Задачи формирования правовой культуры заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении.
Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. "Дефективность сознания, — отмечал А-С.Макаренко, — это, конечно, не техническая дефективность личности, это дефективность каких-то социальных явлений, социальных отношений, — одним словом, прежде всего, испорченные отношения между личностью и обществом, между требованиями личности и требованиями общества"'.
Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Вот почему работа с семьями воспитанников — важнейшее условие предотвращения правонарушений среди подростков. Неблагоприятной для формирования личности ребенка является семья не только с явной деградацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним "благополучием" скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. Это, в свою очередь, сказывается на отношении школьников к учебе и труду: постепенно в их сознании формируются пренебрежение к труду, ориентация на "выгодную" работу, подчинение трудовых интересов корыстным либо ложно понимаемым престижным устремлениям. Результатом такого "потребительского воспитания" чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из таких семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.
Для подростка более значимо и важно мнение о нем сверстников, чем взрослых — родителей, учителей и т.п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность.
Социально-экономические и общественно-политические процессы, происходящие в нашей стране, коренным образом изменили ситуацию в детском общественном движении, обусловили его демонополизацию и дифференциацию. Возникло множество других новых детских объединений, вместе с тем возрождаются и некоторые ранее действующие организации, в частности скауты. Заметно возросло число религиозных детских объединений. Расширяют сферу своей деятельности патриотические, милосерднические, экологические, спортивные и другие ассоциации, объединения на основе общности интересов.
Участие детей в общественном движении создает необходимые условия для приобретения ими социального опыта, гражданского становления. Стремление детей к неформальному общению, к многообразным формам такого общения возрастает. Это признается специалистами как мировая тенденция развития социальной активности детей. Неслучайно поэтому организация Объединенных Наций в "Конвенции о правах ребенка" наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования предусматривает права детей на их активное участие в жизни общества. Конвенция утверждает права ребенка на свободу слова, получение информации, выбор религии, свободу ассоциаций и мирных собраний. Конвенция ООН о правах ребенка ратифицирована Российской Федерацией в 1992 г.
Сложившееся положение в детском движении изменяет позицию органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений по отношению к детским организациям. Суть этой позиции состоит прежде всего в сохранении и развитии детского движения. Такое отношение подкрепляется реальным участием органов управления образованием в создании условий, гарантирующих детям сотрудничество с руководителями их объединений, стабилизацию, социальную защиту педагогических кадров детских организаций, участие в формировании материально-технической базы детских организаций.
Современные тенденции и динамика социокультурных преобразований способствуют переходу общества от техногенной цивилизации к антропогенной, обеспечивают его интеграцию в качественно новое состояние, которое характеризуется правовой государственностью. В этих условиях возникает необходимость консолидации потенциала различных социальных институтов общества на достижение и развитие правовой культуры, как сложной системы общечеловеческих ценностей, технологий и творчества. (А.Г. Арсентьева, В.А. Караковский. B.C. Олейников, В.П. Сальников и др.).
В решении данной проблемы особая роль принадлежит личностно-ориентированному образованию, гуманистический характер которого основывается на принципах природосообразности, культуросообразности и законосообразности (Е.В. Бондаревская. Н.Ю. Захарченко и др.), являющихся доминирующими в развитии и социализации личности. В этих условиях возникает потребность в педагоге нового типа, обладающего ценностно-мотивационной ориентацией и способным к субъект-субъектному взаимодействию, основанному на паритетных нравственно-правовых началах. Наличие этих качеств во многом предопределяет степень правовой направленности педагога, уровень его педагогической и правовой культуры.
Между тем в педагогической практике, наряд}' с позитивными изменениями, продолжает сохраняться тенденция к отчуждению от ценностей правовой культуры, которая проявляется, прежде всего, в широком распространении авторитарности, инструментально-нормативной рецептурности и стереотипов мышления, лишающих педагогическую действительность приоритетов правовой культуры. (С.В. Кульневич. к.А. Леванова. В.И. Лещинский, З.К, и др.). Состоятельность данных явлений к тому же усугубляется несовершенно системой подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности вообще и формированию правовой культуры, в частности.
Теоретический анализ и обобщенный опыт научно-педагогической деятельности вуза показывают, что значительную часть выпускников характеризует неустойчивость профессиональной направленности и позиции, недостаточная степень сформированности общепедагогических качеств, невысокий уровень правовой культуры.
Так или иначе, сложившаяся система педагогического образования не адекватна потребностям современной практики и требует превращения высшей школы в институт воспроизводства правовой культуры, как необходимого условия в обеспечении не только социально-правовых преобразований (А.Д. Матвиенко, Э.В. Кузнецов, А.Ф. Транин и др.), но и в реализации идей гуманистической педагогики. (Ш.А. Амонашвили, Т.В. Болотина, А.Ф. Никитин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, З.К. Шнекендорф и др.).
Таким образом, в сложившейся социокультурной ситуации явно обостряется противоречие между требованиями, предъявляемыми к уровню правовой культуры педагога с одной стороны, и отсутствием целостной системы ее формирования, - с другой. Данное противоречие обусловило выбор темы исследования, главной проблемой которого является выявление теоретико-методологических основ и педагогических условий формирование правовой культуры будущего педагога в процессе вузовской подготовки.
Объектом исследования является процесс подготовки современного педагога к формированию правовой культуры учащегося.
Предмет исследования составили педагогические условия формирования правовой культуры будущего педагога.
Целью исследования явилось выявление и обоснование организационно - педагогических условий формирования правовой культуры субъектов начального образования.
Основная гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс формирования правовой культуры педагога начального образования будет более эффективным, если: педагогу представлена система ценностно-мотивационных установок на значимость правовой культуры как компонента педагогической культуры.
Задачи исследования:
рассмотреть проблему формирования правовой культуры, содержание понятия правовой культуры;
определить цель формирования правовой культуры (показать идеальную модель формирования правовой культуры);
охарактеризовать методические условия формирования по формированию правовой культуры;
проанализировать основные проблемы в организации процесса формирования правовой культуры субъектов начального образования;
дать анализ организационно- методических условий формирования правовой культуры младших школьников;
разработать идеальную модель формирования правовой культуры субъектов начального образования;
проанализировать реализацию программы формирования правовой культуры субъектов начального образования;
Методологической основой исследования явились основополагающие идеи философской и педагогической антропологии о целесообразном и личностно-творческом характере человеческой деятельности, законах и закономерностях нравственно-правовых явлений. Методологическим ориентиром исследования служили культурологический, аксиологический, личностно-творческий и деятельностный подходы.
В ходе исследования использовались следующие .методы: теоретико-методологический анализ современных литературных источников по проблеме;; педагогический эксперимент в его констатирующей, формирующей и корректирующей функциях; анализ результатов педагогической деятельности субъектов начального образования. в процессе учебных занятий и на педагогической практике.