Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Проблема детской лжи в младшем школьном возрасте





Содержание

Введение 2

1. ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 6

1.1 Психологический анализ лжи 6

1.2 Факторы, способствующие появлению лжи у детей 12

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ДЕТСКОЙ ЛЖИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 18

2.1 Анализ отношения ко лжи взрослых и детей младшего школьного возраста 18

2.2 Анализ проявления лжи детей младшего школьного возраста 22

2.3 Методические рекомендации для родителей и педагогов 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Введение

Младший школьный возраст является периодом кардинального изменения в жизни ребенка, в это время происходит процесс социализации, происходит этап познания мира социальных отношений. Это период первоначального становления личности, возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего осознанного поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, ребенок осуществляет процесс вхождения в социальную среду, новую для него и, по сути, совершенно непривычную, которая в значительной мере отличается от всех социальных контактов, имеющих место быть в прошедшие годы ребенка.

Проблема детской лжи долгое время являлась основной у многих отечественных и зарубежных ученых: Адама А., Алешинцева И.А., Гартьера К., Дубровского Б.И., Знакова В.В., Ильина И.А., Каптерева П.О., Мелитана Л., Мэй М., Нечаева А.П., Преображенского С.А., Секацкого А.К., Сосновского А., Х. Хартшорна, Шеталова А., Штерна В., Щербатого Ю.К., Экмана П. и другие.

Несомненно, важным является тот факт, который следует особо подчеркнуть, что особая значимость многочисленных исследований по проблеме возникновения лжи у детей младшего школьного возраста является неоспоримо важной, поскольку именно данная возрастная группа через несколько лет будет является основой морально-нравственного и психологического облика гражданина страны, а в ближайшем будущем составит основной слой людей, от которых в значительной мере будет зависеть развитие страны в целом.

Однако, отношение к этому феномену, возникающему в жизни людей, у философов и психологов разных эпох было неоднозначным. Одни считали ложь благом, необходимым для достижения определенных целей (Гегель, Платон и другие), для других она была моральным грехом (Августин, Аврелий, Кант И. и другие), то есть отношение ко лжи на протяжении веков в различных государствах менялось и достаточно кардинально: от полного табу на ложь и обман до, по крайней мере, частичного их оправдания. При этом часто ложь одновременно и осуждается, и оправдывается. В последнем случае, особое значение приобретают причины и последствия лжи. Необходимо отметить, что ложь с развитием цивилизации прошла и свои стадии развития - от лжи с целью выживания в первобытном обществе до фальсификации в истории, сокрытия или искажения информации в СМИ и так далее.

На рубеже XX века изучению проблемы лжи был пристальное внимание как в отечественной, так и зарубежной психологии. Многими авторами начала века были рассмотрены проблемы лжи как во взрослом, так и детском возрасте, кроме этого, большое количество исследований было проведено именно в это время для более подробного изучения проблемы детской лжи, ее развитию в онтогенезе, уделено время вопросам мотивации лжи и обмана, выведено большое количество классификаций лжи и обмана.

Следует отметить, что в более позднее время, в советскую эпоху, проблема детской и взрослой лжи оказалась на периферии научных и профессиональных интересов таких ученых, как Гиппенрейтер Ю.Б., Леонтьев А.Н., и многие другие. Проблемы детской лжи, к сожалению, в последствии перестали уделять должное внимание, что было обусловлено не столько логикой развития самой психологической науки, сколько идеолого-политическими соображениями.

Напротив, в зарубежная психология рассматривала проблему лживости более интенсивно и разрабатывались целостные программы в основном в направлении изучения психологических особенностей детей склонных к лживости, изучались причины возникновения лжи, определялись способы профилактики и приемы педагогического воздействия для устранения лживости из общения, проблем распознавания лжи.

Несомненно, следует отметить, что на современном этапе развития отечественной психологии, как науки, увеличился интерес к проблеме детской лжи, чему свидетельствуют работы Емельянова Е.В., Ивакина Н.Б., в первую очередь изучается вопрос формирования нравственных ценностей и жизненных ориентиров у детей именно младшего школьного возраста, что не является случайным.

Это объясняется тем, что в обществе происходят коренные изменения во всех его основных реалиях: экономических, политических, правовых, культурно-образовательных и так далее, которые, к сожалению, могут отрицательно влиять на морально-нравственные устои людей разных поколений.

Итак, ложь – это утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно [1, с. 325].

Иногда ложью называют непредумышленное создание и удержание мнения, которое передающий может считать истинным, но несоответствие истине которого доказано, подтверждено и известно, но для этого случая чаще применяется термин «заблуждение» [1, с. 326].

Все вышеперечисленное позволила в нашей работе конкретизировать понятие «ложь» и дать ей наиболее точное описание. С точки зрения содержания ложь – сознательно искажаемая истина, которая совершается исключительно в обдуманных заранее целях и определенными намерениями.

Синонимом понятия ложь является понятие «дезинформация интенциальная» - характеристика процесса коммуникации, в которой коммуникатор сообщает слушателю ложную информацию с определенными намерениями, заранее обладая истиной.

Таким образом, следует сделать вывод, что проблема лжи современных младших школьников, несомненно, является недостаточно разработанной на сегодняшний момент и обладает научной значимостью и позволяет говорить об актуальности нашего исследования.

Цель исследования состоит в изучении причин лжи детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – ложь как социально психологический феномен.

Предмет исследования: причины лжи детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: профилактика предупреждения лжи будет эффективнее, если выявить причины детской лжи и путем педагогического воздействия сформировать у детей потребности (желания) не использовате в своем общении ложь.

Задачи работы:

Заключение

Рассказывая немыслимые истории и наблюдая, какое впечатление они производят на окружающих, дети учатся отличать правду от вымысла. Зачастую дети лгут потому, что их знания об окружающей действительности недостаточны, фрагментированы, и им приходиться заполнять пробелы собственными выдумками.

Индивидуальные особенности ребенка, в частности уровень интеллекта, оказывают определенное влияние на формирование лживости, нечестности. Ребенок, который не видит никакого иного способа, кроме лжи, достижения цели, получения желаемого, так или иначе прибегает к обману. Однако нельзя утверждать, что в формировании склонности ко лжи играют роль только особенности личности ребенка. Не менее важно его социальное окружение, социальная ситуация развития.

Таким образом, теоретическая значимость исследования связана с попыткой построения гипотетической модели феномена детской лжи в младшем дошкольном возрасте, которая может служить основой для выявления возможных причин и раскрытия механизмов возникновения у детей данной формы поведения. Так, по мнению большинства психологов (Мухина В.С., Абрамова Г.С., Пэрну Л. и так далее) феномен детской лжи связан с тем, что дети до определённого возраста (до 6-7 лет) не всегда умеют отличить реальность от воображения и принимают игру за действительность. Остаётся спорным вопрос, является ли детская ложь собственно ложью в полном смысле этого слова, так как дети искренне верят в свои фантазии и не собираются никого вводить в заблуждение, тем более, последнее в этом случае маловероятно, потому что детская ложь всегда явно неправдоподобна. Таком образом, детская ложь не должна вызывать особенного беспокойства у родителей, так как является обычным этапом в развитии воображения ребёнка. Тревожным симптомом можно считать лишь полное отсутствие детской лжи в определённом возрастном периоде (преддошкольном и дошкольном), чрезмерные проявления детской лжи в указанном возрасте, а также поздние проявления детской лжи (после 7-8 лет).

Ложь рождает в ребенке, те отрицательные качества, которые неприемлемы для восприятия их родителями, такие качества как скрытность, недоверие, замкнутость, могут сформироваться в сознании ребенка, если с этим не бороться.

Ложь - это стремление избежать наказания и доставить лжецу как можно больше удовольствия. Характер борьбы с ложью обуславливается теми причинами, от которых она возникла. Ложь - это намеренное введение человека в заблуждение или намеренное сообщение ему неправильной информации с целью получения выгоды.

При недостаточной сформированности у ребенка потребности в правдивом, искреннем отношении к взрослым, при несформированности у ребенка честности, как качества личности, может развиваться лживость. Приоритет должен быть отдан формированию положительных качеств личности, а не борьбе с недостатками. Ложь часто сопутствует другим поступкам и нарушениям принятых норм и правил в обществе.

Среди основных причин детской лжи можно выделить:

1. недоверие ребенка к взрослым;

2. желания самоутвердиться;

3. откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы.

Ребенок с легкостью выходит за границы реальности, создавая себе друга, с которым можно играть, о котором можно заботиться, с которым можно разделить ответственность за поступки, вызывающие недовольство у родителей. Пространство фантазии является для ребенка тем спасательным местом, где он может получить то, в чем остро нуждается и что недоступно для него в обычной жизни. Маленьким детям свойственно магическое мышление, законы реальности для них неочевидны, а научиться отделять воображаемое от действительности им еще предстоит. Пока же они мечтают. Фантазирование для ребенка - это и способ взаимодействия с реальностью, и возможность защищаться от нее.

Анализируя теоретический материал можно выделить такие основные мотивы детской лжи как желание самоутвердиться и боязнь наказания. Причиной детской лжи часто являются сами родители, которые своим поведением воспитывают в ребенке эту привычку: подавая негативный пример или не оставляя ему другого выхода излишней строгостью, скупостью на похвалу и тому подобное. Так или иначе, привычка ко лжи - это привычка жить и действовать в искажённом, выдуманном мире, что неизбежно приводит к разрушению социальных контактов, отвержению. Если ребенок часто лжет, есть повод насторожиться, выяснить причину этого и принять соответствующие меры.

Таким образом, нами был осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детской лжи, проведён психологический анализ лжи и факторов, способствующих появлению детской лжи. Так же были определены специфические особенности детской лжи в младшем дошкольном возрасте и рассмотрено влияние семьи, взрослых и сверстников на появление лжи у младших школьников.

Научная и практическая значимость работы заключается в дальнейшей разработке системы рекомендаций по выявлению и способов преодоления детской лжи в младшем школьном возрасте.

Список литературы

Абрамова Г.С. Возрастная психология. [Текст] – Москва, Академия, 1999.-672 с.

Байярд Т. Ваш беспокойный ребенок [Текст] - М., Акванун, 1991, - 220 с.

Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться нонимать своего ребенка [Текст] - М., ACT- ПРЕСС, 2000, - 432 с.

Волков Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология. Психологическое развитие ребенка до поступления в школу. [Текст] – Москва, Педагогическое общество России, 2000. – 144 с.

Гармаев А. Ложь во спасение [Текст] //научная статья А. Гармаев // Семья и школа. – 1981. - № 7. – 31-34 с.

Девина И. Правда о лжи [Текст]: научная статья И. Девина // Школьный психолог, 2009. - № 6 (436). – 23-25 с.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции [Текст] - М., Просвещение, 2003, - 263 с.

Зеньковский В.В. Психология детства. [Текст] – Москва, Академия, 1996. - 352с.

Зимбардо Ф., Ляйне М. Социальное влияние [Текст] – СПб, Питер, 2000, - 448 с.

Изучение отношения ко лжи старших дошкольников и младших школьников [Текст] / Курсовая работа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://alldisser.com/download/ref-74534.html - Дата доступа: 25.03.09

Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. [Текст] - Москва, Модэк, 1999. - 336 с.

Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2001. -С. 260

Лебедева Л., Соловьев В. История одной лжи. Метод в теории и на практике [Текст] //научная статья Л. Лебедева, В. Соловьёва // «Школьный психолог» № 6. 2009. – 23-25 с.

Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь., 4-е изд.-е, [Текст] - М., СПб., Аст. Москва, Прайм-Еврознак, 2009. – 811 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. [Текст] – Москва, Академия, 2000. - 456 с.

Обухова Л.Ф. Детская психология [Текст] - М., Российское педагогическое агентство, 1996, - 235 с.

Оклендер В. Окна в мир ребенка. [Текст] – Москва, Класс, 2005. – 336 с.

Пэрну Л.,Я воспитываю ребёнка. [Текст] – Москва, Прогресс, 1982. – 272 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] – СПб., Питер, 1998, - 526 с.

Сельченок К., Сомов В. Нерецессивная педагогика [Текст] – М., Акванун, 2001, - 294 с.

Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] - Ростов-на-Дону, Феникс, 2004. – 379 с.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. [Текст] – Москва, Академия», 2001. - 336 с.

Холодный Ю.И. Полиграфы («детекторы лжи») и безопасность. Справочная информация и рекомендации [Текст] //научная статья Ю.И. Холодный // Мир безопасности. – 1998. - Выпуск 1. - 96 с.

Экман П. Психология лжи [Текст] - СПб., Питер, 2001. – 272 с.

Юнацкевич П.И., Кулагин В.А. Психология обмана [Текст] – СПб., Фолио-Плюс, 2003, - 271 с.

Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. [Текст] – Москва, Просвещение, 1978. – 267 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Информационный менеджмент
  2. Сознание
  3. Обзор различных средств разработки графических интерфейсов пользователя для Ruby
  4. Совместная работа логопеда и воспитателя
  5. Феномен бедности в современной России 2
  6. Договор аренды предприятия
  7. Планування та побудова локальної мережі
  8. ВИЧ-инфекция
  9. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
  10. Место, роль ОВД и ВВ в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  11. Мошенничество
  12. Адвокат как субъект договорного представительства
  13. Типология агрессивности
  14. Гражданское право
  15. Ответственность юридического лица в уголовном праве
  16. Объекты правоотношений
  17. Ресурсы института европейской политики
  18. Политическая культура
  19. Краеведение Забайкалья
  20. Правовое регулирование гражданства в Российской Федерации
  21. Вопросы по психодиагностике
  22. Проблемы и перспективы развития правового статуса гос. служащего ОВД РФ
  23. Влияние конфуцианства на формирование правовой системы Китая
  24. Создание системы обмена знаниями и оценка вовлеченности персона в использование этой системы
  25. Эссе по худ.фильму Нюрнбергский процесс
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: