Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:


Содержание

Введение 3

1.Процесс социального расслоение и формирования категории изгоев 5

2.Харакетеристика "изгоев" в Древней Руси и отношение к ним власти и населения 10

Заключение 15

Список литературы 18

Введение

Изгой (от гоити — «жить») — древнерусский термин, означавший человека, изгнанного или ушедшего в силу каких-то обстоятельств («выжитого») из своей общественной среды. Церковный устав XII века перечесляет среди людей, находившихся под покровительством церкви, следующие категории изгоев:

"Изгои трои: поповъ сынъ грамотѣ не умѣетъ, холопъ изъ холопства выкупится, купецъ одолжаетъ; а се и четвертое изгоиство и себѣ приложимъ: аще князь осиротѣетъ". («Три изгоя: попов сын, не знающий грамоты; холоп, из холопства выкупившийся; одолжавший купец; к этому добавим четвёртое изгойство: если князь осиротеет»).

Большинство изгоев происходило из крестьян, порвавших со своей общиной или из холопов, отпущенных господином на свободу. Об одном из таких вольноотпущенников сообщается видимо в новгородской берестяной грамоте № 789, где упоминается «Доман, Тудоров изгой». То есть холоп, раньше принадлежавшем господину по имени Тудор.

Князем-изгоем («осиротевшим») назывался, лишённый удела князь, которому отец не успел из-за преждевременной смерти выделить наследственные земли. Князья изгои часто затевали междусобные воины с другими князьями, пытаясь отвоевать для себя какой-нибудь удел (город или волость). В своей борьбе они использовали в качестве союзников кочевников-половцев, извечных врагов Руси.

Жизнь вне своего общественного круга считалась трагедией, изгои часто вынуждены были скитаться на чужбине вдали от родных мест. Везде к ним относились с недоверием, хотя и с сочувствием говоря об их судьбе.

Цель работы: характеристика изгоев Древней Руси и отношение к ним власти и населения.

Задачи работы: рассмотреть процесс социального расслоение и формирования категории людей - изгоев; Харакетеристика "изгоев" в Древней Руси и отношения к ним власти и государства.

Заключение

В заключении подведем основные итоги. Изгои относились к церковным людям. Характеристики этой группы, равно как источник и значение термина, были предметом длительных споров между учеными. Основная трудность состоит в том, что этот термин используется в одном смысле в источниках двенадцатого столетия и очевидно совсем в ином смысле в "Правде Ярослава" одиннадцатого столетия.

Проанализировав источники одиннадцатого века и источники двенадцатого века, следует отметить, что, употребляя термин «изгои» говорят о двух совершенно различных социальных группах. Это - не единственный известный случай подобного различия между "Правдой" и более поздними источниками. Например, термин огнищанин в "Правде" относится к княжескому судебному приставу, но в новгородских источниках он применяется к особой группе новгородских граждан, которые не имеют связей с княжеским двором.

Изгоев "Русской Правды" рассмотрим в другом разделе (II, ниже); здесь мы изучим лишь положение "церковных людей", именуемых подобным образом. Классическое определение этой социальной группы обнаруживается в "Уложении церковных дворов" (1125-1136 гг. ) князя Всеволода: "Есть три типа изгоев: сын священника, оставшийся необразованным; раб, который выкупил себя из рабства; обанкротившийся торговец". Затем следует примечание позднего копииста: "И можно добавить четвертый тип изгоя - осиротевший князь".

Общей характеристикой всех этих людей было то, что каждый из них утерял свой бывший статус и нуждался в приспособлении к новым обстоятельствам, для чего Церковь предлагала ему свою защиту. Сам термин изгой может быть объяснен в этом смысле, если мы согласимся вывести его из старославянского глагола гои-ти, что означает "жить", а также "позволять жить", "давать средства к существованию", "заботиться о". С этой точки зрения, изгой - человек, лишенный заботы, а следовательно "нуждающийся в опеке". В данной связи мы должны вспомнить, что термин изгойство или изойство (изгоизм) имеет также значение незаслуженной выгоды, полученной от торговли рабами или, в особенности, выкупной цены раба. Из-за этого в более широком смысле изгойство иногда было синонимом "ростовщичества". Имея в виду значение этого термина, мы можем предположить, что наибольшей группой среди изгоев были вольноотпущенники, что термин первоначально применялся только к ним, и только позднее другие похожие группы были включены в него по аналогии.

Согласно обычаю, отпущенник мог не оставаться со своим бывшим хозяином. Очевидной целью этого правила было предотвращение возможности его вторичного порабощения. В большинстве случаев у него не было средств существования и места для жизни. Церковь предлагала ему и то, и другое, нанимая его каким-либо путем или поселяя на церковной земле. Таким образом мы обнаруживаем группу изгоев в Новгороде под юрисдикцией городского епископа. Большинство их, однако, селились в сельской местности. В своей хартии 1150 г. смоленский князь Ростислав гарантировал епископу этого города среди иных вещей два места, одно - "с изгоями и землей", а другое - "с землей и изгоями". В этом случае оказывается, что изгои рассматривались как принадлежность имения. Были ли они постоянно прикреплены к земле в сельских районах? Вряд ли. Предположительно, они платили Церкви деньгами и работой за помощь, оказанную им в обустройстве, но позднее, видимо, они могли уйти куда-либо, если хотели.

Из хартии Ростислава может быть выведено заключение, что упомянутые там изгои были первоначально связаны с одним из владений князя. И все же нам известно, что изгои как группа были под церковной юрисдикцией. В таком случае можно предположить, что изгои, упомянутые в хартии, имели довольно сложную историю: первоначально, возможно, они находились под церковной опекой - вероятно поселились на земле Церкви, затем перешли в имение князя, и наконец оказались вновь на церковной земле.

Если признать что сельский изгой сохранял свободу передвижения, то можем предположить, что им разрешалось переходить лишь раз в год - после окончания сельскохозяйственного сезона и после выплаты ими ренты.

Список литературы

Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. - М., 1988.

Бартольд В.В. Арабские известия о русах // Бартольд В.В.Сочинения. М. 1963, т. 2, ч. 1

Бахрушин С.В. К вопросу о достоверности Начального свода // Бахрушин С.В. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма: (Научное исследование). М. 1978.

Бестужев-Рюмин К.Н. О составе русских летописей до конца XIV века. СПб., 1868.

Борисенков Е. П., Пасецкий В. М. Экстремальные природные явления в русских летописях XI-XVII вв. - Л., 1983.

Буганов В.И. Отечественная историография русского летописания: (обзор советской литературы). М. 1975.

Василевский В.Г. Жития свв. Георгия Амастридского и Стефана Сурожского. Введение и греческий текст с переводом. Славяно-русский текст // Василевский В.Г. Труды. СПб. М., 1998.

Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь - Москва 1996.

Вернадский Г.В. Монголы и Русь Тверь "Леан" - Москва "Аграф", 2000.

Веселовский А.Н. Видение Василия Нового о походе русских на Византию в 941 году. // Журнал Министерства народного просвещения. 1889. № 1.

Вестберг Фр. Ф. К анализу восточных источников о Восточной Европе // Журнал Министерства народного просвещения. 1908. № 2, 3.

Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. - Искусство и культура. - М., 1973.

Воинские повести Древней Руси. - Л., 1985.

Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Русская философия XI-XIX вв. - Л., 1970.

Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VIII века до конца X века по Р.Х.). СПб. 1870.

Гиляров Ф. Предания русской начальной летописи. М. 1878.

Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси: Тексты, перевод, комментарий. М. 1996.

Древняя Русь в свете зарубежных источников:Учебное пособие для студентов вузов / М.В. Бибиков, Г.В. Глазырина, Т.Н. Джаксон и др.; Под ред. Е.А. Мельниковой. М. 1999.

Иловайский Д.И. Стоновление Руси: История России (Периоды Киевский и Вадимирский). М., 1996.

Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2006

Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 1. // Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. М., 1987. т. 1.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Противоправное поведение, правонарушение
  2. Преддипломная практика (художественное, доп.образование)
  3. Фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименование мест происхождения товаров (средства индивидуализации)
  4. Форма правление как элемент формы государства
  5. Исследование системы управления фармацевтическим предприятием
  6. Закупка у единственного поставщика
  7. Энгельс о законах диалектики
  8. Совершенствование стратегии управления человеческими ресурсами в организации
  9. Коррупция как вид преступности
  10. Теоретические и эмпирические методы научного исследования
  11. Политический режим
  12. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АВТОМАТИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТАМИ
  13. Конфликтология. Конфликты в семье
  14. Контрольная работа по финансовому праву
  15. СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ НА МОДЕЛИ ПУАНКАРЕ ПЛОСКОСТИ ЛОБАЧЕВСКОГО
  16. Политическая социология
  17. Православные и мусульмане сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций
  18. Вынужденые переселенцы и беженцы России
  19. Наследование по закону
  20. Международное сотрудничество в области метрологии
  21. Производственные процессы
  22. взяточничество и его виды.
  23. Государство и гражданское общество
  24. Административная деятельность органов внутренних дел: понятие, сущность, принципы
  25. Закономерности и особенности деятельности защитника в уголовном судопроизводстве как субъекта уголовно – процессуального доказывания
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: