Журналисты сегодня - словно духовные деятели. Использую свое большое влияние на массы, они овладевают умами людей, как и учителя, пастыри, священнослужители. СМИ сегодня - это один из редких социальных институтов, обладающих правом и возможностями сеять доброе, вечное, разумное. И очень важно, чтобы журналисты понимали и принимали такую ответственность перед читателями, зрителями, слушателями. Не забывали, что каждое сказанное ими слово - это ответственность.
СМИ - это и субъект и объект политической жизни. Материалы и программы влияют на формирование общественного мнения в современном мире. И с каждым днем их роль в этом процессе возрастает.
Оказывая влияние на мнение общественности, средства массовой информации осуществляют такие задачи, как:
1. Формирование списка приоритетов на день: что и в каком аспекте обсуждается обществом;
2. Переключение мнения аудитории с одного аспекта на другой;
3. Создание и введение в мнение общественности новые темы и ситуации;
4. контрпропаганда, суть которой - ответ на иностранные действия в плане информации.
5. Информационная политическая поддержка по указанию власти для формирования мнения общественности.
Во многом мнение общественности определяет общественную жизнь и указывает направление для действий части социальных институтов - и СМИ в том числе. Так как СМИ стремятся к освещению актуальных и значимых общественных проблем и по многим критериям рассматривают их с позиции мнения общественности, то можно смело сделать вывод о том, что именно общественное мнение определяет деятельность средств массовой информации.
Само же мнение общественности складывается с одной стороны как отражение объективно случающихся процессов, а с другой - результат целенаправленного воздействия, который реализовывается через самые разные коммуникационные каналы, в первую очередь - через средства массовой информации.
Механизмы формирования мнения общественности очень различны и находятся в сильной зависимости от способов общения и контакта гражданского общества с властью, организованности общественности, уровня институциализации демократии.
В общем различают стихийные, эмоциональные, рационально-сознательные способы складывания мнения общественности и опросы.
Чувственные, эмоциональные механизмы и способы формируются в основном на основе межличностной коммуникации. Проходит немало времени, дабы через такие каналы сложилось групповое, а затем и массовое мнение.
Мнение общественности складывается, в том числе и за счет действия специализированных структур, которые на профессиональной основе создают и транслируют конкретные оценки от лица общественных масс. Профессионализация здесь вплотную связана с рациональными мероприятиями подготовки общественных позиций, моделированием каналов, контролем за распространяемой информацией и ее препровождение до властных структур.
Способы формирования, называемые стихийными, в основном подразумевают использование выступления СМИ или мнения лидера. В последнем случае в позициях, высказанных авторитетным лидером, подаются уже неявно существующие гражданские мнения по какому-то вопросу. В границах этого способа, концентрации масс вокруг конкретных явлений и идей средств массовой информации стараются избавиться от противоречий в отображении событий, стремятся достичь однозначного понимания происходящего. Причем в этот же момент культивируются абсолютно конкретные отношения, стереотипы, шаблоны, эмоциональные состояния. Зачастую используются специальные методы подсознательного стимулирования. Он заключается во внедрении в поток новостей упрощенных и стандартизированных представлений, которые содержат конкретные оценочные ассоциации, стандарты или стереотипы, вызывая автоматическую отрицательную или положительную реакцию общественных масс на какое-то событие.
Опросы мнения общественных масс очень настойчиво утверждаются в странах как важнейший инструмент умонастроений. Это средство «политической разведки», определения позиций населения в самых разных политических проблемах.
Но тут следует заметить, что такие опросы из средства «зондажа» настроений избирателей превратились в инструмент придания им нужной направленности. Определяя личные позиции опрашиваемых, опросы устанавливают их в границах представлений коллектива.
Немалую роль играет «эффект успеха»: склонность людей принимать для себя мнения большинства. Специалисты улавливают тенденцию перехода политических избирателей на сторону лидирующего кандидата. Такому претенденту СМИ уделяют гораздо больше внимания, чем остальным кандидатам, и благодаря этому он наращивает свою известность.
Подводя итог, можно сказать о том, что сложно переоценить роль средств массовой информации в информационно-психологическом воздействии на каждого человека. В принципе, только они и формируют мнение общественности и мировоззрение каждого человека в отдельности.