Потребность в отличии друг от друга товаров различных видов при помощи фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания, наименования мест происхождения товаров, которыми эти товары снабжаются производителями или торговцами, не нова, она возникла уже в древние времена. Еще древние римляне, греки и египтяне пользовались ярлыками ремесленников и художников, служившими указаниями на происхождение изделия из какой-либо мастерской или из какого-либо города. Почти за 4000лет до н.э. мастера Ассирии и Вавилона врезали в камни построенных зданий свой фирменный знак. Эти знаки, обнаруженные археологами в ХХ веке, можно считать предшественниками товарных знаков.
Российское законодательство о товарных знаках имеет свою историю: первый закон « О товарных клеймах» был принят в восемнадцатом веке, а в 1896 году вступил в действие более совершенный Закон «О товарных знаках(фабричных и торговых марках и клеймах». Товарными знаками признавались « всякого рода обозначения, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или упаковке и посуде, в коих они хранятся, для отличия оных от товаров других промышленников и торговцев». Использование товарного знака признавалось правом, но не обязанностью лица, кроме случаев, специально установленных законом (клеймение изделий из золота и серебра, обязательная маркировка табачных и водочных изделий и пр.)
Следующими документами, сохранившими правовую охрану товарных знаков, стал Декрет СНК РСФСР «О товарных знаках», эпохи от 10 ноября 1922 года, Постановление ЦИК и СНК СССР «О производственных марках и товарных знаках» от 1936 года. Очередное обновление законодательства о товарных знаках произошло в 1962 году (Постановление Совета Министров СССР от 15 мая «О товарных знаках»).
Существенным шагом в развитии законодательства о товарных знаках стало принятие 3 июня 1991 года Закона СССР «О товарных знаках», который так и не вступил в силу, но послужил хорошей базой при разработке Верховным Советом РФ Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», который был принят 23 сентября 1992 года, и вступил в действие 17 октября 1992 года. Он впервые ввел охрану наименований мест происхождения товаров, которые ранее в качестве самостоятельных субъектов не выделялись.
Таким образом, эволюционное развитие законодательства о фирменных наименованиях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров (средств индивидуализации) получило свое закрепление в части 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации, которым мы сейчас руководствуемся:
Статья 1475 Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.
Статья 1477 …правила настоящего Кодекса…применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
Статья 1481 На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак.
Статья1517 На территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности…
Иными словами - фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров (средства индивидуализации), служат не только для рекламы качества товаров и услуг того или иного предпринимателя, позволяют развивать здоровую конкуренцию и гордиться результатами своей работы, но и фактически защищают результаты этого труда, выделяют его из ему подобных.