Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Специфика работы со страхом в когнитивном консультировании





Содержание

Введение 3

Глава 1.Теоретические основы когнитивного консультирования 6

1.1Когнитивное консультирование: понятие и принципы 6

1.2Психологическая характеристика страха 11

Глава 2. Когнитивное консультирование в процессе работы со страхом 20

2.1Особенности работы со страхом в когнитивном консультировании 20

2.2Способы и методы когнитивного консультирования в процессе борьбы со страхом 27

Заключение 44

Список использованной литературы 49

Введение

Актуальность исследования проблемы определяется тем, что беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления психической жизни человека, как и радость, восхищение или гнев. В жизни человека окружающий его мир полон всевозможных тревог и страха. Эти переживания могут возникать у детей в незнакомом пространстве, или даже в собственной комнате, когда в ней становиться темно. Причины, по которым у людей может возникать страх, довольно разнообразны и могут быть связаны как с эмоциональным состоянием, так и с особенностями развития личности. Страхи и тревоги, если к ним правильно относиться и понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время в поведении человека, то это служит признаком психологического неблагополучия. И от того, смогут ли родители, психологи и педагоги выявить и своевременно определить причину возникновения страха, оказать психологическую помощь в их преодолении, и будет зависеть в целом дальнейшее психическое развитие человека и в целом его психическое здоровье.

В психологическом консультировании мы встречаемся с двумя типами страхов — нормальным, понимаемым как естественная реакция, и патологическим, обычно называемым фобией. Чтобы консультант мог эффективно оказывать помощь, он должен понимать психологический смысл и психодинамику разного рода страхов.

Чаще всего клиенты обращаются по поводу конкретных страхов, связанных с какими-то важными событиями (боязнь экзамена, страх перед хирургической операцией и т.п.). В таких случаях сначала следует помочь клиенту понять смысл события, вызвавшего чувство страха, разобраться, в какой степени его реагирование на это событие является оправданным и адекватным.

Страх средней степени полезен, потому что готовит человека к столкновению с реальными опасностями и будущими ограничениями. Весьма важной для пациентов оказалась предварительная информация о событии, которого они боялись. Пациенты третьей группы казались бесстрашными, не интересовались, что может случиться с ними, поэтому столкновение с послеоперационными болями было неожиданным.

Не нужно помогать клиентам полностью избавляться от страха, а также не следует скрывать информацию, которая на первый взгляд кажется пугающей. Информация, представленная должным образом, только подготавливает к тяжким событиям. Определенная доля страха может оказаться целительной. Консультант должен помочь клиенту конструктивно воспользоваться страхом.

Большую сложность представляет консультирование клиентов с фобиями. Основу патологических страхов составляет глубоко скрытая тревожность. Сущность механизма формирования фобий заключается в смещении тревожности от первичной ситуации или объекта, вызвавших беспокойство, на другую ситуацию или объект. Человек начинает бояться вещей, которые являются лишь заместителями объектов первичного беспокойства. Такое смещение происходит вследствие неразрешенных внутренних конфликтов.

Теоретическим и методологическим основанием исследования являются работы зарубежных психологов, исследовавших особенности тревоги и страха в психоаналитическом направлении: З. Фрейда, А. Фрейда, А. Адлера, К. Хорни, Г. Салливана, Э. Эриксона; теория Д. Селли о причинах страхов. Актуальность исследования определяется ростом негативных эмоционально-личностных проявлений у детей младшего школьного возраста, на которые указывают многочисленные авторы (А. И. Захаров, Г. А. Шалимова и многие др.). В исследованиях Л. С. Выготский, В. Вилюнас, Е. П. Ильин, К.Э. Изард, З. Фрейд и мн. др. подчеркивается многогранность, многовариативность, многофункциональность эмоциональной сферы, ее значимость для полноценного развития личности. Взгляды отечественных психологов на проявлении и значении тревоги и страха в развитии ребенка: Л.С. Выготского; С.Л. Рубинштейн А.М. Прихожан; Т.Д. Марцинковской; А. И.Захарова, А. С. Спиваковской, В. И. Гарбузова, И. П. Воропаевой, Н. П. Еренковой, О. А. Карабановой; разработки педагогической науки по способам способы преодоления тре­вожности у детей: Р.В. Овчарова; методы и приемы психокоррекционной помощи детям с повышенной тревожностью, описанные в работе А. М. Прихожан и М.И. Чистяковой; рекомендации воспитателям и родителям по снижению и преодолению детской тревожности и страха Е. Савина и Н. Шанина.

Цель исследования: характеристика специфики работы со страхом в когнитивном консультировании.

Задачи исследования: рассмотреть когнитивное консультирование: понятие и принципы; дать психологическую характеристика страха; Когнитивное консультирование в процессе работы со страхом; рассмотреть особенности работы со страхом в когнитивном консультировании; выделить способы и методы когнитивного консультирования в процессе борьбы со страхом.

Структура исследования: цель и задачи исследования определили структуру и содержание курсовой работы состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение

Итак, фобии подразумевают, замещение переживания тревожности страхом, при этом "выбирается" специфичный и конкретный объект или ситуация вместо неопределенной направленности тревожности. Испытывать страх тоже неприятно, однако эта неприязнь более приемлема. По крайней мере знаешь, чего боишься, что может реально повредить и как избежать опасности, т.е. страх в отличие от тревожности поддается контролю.

Консультант не должен проявлять поспешность в интерпретировании внутренних конфликтов клиента на основании его конкретной фобии. В интерпретациях очень ненадежно основываться на символическом смысле фобии. За одной и той же фобией у разных людей могут скрываться разные конфликты. Смысл фобий сильно зависит от индивидуальной истории жизни клиента, поэтому не трудно ошибиться, поддавшись соблазну поверхностного объяснения.

Стержнем невротического поведения с преобладанием фобий является усиленное избегание тревоги, стремление обойти породивший ее конфликт. Поэтому клиент нередко спокойно говорит о своем страхе, но отрицает существование любых внутренних конфликтов, связанных с этим страхом. Консультант должен быть готов к такому поведению.

Попытки избежать обсуждения конфликта могут проявиться самыми разнообразными способами. Обычно клиенты крайне осторожны в отношениях с консультантом. Они склонны сопротивляться стремлению консультанта говорить о вещах, провоцирующих тревожность. Сопротивление опять же принимает разные формы.

Клиент забывает детали предыстории своих проблем, которые проливают свет на суть психологического конфликта. Например, возникновение фобии как-то связано с изменениями жизни клиента, системы отношений его личности, но клиент об этом даже не упоминает, хотя такая информация весьма существенна для понимания природы фобии. Сопротивляющийся клиент также может стараться увести беседу в сторону и таким способом уклониться от тематики, провоцирующей тревожность. Возможно вообще избегание разговора о себе. Это, кстати, классическая форма сопротивления в консультировании.

Консультант должен иметь в виду эти типичные черты поведения клиентов с фобиями, поскольку порой приходится уступать клиентам и не затрагивать неприятные темы, чтобы не причинять им страданий. Однако такая тактика не позволяет надеяться на успех в коррекции фобий. Еще один способ бегства от тревоги клиентов с фобическими реакциями — это занятие самолечением.

Консультанту важно разобраться, какую вторичную выгоду извлекает клиент из своего "трусливого" поведения в семейных отношениях, на работе или в каких-либо других областях. Шансы понять клиента увеличиваются, если предпринимается попытка смотреть на его проблемы или симптомы в более широком контексте.

Еще одна особенность консультирования клиентов с фобическими реакциями состоит в том, что страхи могут передаться консультанту. Если такое произошло и самого консультанта охватила тревожность, то восторжествовала используемая клиентом техника уклонения, и этим случаем не следует заниматься. Эффективная коррекция страхов требует от консультанта усиленного самоконтроля.

Немало проблем в консультировании создают негативно настроенные или открыто враждебные (что встречается реже) клиенты.

Консультанты по-разному реагируют на таких клиентов: одни на враждебность отвечают раздражительностью и враждебностью; другие стараются проявить любезность и дружественность, пытаясь настроить клиентов в свою пользу и объяснить отсутствие оснований для озлобленности; третьи игнорируют состояние клиентов, ведут себя так, как будто ничего не случилось.

Возможно, в некоторых случаях полезно рассердиться на клиента, однако еще важнее понять причины его состояния. Клиенту надо сказать, что он кажется враждебно настроенным и злым. Порой понятия "озлобленность" и "враждебность" представляются слишком сильными для характеристики, поэтому свои высказывания следует формулировать не столь категорично. Например: "Вы кажетесь чем-то недовольным", "Вы разочарованы?", "Не хотите ли Вы что-то сказать?", "Это звучит, будто Вы рассержены" и т.п. Если консультант только подозревает клиента во враждебности, он может уточнить: "Что произошло?", "Я что-нибудь неправильно сказал или сделал?". В любом случае, столкнувшись с враждебностью клиента, не стоит вести себя так, словно рухнул мир. Разумеется, нельзя с насмешкой или презрением смотреть на клиента — его враждебность всегда следует трактовать серьезно, потому что она мешает терапевтическому взаимодействию.

Причины неудовлетворенности клиента могут быть простыми - не нравится вид или слова консультанта, консультант слишком молод и т.п. Причины, как правило, существуют. Чтобы разобраться в подоплеке озлобленности клиента и эффективно реагировать на нее, консультант должен понимать основные черты этого состояния.

Прежде всего злость не является чем-то патологическим или необычным. Каждый изредка сердится или, точнее говоря, способен разозлиться. Нет такой жизненной ситуации, в которой не могли бы проявиться чувство злобы, злая мысль или действие. Некоторые совершаемые в жизни дела также, хоть в малой степени, мотивированы злобой. Враждебность имеет свой смысл — она является средством самозащиты, кроме того, она значительно действеннее, чем страх. Иначе говоря, злость является не только сигналом, предупреждающим об опасности, подобно тревожности и страху, но и чувством, обусловливающим самозащиту, она порождает агрессивность.

Консультанту важно знать происхождение озлобленности. Причины озлобленности каждого клиента скрыты в его жизненных обстоятельствах. Злость "исторична", т.е. имеет свое прошлое, у каждого человека неповторимое.

В течение жизни, особенно в детские годы, формируется индивидуальный "стиль враждебности", т.е. из-за чего мы злимся, как накапливается и вымещается злость. Одни клиенты сердятся, когда консультант говорит повелительным тоном; другие — когда ясно и точно не указывает, что делать; третьи — когда задает много личных вопросов, потому что это кажется им излишним любопытством. Сходные обстоятельства одних клиентов делают враждебными, других — нет. В основном эти различия обусловлены своеобразием жизненного опыта. Консультанту нелегко в достаточной мере проследить индивидуальную историю озлобления клиента, однако важнее всего понять, что злость главным образом "привнесена" в консультирование и напрямую не связана с тем, что говорит и делает консультант.

Иногда в конкретный момент консультант непосредственно "замещает" некоего человека или ситуацию из прошлой жизни. Когда клиент, особенно в начале консультирования, враждебен, подозрителен, зол, консультант должен знать, что источник этих чувств находится внутри самого клиента. Нередко консультант склонен обвинять себя, поскольку ему кажется, что клиенты всегда уважают хорошего консультанта и никогда не должны злиться на него. Это неверно — злость является универсальным чувством, и не следует питать иллюзий по поводу отсутствия враждебности при хорошем консультировании. Она может возникнуть и возникает. Необходимо знать другое — консультант, по отношению к которому клиент не может свободно выражать свою неудовлетворенность или злость, — плохой консультант.

В консультировании следует иметь в виду, что иногда злость скрывает тревожность. В таких случаях необходимо помочь клиенту разобраться в его подлинных чувствах и таким образом трансформировать враждебность.

Хотя консультанту нелегко оставаться спокойным при столкновении с озлобленностью клиента и выслушивать неприятные вещи о себе, однако не надо забывать, что отвечать враждебностью — значит провоцировать еще большую враждебность.

Консультант обязан осознать свои чувства в подобных ситуациях, идентифицировать свое недовольство, чтобы эффективнее помочь клиенту преодолеть его озлобленность. Когда на враждебность клиента мы не отвечаем недоброжелательностью, в конечном счете увеличивается обоюдное понимание, возрастает сотрудничество в достижении общих целей.

Список литературы

1. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2010.

2. Айзенк Х. Психологические теории тревожности // Тревога и тревожность (ред. В.М. Астапова). С.-Петербург: Питер, 2010.

3. Бандура А. Теория социального научения. Санкт- Петербург: Евразия, 2010.

4. Вольпе Д. Анализ индивидуальной динамики заболеваний при лечении депрессии // Эволюция психотерапии. Т.2. Москва: НФ "Класс", 2008, 330-345.

5. Вольпе Д. На пути к созданию научной психотерапии // Эволюция психотерапии. Т.2. Москва: НФ "Класс", 2008, с.255-272.

6. (Вольпе Д.) Уолп Д. Психотерапия посредством реципрокного торможения // Техники консультирования и психотерапии. Тексты. Под ред. У.С. Сахакиан Москва: Эксмо-Пресс, 2010, 349-382.

7. Зимбардо Ф. Застенчивость. Москва: Педагогика, 2010.

8. Изард К.Э. Психология эмоций. Санкт-Петербург: Питер-Прес,1999

9. Кискер К.П., Фрайбергер Г., Розе Г.К., Вульф Э. (ред.) Психиатрия, психосоматика, психотерапия. Москва: Алетейа, 2009. 105-109

10. Лазарус А. Мультимодальная психотерапия // Зейг Д.К., Мьюнион В.М. Психотерапия - что это? Москва: Независимая фирма "Класс", 2010, с.228-232.

11. Лазарус А. Мысленным взором: Образы как средство психотерапии. Москва: Независимая фирма "Класс", 2010.

12. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. Москва: Экспертное бюро-М, 2010 , 176-178

13. Ромек В.Г. Не стрелять! Психологический тренинг и полиция // Аlter EGО, 1, 2010, 46-47

14. Ромек В.Г. Развитие уверенности в межличностных отношениях // Журнал практического психолога, №12, 2010, с.74-113

15. Ромек В.Г. Основы поведенческой психотерапии. Ростов-на-Дону, 2011.

16. Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении. // Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. Москва: ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 2010.

17. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия // Основные направления современной психотерапии. Москва: Когито-Центр, 2010.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Развитие языка в истории: основные законы и тенденции
  2. Разработка приложения для предметной области "База данных Студенты Колледжа" с применением языка программирования Delphi 7
  3. Совершенствование системы финансового оздоровления предприятия»
  4. Труд и семья в сознании населения современной России
  5. Отчет о прохождении педагогической практики
  6. Техническое обследование жилого шестиэтажного кирпичного здания
  7. Наука Древней Греции
  8. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ
  9. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования Общая характеристика
  10. Правовое регулирование торговли антиквариатом
  11. Виды и формы коммерческого расчета
  12. Цели и функциональная структура государственного управления
  13. Роль среднего медицинского работника в профилактике осложнений после аппендэктомии у беременных
  14. Брачный договор по семейному праву проблемы теории и практики
  15. Правовые проблемы выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг
  16. Формы правления
  17. Ребенок жертва насилия в современном мире
  18. Средства коррекции сенсорного развития дошкодльников
  19. Финансовый контроль на рынке страховых услуг: проблемы и перспективы развития
  20. Новые технологии обучения математике 8-11 классъ
  21. Управление персоналом
  22. Представить в виде таблицы определение различными авторами понятия «трудовой потенциал»
  23. Субъекты наследственного права
  24. Маркетинговое планирование на примере гостиницы «Ривьера»
  25. Размещение внутрихозяйственных дорог и объектов инженерного оборудования территории с/х организации
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: