В настоящее время в мире насчитывается около 200 государств. Каждое из государств имеет свои национально-исторические особенности и традиции, что сказывается на содержании и форме организации государственного правления.
Государство в целом представляет собой единство трех элементов: государство существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственно-организованный народ), 2) государственная власть и 3) государственная территория.
В наиболее общем виде государство предстает как множество людей (субъектов государственного общения, граждан или подданных), объединенных на определенной территории публичной политической властью правового типа. Отдельные государства, их виды, различаются не только по содержанию публично-властных отношений, функций и задач государственной власти, но и по форме объединения людей в государство.
В юриспруденции для анализа публичного властвования государственных учреждений используется методологическая дефиниция "формы правления", неоднозначно трактуемая в правовой литературе различных исторических эпох и стран. В основе толкования данной категории лежат две фундаментальные философские точки зрения: идеалистическая или материалистическая. Идеалисты считают, что форма правления есть проявление народного правосознания, национального духа, нравственности или религиозного мировоззрения. Материалисты доказывают обусловленность любой модели политической власти в государстве вещественно-осязаемыми факторами и социальными закономерностями: обширностью либо ограниченностью территории, уровнем развития экономики, географическим положением страны, плотностью населения, соотношением классовых сил в обществе и т.д.
Несмотря на значительные различия в подходах к определению формы правления, эти теоретические позиции имеют и ряд общих методологических установок:
- они признают зависимость функционирования человеческого общества от определенной формальной деятельности, которая строго регламентирует юридические, нравственные и эстетические нормы, регулирующие поведение людей;
- любая форма рассматривается ими сквозь призму содержания;
- идеалистический и материалистический подходы к анализу формы правления являются ограниченными для понимания всех аспектов организации политической власти в государстве.
В каждой стране форма государственного правления имеет свои особенности, характерные признаки, которые по мере развития общества видоизменяются и дополняются. Вместе с тем, форма государственного правления современных государств имеет общие признаки, что позволяет дать общее определение формы правления.
Таким образом:
1. Форма государства есть собирательное понятие, состоящее из совокупности трех элементов: формы правления, формы государственного (политико-территориального) устройства и государственного режима (способов осуществления публичного господства), отражающих специфику правосознания и правового мышления населения страны.
2. Под формой правления необходимо понимать исторически сложившуюся модель организации верховной государственной власти, функционирующей в рамках и на основе особых видов правосознания и правового мышления народа (республиканского или монархического). Форма правления характеризует способ организации государственной власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением. То есть из каких основах институтов складывается организация государственной власти, как они формируются и как они взаимодействуют друг с другом.
Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая форма правления; во втором - республиканская.