В недавнем прошлом диалектика была «царицей» наук в мире, созидавшем социализм. Она признавалась единственно научным, неоспоримым, абсолютным методом познания действительности и составляла основу всех отраслей знания, не исключая и юриспруденцию.
Мир изменился. Общественное сознание переживает эпоху смены научных парадигм.
Смутное время, неясные перспективы: отсутствие идеологических ориентиров, крайнее недоверие к материалистической диалектике и лихорадочный поиск единой, надежной основы нового миро- и правопонимания, - таковы некоторые характеристики современного состояния ментальности нашего общества.
Надо ли быть оракулом, чтобы предсказать, какие мировоззренческие основы потеснят диалектический материализм на его пьедестале абсолютного знания? Выбор невелик, - метафизика во всех ее прошлых, настоящих и будущих проявлениях перехватывает пальму первенства у диалектики и стремится в основу нашего нового миропонимания. Рассудочное знание берет верх над знанием диалектическим. Западное мышление и западное понимание логики - основа нашего будущего общественного сознания, основа наших будущих научных доктрин, основа нашей будущей юриспруденции. Эта база формируется уже давно, переживая время от времени рождение странных псевдонаучных мутантов вроде диалектической логики.
Проблема проявления основных законов диалектики в научном познании специально в философской литературе не обсуждается. Однако во многих работах ее различные аспекты подробно исследуются.
Здесь можно назвать работы И.Д. Андреева, Н.К. Вах-томина, А.П. Шептулина, В.П. Черткова, Б.М. Кедрова, М.Н. Руткевича, Д.И. Широканова, П.Н. Федосеева, В.П. Тугаринова, Б.С. Украинцева, А.С. Ковальчука и др.
Хотим мы того или нет, нам придется решать вопрос о соотношении диалектики и логики. Как это ни парадоксально, материалистическая диалектика является сегодня фундаментом нашего общественного, в том числе и правового сознания, фундаментом общей теории права и государства, базой современной российской юриспруденции, в первую очередь фундаментом фактическим, но, как ни странно, также и формальным.
И это при том, что базовые общественные отношения, сформировавшиеся в нашей стране на сегодняшний день, вряд ли совместимы с материалистическим, марксистским мировоззрением, с материалистической (марксистской) диалектикой или, как ее еще принято называть «диалектической логикой».
Как ни странно, но сегодня перед нами стоят все те же вопросы, на которые следовало давать не волевые, идеологические, а аналитические, научные ответы еще несколько десятилетий тому назад.
Цель исследования: изучить понятие Энгельса о диалектике.
Задачи исследования:
рассмотреть логическую сущность диалектики;
показать проявление основных законов диалектики в научном познании - определение употребляемых понятий;
определить законы диалектики как законы познания.