Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Оценка и анализ угроз военно-экономической безопасности





Содержание

Введение 3

1. Теоретические подходы к формированию военно-экономической безопасности 7

1.1 Сущность и содержание военно-экономической безопасности 7

1.2 Компоненты военно-экономической безопасности 23

1.3 Проблемы защищенности личности, общества и государства от военных угроз 23

2. Тенденции развития процессов обеспечения военно-экономической безопасности России 35

2.1 Особенности развития оборонно-промышленного комплекса в целях противодействия факторам теневой экономики как угрозы военно-экономической безопасности 35

2.2 Характер угроз военно-экономической безопасности 58

Заключение 67

Список использованной литературы 69

Введение

Военно-экономическая безопасность - это способность военной эко­номики устойчиво поддерживать необходимую военную мощь и реализо­вывать военно-экономический потенциал в объеме и в сроки, предусмот­ренные военной доктриной государства.

Вопросы разработки показателей, пороговых значений и критериев военно-экономической безопасности государства, как необходимого усло­вия ее мониторинга и прогнозирования расходов на национальную оборо­ну прибрели сегодня исключительно актуальное значение.

Важнейшими категориями и показателями военно-экономической безопасности (ВЭБ) являются военно-экономический потенциал (ВЭП) и военно-экономическая мощь (ВЭМ), которые являются экономическими категориями, производными от экономического потенциала (ЭП) и эконо­мической мощи (ЭМ).

Экономический потенциал страны - это объективные возможности, которыми располагает государство для производства материальных средств в целях удовлетворения потребностей общества. Эти возможности определяются объемом и качеством реальной экономики. Показателями ЭП являются количество и структура трудовых ресурсов; величина производственных фондов, минерально-сырьевых ресурсов, топлива, энергии и т.п.

Если ЭП показывает, каким может быть общественное производство, то экономическая мощь - это реальная способность экономики удовлетворять многообразные потребности общества. Одно из важнейших проявлений ЭМ - функционирующее общественное производство, обобщенными показателями которого являются совокупный общественный продукт (СОП), национальный доход (НД), валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП).

Количественно ВЭМ государства определяется масштабами налич­ной военной экономики (ВЭ).

Военно-экономический потенциал - это часть ЭП, которую государ­ство может использовать в военных целях при максимальном военно­экономическом напряжении и сведении к минимуму всех невоенных по­требностей общества.

Обобщенную картину военно-экономической безопасности дают представленные в динамике показатели экономической мощи, военной мощи, военно-экономического потенциала и военно-экономической мощи. Их состояние следует соотносить с аналогичными показателями других стран. Для этого необходимо осуществлять постоянный мониторинг показателей, смысл которого состоит в отслеживании текущего состояния и намечающихся тенденций их изменений.

Показатели ВЭП и ВЭМ количественно являются теми или иными частями ЭП и ЭМ, поэтому могут быть представлены в показателях ЭП и ЭМ в виде их доли. Например, ВЭМ страны составляла в конце 80-х годов 20 % ВВП, а в настоящее время - менее 3 %. ВЭМ в войнах ХХ в. в ряде стран достигла 50 % ЭМ, что и было тем пределом, который составлял границу ВЭП тех лет. Широко применяются показатели:

 численность и доля людских ресурсов, мобилизованных (или при­годных для мобилизации) в армию, занятых в производстве вооружений, в конкретных сферах обороны;

 объем и доля производственных фондов (капитала, мощностей), за­нятых в военной и гражданской экономике, в различных отраслях;

 доля ВВП, ВНП, НД, СОП, идущая на военные цели, ее распределение по целевому назначению в процентах;

 показатели объемов производства вооружения и других предметов военного назначения - стоимостные и натуральные;

 финансовые показатели.

Показатели военно-экономической безопасности характеризуют состояние военной экономики, ее масштабы и структуру, тенденции развития, способность выполнять свое функциональное предназначение. Эти показатели можно свести в три группы:

а) обобщающие показатели ВЭБ,

б) показатели элементов структуры военной экономики,

в) важнейшие пропорции, качественные показатели.

Критерий ВЭБ - это мера соответствия состояния ВЭБ тому уровню, который обеспечивает благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключает опасность ослабления роли и значения России как субъекта международного права, подрыва ее способности реализовать свои национальные интересы на международной арене.

В роли критериев могут использоваться, во-первых, сопоставление показателей ВЭБ с аналогичными показателями геополитических соперников, принцип превосходства по важнейшим показателям.

Во-вторых, в условиях движения к многополюсному миру в роли критерия могут выступать поддержание показателей ВЭБ на уровне средних по "семерке", выше среднемирового уровня или приемлемой доли от соответствующих показателей США.

В-третьих, в качестве критерия можно установить недопущение снижения значения показателей ниже порогового уровня по определенному проценту от установленного числа показателей.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу оценки и анализа угрозы военно-экономической безопасности.

Предмет исследования составляют теоретические положения по поводу оценки и анализа угрозы военно-экономической безопасности.

Цель исследования состояла в осуществлении исследования по поводу оценки и анализа угрозы военно-экономической безопасности.

Для достижения указанной цели были выдвинуты и решены следующие задачи:

 рассмотреть сущность и содержание военно-экономической безопасности;

 показать компоненты военно-экономической безопасности;

 рассмотреть проблемы защищенности личности, общества и государства от военных угроз;

 охарактеризовать особенности развития оборонно-промышленного комплекса в целях противодействия факторам теневой экономики как угрозы военно-экономической безопасности;

 показать характер угроз военно-экономической безопасности.

Методологической основой исследования являлись всеобщий метод познания. Из общенаучных методов - анализ и синтез, дедукция и индукция, исторический и логический, восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении. А также использовались частнонаучные методы исследования - формально-логический, метод системного анализа.

Нормативно-теоретическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, и другие отрасли законодательства Российской Федерации; источники отечественного законодательства, положения постановлений и определений Пленумов Верховного Суда РФ.

Структура исследования определена характером исследуемых в ней проблем, поставленными задачами и логикой исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

Таким образом, под военной безопасностью государства в свою очередь, понимается состояние защищенности жизненно важных интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних военных угроз.

Под экономической безопасностью государства понимается состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую и социально-политическую стабильность в условиях наличия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Непосредственно, органично взаимосвязанная с военной безопасностью и экономической безопасностью, военно-экономическая безопасность государства может быть представлена как состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних военных угроз, при котором оно способно удовлетворять экономические потребности военной организации для ее строительства, содержания и устойчивого развития.

В этой связи, военно-экономическая безопасность представляет собой интегрирующую составляющую двух различных сфер национальной безопасности: военной безопасности и экономической безопасности государства.

При этом военно-экономическая безопасность также является видом национальной безопасности государства, её важной составной частью.

Таким образом, военно-экономическая безопасность государства может быть представлена:

 во-первых, как способность военной экономики устойчиво поддерживать необходимую военную мощь (ВМ) и реализовывать военно-экономический потенциал (ВЭП) в меру и сроки, предусматриваемые военной доктриной государства;

 во-вторых, как состояние национального хозяйства, при котором имеет место достаточное развитие и сохранение научно-производственного потенциала военной экономики, обеспечивающего материально-техническое оснащение вооруженных сил .

Обеспечение военно-экономической безопасности является важнейшей функцией государства.

Как специфическое направление государственной военно­экономической политики, оно охватывает систему отношений между хо­зяйствующими субъектами по удовлетворению военных потребностей общества и имеет целью поиск оптимальных путей решения комплекса во­енно-экономических проблем.

Структурными элементами военно-экономической безопасности (ВЭБ) являются следующие составляющие:

 технологическая;

 технико-производственная;

 валютно-кредитная;

 информационная;

 продовольственная;

 сырьевая;

 энергетическая; а также

 экологическая составляющая.

Список литературы

1. Берляев С.Д. Экономическая безопасность государства в условиях открытой экономики //http://www.kneu.kiev.ua/st_conf/doklad/dok132r.html

2. Бородин А., Долгушин Е. Экономическая безопасность России //http://www.conceptio.ru/articles/0462.html.

3. Военная экономика в период реформ // Власть. 2001. №8 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfit.ru/defensive/obzor/ob07-09-01-2.html (дата обращения: 19.04.2012).

4. Вознесенский С. Почему ВПК выступает за запрет закупок иностранной техники // Воен­ное обозрение. 2011. 25 июля [Электронный ресурс]. URL: http://www.pochemu VPK vystupaet za zapret zakupok-inostrannoy (дата обращения: 19.04.2012).

5. Глуховский И.Г. Приоритетные направления решения проблем национальной экономической безопасности России // Право и безопасность. 2002. №2-3 (3-4) - http://www.dpr.ru/pravo/pravo_3_14.htm.

6. Гундаров В. Оборонный заказ: камень на шее? //Независимое военное обозрение. 05.10.2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www. 2007-10-5/1_zakaz.html (дата обращения:

7. Завьялова Е.Б.Национальная экономическая безопасность России // http://www.eer.ru/ru/292.html.

8. Загашвили В. Национальная экономическая безопасность // Общественные науки и современность. 1995. №2 - http://ecsocman.hse.ru/ons/msg/163945.html.

9. Закупать оружие за границей стыдно // Военно-промышленный курьер. 2012. №3 (420). 25.01.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vpk news.ru/articles/8578 (дата обращения:

10. Иванов В. Военное «железо» неуклонно дорожает // НВО. 25.05.2007 [Электронный ре­сурс]. URL: http://www.voennoe_zhelezo_ neuklonno_dorozhaet (дата обращения: 19.04.2012).

11. Идрисов А. От разрозненных элементов к полноценной корпорации [Электронный ре­сурс]. URL: http://www.archive/idrisov_ot_k (дата обращения: 19.04.2012).

12. Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. №10 - http://www.iea.ru/text/vopr/1998_10.pdf;

13. Калышева Е. Вооружают чужих // Российская Бизнес-газета - Инновации. 2011. № 812 (30). 30.08.2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.2011/08/30/tehnika.html (дата обраще­ния: 19.04.2012).

14. Коновалов А. «Вертолеты России» не заинтересовали Лондонскую биржу [Электронный ресурс]. URL: http://www.news/-220612-rus.html (дата обращения: 19.04.2012).

15. Ларина О.Н. Экономическая безопасность и обеспечение национальных интересов //http://www.enter.ru/economist/278/html.

16. Мокрецов М. У оборонной отрасли должен быть стабильный госзаказ [Электронный ре­сурс]. URL: http://www.news/1319.html (дата обращения: 19.04.2012).

17. Москвин И. Десять лет на полное перевооружение // Электронная газета [Электронный ресурс]. URL: http://www.Файл-РФ 07.10.2011 (дата обращения: 19.04.2012).

18. Омаров М.Н., Спанов И. Проблемы национальной безопасности Кыргызстана на современном этапе его развития // http://www.ca-c.org/journal/cac-04-1999/st_14_omarov.shtml.

19. Оноприенко В.Д. Национальная экономическая безопасность России //http://www.ihst.ru/personal/akm/9t28.htm.

20. Пожаров А.И. Показатели и критерии военно-экономической безопасности. - Военная мысль. № 6, 2000.

21. Полевский Е. Управление развитием высокотехнологичных промышленных предприятий оборонно-промышленного комплекса // «Академия Тринитаризма». М., Эл № 77-6567, публ.16902. 20.10.2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rus/doc/0016/001c/00161892.htm (дата обращения: 19.04.2012).

22. Пустякова Н. Основные механизмы реализации государственной промышленной поли­тики в оборонно-промышленном комплексе на современном этапе // Вопросы защиты информации. 2007. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.articles/178661.php

23. Путин В. Быть сильными: гарантия национальной безопасности для России // Россий­ская газета. 20.02.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.putin2012.ru (дата обращения:

24. РИА Новости. 19.01.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www. 20120119/ 543216874.html (дата обращения: 19.04.2012).

25. Рогозин Д. Инновации в военном деле // Военно-промышленный курьер. 20.01.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.news/63596innovacii_v_voennom-dele.html (дата обращения: 19.04.2012).

26. Рогозин объявил о завершении периода закупки Россией образцов оружия за рубежом // ИНТЕРФАКС-АВН. 16.01.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.roe.ru/news/ lenty/ lenta_12_01_17.html (дата обращения: 19.04.2012).

27. Сафронов И. Владимир Поповкин вылетел с должности в космос // Коммерсантъ. 2011. №77 (4618). 30.04.2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2011/5/3/19516 (дата обращения: 19.04.2012).

28. Сулян В.Б.Миграция и социально-экономическая безопасность России // http://rustrana.ru/article.php?nid=5277&sq=19,23,1269&crypt=.

29. Торгаев Р.А., Берентаев К.Б. Некоторые оценки экономической безопасности в странах с переходной экономикой в контексте устойчивого экономического роста (на примере Казахстана) // http://www.uran.donetsk.ua/~masters/2002/fem/borodina/library/lib5.htm.

30. Христенко В. Главная цель нашей промышленной политики - это достижение Россией высокого уровня национальной конкурентоспособности // Прайм агентство экономической информации. 20.02.2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.2006_12/art86.htm (дата обра­щения: 19.04.2012).

31. Экономическая безопасность России // Социально-гуманитарные знания. 1997. №5 - http://www.auditorium.ru/books/202/Glava1.html.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Договор ренты понятия, разновидности
  2. Правовой статус обвиняемого
  3. Здравоохраниение диссертация
  4. Методика расследования мошенничества
  5. Оптимизация деятельности автотранспортного предприятия за счет совершенствования маршрутов перевозки скоропортящихся грузов подвижным составом ООО «Алтайхолод».
  6. Красота и уродство
  7. Музейная архитектура как вид коммуникации
  8. Атомистическая теория Демокрита
  9. Государственное регулирование научной и наукоемкой сферы
  10. Формирование внешнеполитического образа России в постсоветский период
  11. Американский вариант английского языка. Лингвистические особенности южных диалектов
  12. Прoкурaтурa в Вooруженных Силaх РФ
  13. Характеристика педагогов Воспитательного общества благородных девиц в период с 1859-1862гг
  14. Требования к оформлению работ
  15. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников
  16. Регионализм в южном федеральном округе России
  17. Вертикальная интеграция: понятие, цели, последствия
  18. Расследование незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
  19. Спрос и предложение
  20. Технология осадкогелеобразующих реагентов («КОГОР») и ее модификация. Объект - Ардатовское месторождение
  21. Анализ системы мотивации сотрудников на примере компании
  22. Элементы структуры таможенного правоотношения субьекты обьект содержание
  23. Российские политические традиции и проблемы международных отношений, связанные с ними
  24. Нотариальные действия для иностранных граждан и лиц без гражданства
  25. саморазвитие руководителя
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: