Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Теоретические и эмпирические методы научного исследования





Содержание

Введение

1. Понятие и особенности теоретического и эмпирического методов научного исследования

1. 1. Понятие и структура научного исследования

1.2. Метод в системе научного исследования

2. Аналитический аспект эмпирического и теоретического методов научного исследования

2.1. Общая характеристика эмпирического и теоретического методов исследования

2.2. Специфика соотношения эмпирического и теоретического методов исследования

Заключение

Введение

Актуальность. В современном мире наука, как фактор развития технического прогресса, занимает ведущую роль в сложившейся нестабильной экономической ситуации все более актуализируются вопросы функционирования железнодорожного транспорта. Согласно целевой программе «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации № 877-р от 17 июня 2008 г., одним из восьми основных направлений научно-технического развития ОАО «Российские железные дороги» является повышение надежности работы и увеличение эксплуатационного ресурса технических средств.

Научно техническое развитие (как составная часть науки в целом) представляет собой особую сферу человеческой деятельности, которая направлена на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности.

Научные знания преобразуются в систему, которой характерное появление все новых уровней организации. Этот процесс взаимозависим, поскольку более сложные уровни организации знания способны изменять, трансформировать, исключать ранее сложившиеся, более мелкие уровни знания. Очевидно, что в этом динамическом процессе особое место отводится методам теоретического исследования.

Современная наука располагает широким спектром определений термина «Метод», приведем лишь один из них - это способ достижения определенных результатов в познании и практике; прием теоретического исследования или практиче­ского осуществления, исходящий из знания закономерностей развили объективной действительности и исследуемого предмета, явления, процесса.

Метод позволяет выработать системный подход к постановке и решению современных научных проблем - сложных теоретических или практических вопросов, противоречащих существующим знаниям в науке и требующих решения путем проведения научных исследований.

Именно по этому, вопросы, связанные с теоретическим и эмпирическим методами научного исследования, их соотношения, являются не только актуальными, но и имеют ключевое значение в арсенале познавательных средств ученого.

Цель и задачи работы. Исходя из актуальности, данная работа имеет своей целью изучение соотношения теоретического и эмпирического методов научного исследования.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующий перечень задач:

1. Проанализировать понятие и структуру научного исследования;

2. изучить основные методы в системе научного исследования;

3. определить специфику соотношения эмпирического и теоретического методов исследования;

4. проанализировать общую характеристику эмпирического и теоретического методов научного исследования, их соотношения друг с другом.

Объект:теоретический и аналитический аспектыэмпирического и теоретического методов научного исследования

Предмет: механизм функционирования и соотношения эмпирического и теоретического методов в процессе научного исследования.

Заключение

Исходя из того, что одни исследования можно отнести к теоретически ориентированным, другие - к прикладным, задачи исследования в первом случае могут выступать как научные, во втором - как прикладные. Кроме того, задачи исследования можно разделять на основные, четко соответствующие цели, и дополнительные, формулируемые для решения методических вопросов, проверки побочных гипотез и др.

Однако факты всегда имеют теоретическую интерпретацию, поэтому существует теоретический уровень познания. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием уже рационального метода - понятий, теорий и законов. Структура теоретического познания выражается через осмысление проблемы, формулировку гипотез и теории как наиболее развитой формы научногознания, дающей целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Различают два тесно взаимосвязанных уровня научного исследования: эмпирический - нахождение новых фактов и формулирование на основе их анализа, синтеза обобщения эмпирических закономерностей; теоретический - формулирование общих дни данной предметной области закономерностей, на основе которых более глубоко интерпретируются не только новые факты, но и полученные на эмпирическом уровне знания о закономерностях, создается возможность прогнозирования дальнейшего процесса развития исследуемой предметной области.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания взаимосвязаны, каждому из них соответствуют свои методы исследования. Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов основанием, для деления их на группы может быть разное содержание изучаемых объектов, их роль в процессе научного познания.

В современной науке имеет место многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия разделяются на общефилософские, общенаучные и частные.

Процесс эмпирического и теоретического познания - это не только логическая проблема, но и методологическая проблема. Проблематика отношений между эмпирическим и теоретическим познанием особенно актуальна в области методологии, где требуется переход от фактов к теоретическим выводам.

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Поэтому средства эмпирического исследования необходимо включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения и эксперимента.

В вопросах функционирования подвижных составов железных дорог, тяги поездов и электрификации все более распространенными в последнее время являются методы математического моделирования с использованием специальных программных продуктов для ПК.

Кроме средств, которые связаны с организацией экспериментов и наблюдений, в эмпирическом исследовании применяются и понятийные средства. Они функционируют как особый язык, который часто называют эмпирическим языком науки. Он имеет сложную организацию, в которой взаимодействуют собственно эмпирические термины и термины теоретического языка.

Список литературы

1. Библиотека философского факультета МГУ / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Режим доступа: http://www.philos.msu.ru/library.php.

2. Давыдов А.И. Повышение эффективности системы анализа и нормирования энергопотребления на тягу поездов. Автореф. дис. канд. техн. каук. – Омск, 2013.

3. Дербилов Е.М. Повышение качества токосъема на сопряжениях анкерных участков скоростных контактных подвесок. Автореф. дис. канд. техн. каук. – Омск, 2012.

4. Краузе А.В. Совершенствование методов управления напряжением и реактивной мощностью в распределительных сетях железнодорожного транспорта. Автореф. дис. канд. техн. каук. – Омск, 2013. - 15 с.

5. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (Формирование, особенности и методология социального познания): Учебное пособие для аспирантов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. . (дата обращения 11.04.2015).

6. Казарин Д. В. Разработка методики и аппаратно-программного комплекса диагностирования технического состояния электрических цепей электропоездов. Автореф. дис. канд. техн. каук. – Омск, 2011. - 21 с.

7. Матюшков С.Ю. Снижение автоколебаний в тяговой передаче грузового магистрального тепловоза при индивидуальном управлении асинхронными двигателями. Автореф. дис. канд. техн. каук. – Брянск, 2013. - 11 с.

8. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология: Учеб.пособие. – М.: Инфа, 1998.

9. Светлов В.А. История научного метода. М.: НБ-Медиа, 2008.

10. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки: Учеб. М.: Юрайт, 2005.

11. Российское образование. Федеральный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.edu.ru/.. (дата обращения 11.04.2015).

12. Филиппов В.М. Совершенствование методов моделирования изнашивания контактных элементов токоприемников электроподвижного состава. Автореф. дис. канд. техн. каук. – Омск, 201. - 8 с.

13. Яковлев В.А. Системы управления тяговым электроприводом для улучшения сцепных свойств электровоза постоянного тока. Автореф. дис. канд. техн. каук. – Москва, 2013. - 6 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. План Маршалла сущность цели задачи и последствия
  2. Аксиологический анализ принципов права
  3. Правовое положение адвокатуры в современной России
  4. Обобщающие показатели работы организации и их расчет
  5. «Деятельность профессиональных камерных хоров и их руководителей на примере Екатеринбургского муниципального камерного хора «Доместик» им. В.А. Копанева
  6. Принципат Августа новая политическая система
  7. Правовой статус Всемирного банка
  8. Память как познавательный психический процесс
  9. Разграничение полномочий между РФ и её субъектами
  10. Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты
  11. Форма государственного правления
  12. Транспортный налог в России
  13. Особенности памяти младших школьников
  14. Физическая культура
  15. Социальная работа с детьми разведенных родителей
  16. Социальное воспитание понятие, сущность, принципы
  17. Политические взгляды Сократа
  18. Внешняя политика Италии
  19. Психологическая совместимость в трудовых коллективах
  20. Характеристика конституции США 1787 г. и Билля о правах 1791
  21. Информационные технологии при обучении компрессии текста в преподавании РКИ на начальном этапе
  22. Роль школы и семьи в воспитании подрастающего поколения
  23. Российская публицистика о Китае с конца 19 по начало 20 века
  24. Принципы уголовного судопроизводства
  25. Эстетическое воспитание по математике в начальной школе
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: