Младший школьный возраст является периодом кардинального изменения в жизни ребенка, в это время происходит процесс социализации, происходит этап познания мира социальных отношений. Это период первоначального становления личности, возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего осознанного поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы, ребенок осуществляет процесс вхождения в социальную среду, новую для него и, по сути, совершенно непривычную, которая в значительной мере отличается от всех социальных контактов, имеющих место быть в прошедшие годы ребенка.
Проблема детской лжи долгое время являлась основной у многих отечественных и зарубежных ученых: Адама А., Алешинцева И.А., Гартьера К., Дубровского Б.И., Знакова В.В., Ильина И.А., Каптерева П.О., Мелитана Л., Мэй М., Нечаева А.П., Преображенского С.А., Секацкого А.К., Сосновского А., Х. Хартшорна, Шеталова А., Штерна В., Щербатого Ю.К., Экмана П. и другие.
Несомненно, важным является тот факт, который следует особо подчеркнуть, что особая значимость многочисленных исследований по проблеме возникновения лжи у детей младшего школьного возраста является неоспоримо важной, поскольку именно данная возрастная группа через несколько лет будет является основой морально-нравственного и психологического облика гражданина страны, а в ближайшем будущем составит основной слой людей, от которых в значительной мере будет зависеть развитие страны в целом.
Однако, отношение к этому феномену, возникающему в жизни людей, у философов и психологов разных эпох было неоднозначным. Одни считали ложь благом, необходимым для достижения определенных целей (Гегель, Платон и другие), для других она была моральным грехом (Августин, Аврелий, Кант И. и другие), то есть отношение ко лжи на протяжении веков в различных государствах менялось и достаточно кардинально: от полного табу на ложь и обман до, по крайней мере, частичного их оправдания. При этом часто ложь одновременно и осуждается, и оправдывается. В последнем случае, особое значение приобретают причины и последствия лжи. Необходимо отметить, что ложь с развитием цивилизации прошла и свои стадии развития - от лжи с целью выживания в первобытном обществе до фальсификации в истории, сокрытия или искажения информации в СМИ и так далее.
На рубеже XX века изучению проблемы лжи был пристальное внимание как в отечественной, так и зарубежной психологии. Многими авторами начала века были рассмотрены проблемы лжи как во взрослом, так и детском возрасте, кроме этого, большое количество исследований было проведено именно в это время для более подробного изучения проблемы детской лжи, ее развитию в онтогенезе, уделено время вопросам мотивации лжи и обмана, выведено большое количество классификаций лжи и обмана.
Следует отметить, что в более позднее время, в советскую эпоху, проблема детской и взрослой лжи оказалась на периферии научных и профессиональных интересов таких ученых, как Гиппенрейтер Ю.Б., Леонтьев А.Н., и многие другие. Проблемы детской лжи, к сожалению, в последствии перестали уделять должное внимание, что было обусловлено не столько логикой развития самой психологической науки, сколько идеолого-политическими соображениями.
Напротив, в зарубежная психология рассматривала проблему лживости более интенсивно и разрабатывались целостные программы в основном в направлении изучения психологических особенностей детей склонных к лживости, изучались причины возникновения лжи, определялись способы профилактики и приемы педагогического воздействия для устранения лживости из общения, проблем распознавания лжи.
Несомненно, следует отметить, что на современном этапе развития отечественной психологии, как науки, увеличился интерес к проблеме детской лжи, чему свидетельствуют работы Емельянова Е.В., Ивакина Н.Б., в первую очередь изучается вопрос формирования нравственных ценностей и жизненных ориентиров у детей именно младшего школьного возраста, что не является случайным.
Это объясняется тем, что в обществе происходят коренные изменения во всех его основных реалиях: экономических, политических, правовых, культурно-образовательных и так далее, которые, к сожалению, могут отрицательно влиять на морально-нравственные устои людей разных поколений.
Итак, ложь – это утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно [1, с. 325].
Иногда ложью называют непредумышленное создание и удержание мнения, которое передающий может считать истинным, но несоответствие истине которого доказано, подтверждено и известно, но для этого случая чаще применяется термин «заблуждение» [1, с. 326].
Все вышеперечисленное позволила в нашей работе конкретизировать понятие «ложь» и дать ей наиболее точное описание. С точки зрения содержания ложь – сознательно искажаемая истина, которая совершается исключительно в обдуманных заранее целях и определенными намерениями.
Синонимом понятия ложь является понятие «дезинформация интенциальная» - характеристика процесса коммуникации, в которой коммуникатор сообщает слушателю ложную информацию с определенными намерениями, заранее обладая истиной.
Таким образом, следует сделать вывод, что проблема лжи современных младших школьников, несомненно, является недостаточно разработанной на сегодняшний момент и обладает научной значимостью и позволяет говорить об актуальности нашего исследования.
Цель исследования состоит в изучении причин лжи детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – ложь как социально психологический феномен.
Предмет исследования: причины лжи детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: профилактика предупреждения лжи будет эффективнее, если выявить причины детской лжи и путем педагогического воздействия сформировать у детей потребности (желания) не использовате в своем общении ложь.
Задачи работы: