В настоящее время общество предъявляет большие требования к воспитанию подрастающего поколения, и не только перед школьными учреждениями стоят большие задачи. Одной из них является правильное физическое воспитание детей. Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к минимальной двигательной активности. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать, получать эмоциональное удовольствие.
В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами, как естественными, так и антропогенными. Помимо разных неблагоприятных климатически сложившихся особенностей, на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, компьютерные игры, длительное пребывание в так называемой интернет- зависимости.
Анализ показателей здоровья, физического, а также двигательного развития детей старшего школьного возраста за последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным 2014- 2015 годов, от 30% до 40% детей старшего школьного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. [9]
Научно исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН(научно центр здоровья детей, российская академия медицинских наук) отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:
Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни - в 2 раза, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия)
Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф.Змановский, М.А.Рунова, С.Б.Шарманова, А.И.Федоров), а для ребенка потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в школьных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является условием, который стимулирует развитие интеллектуальной, эмоциональной и других сфер деятельности, то становится очевидным актуальность данного вопроса.
О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная и современная литература разного характера как теоретического, так и методического, в которой рассматриваются роль игры, ее распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т.д. Крупнейшие педагоги, ученые считали игру весьма полезной для детского воспитания. На основе их работ и учета зарубежных публикаций подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся и развивающихся условиях. Так, по утверждению отечественных педагогов Е.Н.Водовозовой, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Е.А.Покровского, К.Д.Ушинского и др., подвижные игры являются наиболее эффективным средством физического воспитания. Подвижные игры, основаны на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в молодом организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему, способствуют созданию хорошего настроения у ребёнка, за счет эмоциональности соревновательного духа. Во время подвижных игр у детей формируются, улучшаются и совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия так же соблюдать установленные правила и условия.
В то же время целый ряд проблем, связанных с физическим воспитанием детей и их развитием, еще не нашли полноценного решения, так как факторов слишком много. К ним мы относим, в частности, использование большего количества разных подвижных игр, целенаправленно развивающих определенное физическое качество. Для всестороннего развития детей чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами - бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазанием, что обеспечит в дальнейшем нормальное развитие и функционирование детского организма, и значительно уменьшит возникновение многих заболеваний в процессе развития.
Так же во многих педагогических программах воспитания и обучения наряду с планированием работы по формированию двигательных умений и навыков большое значение отводится формированию и развитию и двигательных качеств, таких как: быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость.
И это не случайно, стремительный темп современной жизни требует от человека проявления этих физических качеств. Они необходимы как в повседневной жизни, так и оказываются очень важными в каких - либо экстремальных ситуациях.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны.
Развитие физических качеств является одной из важных сторон физического воспитания ребенка. Ученые считают, что при их недостаточном развитии, обучение физическим упражнениям затруднено, а иногда и совсем невозможно, так как увеличивается заболеваемость детей. С педагогической позиции взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как единство содержания двигательного действия.
В качестве средства развития физических качеств мы выбрали подвижные игры. Такие игры являются хотя и не преобладающим, но ведущим типом деятельности детей в школьном возрасте. Игра становится ведущим видом деятельности не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому что игра вызывает именно качественно- количественные изменения в развитии ребенка. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические процессы, развиваются личностные особенности ребенка, а также физические знания умения и навыки. В игре складываются разные виды деятельности, которые помогают ребенку полноценно развиваться.
Игра по своей структуре имеет высокое развивающее значение. Сами по себе игры постоянно развиваются и видоизменяются, что вызывает большой интерес для детей. Это игры, заставляющие логически мыслить, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои возможно нераскрывшиеся способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками. Участие детей в таких играх способствует развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется различное мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех. [1, c.4].
Цель исследования- разработать и доказать эффективность подвижных игр для физического развития детей.
Объект исследования - процесс физического развития детей средствами игровой деятельности.
Предмет исследования - влияние подвижных игр на физическое развитие детей в детском оздоровительном лагере.
Гипотеза исследования: Если разработать специальный комплекс подвижных игр для детского оздоровительного лагеря, то можно будет более эффективно организовать процесс физического развития детей.
Задачи:
1.Изучить научную, научно-методическую и специальную литературу по данной проблеме;
2.Дать характеристику современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей в детском оздоровительном лагере;
3.Разработать комплекс подвижных игр для ДОЛ, способствующих процессу активного развития детей;
4.Выявить значимость подвижных игр в развитии детей;