечень причин утраты ребенком родительского попечения п. 1 ст. 121 СК не относит к числу исчерпывающих. Но всякий раз речь идет о детях, имевших или имеющих родителей, невыполнение которыми родительских обязанностей без преувеличения можно назвать преступлением. Разобраться в его источниках, документально подтвердить тот факт, что несовершеннолетний остался без законного представителя - дело органов опеки и попечительства, объемное по своему характеру, от качества выполнения которого нередко зависит его судьба.

В наше время появилось еще одно понятие, имеющее прямое отношение к обеспечению прав ребенка в семье. Имеется в виду словосочетание "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации". Никаких разъяснений в законе, подзаконном акте на этот счет пока нет. Правда, возникновение трудной жизненной ситуации иногда связывают с бедностью семьи или состоянием здоровья ее членов, особенно детей. Вряд ли можно этим ограничиться. Причиной ее возникновения могут стать и другие обстоятельства, примерный перечень которых необходим для того, чтобы для понимания трудной жизненной ситуации существовал бы их примерный перечень, пусть даже в подзаконном акте.

Признание права на существование в законе, подзаконном акте понятия "трудная жизненная ситуация" порождает сложную проблему ее выявления. Рассчитывать только на получение подлежащей проверке информации явно недостаточно. Как выявить "трудную жизненную ситуацию" - вопрос крайне сложный. Тем более что согласно ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно: "никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом". Но какой бы ни был выход из положения, все равно представлять интересы ребенка в разных ситуациях, будь то дети, лишившиеся родительского попечения, или те, кто, имея родителей, оказались в трудной жизненной ситуации, предстоит защитникам их интересов, т.е. органам опеки и попечительства, упоминание о роли которых пронизывает весь текст современного Семейного кодекса. Вот почему приходится говорить еще об одном широком по своему объему направлении их деятельности, правовые основы которого еще не разработаны.

Объединенные единой целью - защитить права, интересы ребенка в семейно-правовой сфере, все три направления деятельности органов опеки и попечительства образуют единую централизованную систему, во главе которой находится орган опеки и попечительства как орган исполнительной власти, выражающий волю государства по вопросам защиты прав и интересов детей в семье. Всем остальным организациям любого уровня (общественным, благотворительным) ради успешного выполнения своих функций по защите прав ребенка в семье предстоит взаимодействовать с органами опеки и попечительства по линиям, обозначенным в Типовом положении федерального значения о статусе органов опеки и попечительства, в аналогичных положениях субъектов Федерации.

Список литературы

1. Конституция Рос. Федерации: принята референдумом 12 декабря 1993 г.: с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г. // Российская газета. 2009. 21 янв.

2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ: в ред. от 17.12.2009 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 51. Ст. 6163.

3. О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации": Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 18. Ст. 2151.

4. О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. N 1539-КЗ // Кубанские новости. 2008. 22 июля. N 120.

5. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 13 ноября 2006 г. N 1132-КЗ: в ред. от 20.12.2010 // Кубанские новости. 2010. 22 дек. N 226.

6. Об Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 26 июня 2002 г. N 498-КЗ: в ред. от 05.05.2009 // Кубанские новости. 2009. 7 мая. N 72.

7. О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями Краснодарского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних: Закон Краснодарского края от 29 декабря 2007 г. N 1372-КЗ: в ред. от 05.04.2010 // Кубанские новости. 2010. 8 апр. N 57.

8. Об утверждении краевой целевой программы "Дети Кубани" на 2009 - 2013 гг.: Закон Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. N 1654-КЗ: в ред. от 29.12.2010 // Кубанские новости. 2010. 30 дек. N 231.

9. О состоянии работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных образованиях Краснодарского края в рамках реализации Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 г. N 1539 "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае за 4 месяца 2009 г.": Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Краснодарского края от 20 мая 2009 г. N 4/1.

10. Там же.

11. Ювенальное право: Учебник для вузов / Под ред. А.В. Заряева, В.Д. Малкова. М.: ЗАО "Юстицинформ", 2005.

12. Борисова Н.Е. Развитие ювенального права в России. М., 1999.

13. Мозолин В.П. Система российского права / Доклад на Всероссийской конференции 14 ноября 2001 г. // Государство и право. 2003. N 1.

14. Пилипенко Е.А. Система российского права: структурно-сравнительный анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003.

15. Бачило И.Л. Проблемы гармонизации в законодательстве // Журнал российского права. 2000. N 8.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Театр, как форма организации досуга детей в системе социального обслуживания
  2. Положительные и негативные стороны глобализации
  3. Современная социально-демографическая ситуация в России
  4. Совершенствование планово-предупредительной выправки пути с внедрением машинных комплексов
  5. Теория правового государства 1
  6. Экономическая политика в сфере производства информации и информационных технологий в СПб
  7. Проблема определения, декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров
  8. Понятие и признаки преступления
  9. Оценка финансового состояния ОАО «Ростелеком»
  10. Администрация Президента РФ
  11. Регулирующие воздействия государственного сектора
  12. Технологии адаптации лиц без определенного места жительства на примере Центра социальной адаптацииФилимонки
  13. Правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации
  14. Изобразительная деятельность как средство развития детей раннего возраста
  15. Предпринимательское право
  16. Судебные системы современности. Специализированные судебные органы в современном мире
  17. Особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
  18. Джон Локк и его педагогические учения
  19. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  20. Исследование системы управления фармацевтическим предприятием
  21. Проблемы смыслов и ценностей в философии
  22. Криминалистическое обеспечение расследования квартирных краж
  23. Разработка и внедрение новых товаров
  24. Формирование модели электронного правительства Волгоградской области
  25. Подготовка кадров для государственной и муниципальной власти
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: