Как мы выяснили, представление о государственной службе как институте, который находится вне политики, в последнее время не актуально. В структуре современного государства государственный служащий любого ранга в той или иной степени непременно участвует в реализации, и формировании системы государственной политики, активно взаимодействует с политизированной средой общества, системой своей деятельности способствует процессу легитимации, делегитимации политической власти.
Проблема видится не в том, входит политика в компетенцию государственного служащего или нет, а в объеме и содержании этой компетенции в зависимости от его ранга и должностных обязанностей. С этим связана проблема политического содержания подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
Не подняв престиж государственной службы, не повысив ее авторитет, не добившись уважительного отношения к труду государственного служащего, трудно рассчитывать на прочность государственной власти в целом.
Исследуя проблемы взаимодействия государственной службы и политики, основные принципы департизации государственной службы, автор приходит к справедливому выводу, что тезис о полной разделенности этих двух сфер единой политико-правовой системы общества, по сути, утопичен. Политическая роль профессиональной бюрократии неустранима. В то же время включение государственной службы в политику имеет свои пределы, выход за которые непременно ведет к подрыву демократических устоев общества, бюрократизации власти, отрыву ее от нужд и интересов народа. Конструктивные шаги по департизации и демократизации государственной службы, предложенные автором, будут способствовать искоренению бюрократизма, протекционизма и коррупции в органах власти, придадут аппарату новые силы и повысят его авторитет.