Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Технологии социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей





Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 9

1.1 Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной работы 9

1.2 Формы и методы профилактики жестокого обращения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей 14

Выводы по 1 главе: 27

Глава 2. Правовые основы социальной защиты детей – сирот и детьми, оставшимися без попечения родителей 29

2.1 Общие сведения об исследовании 29

2.2 Направления социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей Центра социальной помощи семье и детям п. Никель Мурманской области 39

Глава 3. Технологии социальной адаптации детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей 42

3.1 Варианты социальной помощи детям сирот и детям оставшимся без попечения родителей 42

3.2 Выводы и рекомендации 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

Список литературы 59

Введение

Актуальность исследования определяется ситуацией, сложившейся в России, сложными динамическими изменениями во всех сферах жизни, которые касаются всех социальных институтов и особенно серьезно отражаются на семье, что приводит к ее неустойчивости, росту разводов, нестабильности детско-родительских отношений, снижению роли ряда функций и, в частности, таких, как: репродуктивной, социализирующей, первичного социального контроля, духовного общения.

Проблема сиротства в России всегда была одной из самых острых. Большинство воспитанников детдомов и интернатов стали сиротами при живых родителях. В последние годы все чаще удается устроить их в семью, но около 150 тыс. детей сегодня по-прежнему ждут маму и папу.

Для нормального развития и формирования личности ребёнку необходимо окружение таких людей, которые не только заботятся о нем, но и любят, принимают его как личность, с которыми он живет одной жизнью, одними интересами. Маленькому ребёнку в первую очередь нужна мать или человек, полностью её заменяющий. Психические потребности ребёнка любого возраста лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка.

В нашей статистике даже те дети, которые уже устроены в семьи, считаются сиротами. На сегодня в этом банке данных около 150 тыс. детей, а в прошлом году было около 180 тыс. К сожалению, 80% из них – так называемые "социальные сироты", оставшиеся без родительского попечения при живых кровных родителях.

Семья предоставляет ребёнку не только оптимальные возможности для формирования личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для вступления в самостоятельную жизнь. Ребёнок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственниками. У детей появляется положительный опыт семейной жизни, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями.

Но не всегда в замещающих семьях дело обстоит гладко в отношениях между ребенком и приемными родителями.

Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление: до 10 % жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.

Степень разработанности проблемы. Подобная ситуация в нашем обществе, конечно же, вытекает из ряда проблем – это и экономические, связанные с резким падением уровня жизни подавляющей части населения и неуверенности в завтрашнем дне, и социальные – в обществе утрачены основные общественно значимые ценности, и психологические – воспитываемый многие годы инфантилизм, нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других, и, главное педагогические – когда общество, государство не несут ответственности за воспитание человека, формирование его морали и нравственных принципов.

Поэтому инновационная деятельность по выявлению, предотвращению и профилактике семейного насилия, формированию системы работы в регионах с активным вовлечением широких слоев общественности, бизнеса становится приоритетным направлением социальной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях, объектом заботы учреждений социальной сферы, а также психолого-педагогической службы.

Проблемы психологии насилия представляет собой обширную область, наиболее интенсивно разрабатывающуюся в мировой психологии последнюю четверть века такими авторами как: Л.Берковица, Б.Крэйхи,Д.Левинсон, Дж.Кобрин, Д.Финкелхор, Д.Иваниек, К.Брон, Р.Лэнг, А.Миллер, и др. В отечественной психологической науке данная проблематика сравнительно молода, её разработкой занимались: Сафронова Т.Я., Соколова Е.Т., Цимбал Е.И. и др.Проблема насилия в отношении детей также исследовалась С.В. Ильиной, А.Д. Кошелевой, О.С. Лобза, Е.Т. Соколовой и др.

Но, к сожалению, до настоящего времени не существует единого комплексного видения решения данной проблемы.

Анализ зарубежного и отечественного исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, показывает, что наибольшую эффективность дает воспитание их в замещающей семье. Однако, как показывает практика в настоящее время, все большую актуальность приобретает проблема жестокого обращения с приемными детьми в замещающих семьях.

В организации деятельности по защите детей от жестокого обращения мы сегодня сталкиваемся со значительным количеством проблем правового, социально-педагогического и психолого-педагогического характера.

Социально-педагогическая проблема состоит в отсутствии оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков. Необходимо своевременное выявление и помощь семьям, в которых присутствует жестокое обращение с детьми и в дальнейшем не допустить вторичного проявления жестокости.

Немалое значение в современном обществе имеет психолого-педагогическая проблема, которая заключается в недостаточной разработанности или в полном отсутствии системы предупредительных мер, связанных с устранением причин, факторов и условий вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Для того чтобы устранить эту проблему нужно создать наиболее эффективную программу, в которой будет разработан комплекс мер по профилактике жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.

Целью работы является раскрытие особенностей работы по реабилитации детей, подвергшихся насилию в замещающей семье и разработка психолого-педагогических рекомендаций.

Объектом – работа органов социальной защиты г.Апатиты по профилактике жестокого обращения с детьми.

Предмет исследования - замещающие семьи.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что существуют особенности в профилактической работе с несовершеннолетними, подвергшихся насилию в замещающей семье, учитывая которые, реабилитационную работу с детьми, жертвами жестокого обращения, и их родителями необходимо осуществлять в комплексе, привлекая все ведомства системы профилактики. Работа должна быть направлена на достижение оптимального физического, интеллектуального, социально-психологического уровня деятельности семьи.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как объект социальной работы;

- рассмотреть формы и методы реализации технологии профилактики жестокого обращения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

- определить субъекты профилактики жестокого обращения с детьми в замещающих семьях;

- проанализировать направления социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

- изучить технологии профилактики жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.

Научная новизна исследования заключается в том, что нами изучены данные, касающиеся направлений работы по профилактике жестокого обращения с детьми, подвергшимися насилию в замещающей семье.

Исследование было проведено на базе отдела психолого-педагогической помощи семье и детям Государственного областного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Апатитский комплексный центр социального обслуживания населения» г. Апатиты.

Методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач. Были использованы методы теоретического уровня: теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, а также применялись организационные и эмпирические методы.

Заключение

Джон Боулби, английский психоаналитик и основатель теории привязанности, обнаружил, что дети, которые растут в детских домах и сиротских приютах, часто страдают различными эмоциональными проблемами, включая неспособность устанавливать и поддерживать близкие и продолжительные отношения с окружающими. Он называл таких детей «личностями, лишенными любви» и считал, что они неспособны любить потому, что на раннем этапе жизни не имели возможности привязаться к материнской фигуре. Эти симптомы проявлялись и у детей, которые в течение некоторого времени росли в семьях, но затем были надолго разлучены с родителями.

Дети-сироты – особые дети. Причины их личностного своеобразия и особенностей взаимодействия с миром и другими людьми кроются в прошлом опыте. Ребенок-сирота – это ребенок, переживший утрату, разлуку, разрыв отношений в младенчестве или, если речь идет о социальном сиротстве, в детском или подростковом возрасте. Скорее всего, ранний опыт такого ребенка наполнен травматическими переживаниями. Чаще всего матери таких детей не умели или не могли выполнить те свои функции, которые необходимы для полноценного, гармоничного развития детей – обеспечить возможность расти и познавать мир, не опасаясь погибнуть.

Исследованию этой проблемы посвящены труды многих зарубежных и отечественных исследователей. Изучены особенности самооценки, уровня притязаний, навыков общения, проведен анализ особенностей эмоциональной сферы воспитанников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.

Результаты этих исследований показывают, что картина личностного развития ребенка-сироты отличается от развития ребенка, воспитывающегося в семье.

Психические травмы, полученные до поступления в детский дом, наследственные и психосоматические заболевания могут проявляться в импульсивности детей, нарушениях самоконтроля, в эмоциональной неустойчивости, гиперактивности, преобладании процессов возбуждения, быстрой нервной истощаемости, сниженной концентрации внимания.

Отсутствие стабильности, присущей семейным отношениям, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение окружающих снижают у детей-сирот активное отношение к жизни: не формируются собственные ценности и принципы, зато развивается устойчивая конформность - зависимость от мнения других людей, внушаемость и подверженность влиянию группы, часто негативному.

Основной задачей специалистов – психологов и педагогов, работающих с детьми-сиротами, является помощь в изменении форм общения со сверстниками и взрослыми.

К сожалению, в учреждениях для детей-сирот, да и в образовательных учреждениях в целом, общение между взрослым и ребенком строится не по типу «взаимодействие», а по типу «воздействие». Взрослые ориентируют воспитанников на строгую дисциплину, оставляя мало места для проявления собственной инициативы и активности, которые, если и проявляются, то вызывают недовольство неприемлемыми формой и содержанием. Жизнь в закрытой воспитательной системе строго регламентирована: ребенок окружен взрослыми, которые его контролируют и несут ответственность за его поведение.

Очевидно, что справиться с проблемой сиротства невозможно, только лишь устраивая детей в замещающие семьи. Необходимо организовать планомерную, комплексную профилактическую работу с неблагополучными семьями (семьями в социально опасном положении, семьями, воспитывающими детей в трудной жизненной ситуации), направленную на восстановление семьи, обеспечение в ней условий для реализация политики в сфере профилактики социального сиротства по соблюдения прав ребенка.

Таким образом, профилактика социального сиротства — часть необходимой деятельности по защите прав детей.

В нашем исследовании мы изучили аспекты социальной работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; рассмотрели формы и методы реализации технологии профилактики жестокого обращения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; определили субъекты профилактики жестокого обращения с детьми в замещающих семьях; проанализировали направления социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; изучили технологии профилактики жестокого обращения с детьми в замещающих семьях.

В своей работе мы подтвердили гипотезу, которая состоит в предположении того, что существуют особенности в профилактической работе с несовершеннолетними, подвергшихся насилию в замещающей семье, учитывая которые, реабилитационную работу с детьми, жертвами жестокого обращения, и их родителями необходимо осуществлять в комплексе, привлекая все ведомства системы профилактики. Работа должна быть направлена на достижение оптимального физического, интеллектуального, социально-психологического уровня деятельности семьи.

Список литературы

1. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Соц.Ис. 2003.-№4 (228).

2. Ананиан Л.Л. Жестокость в семье. М., 2010.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 2009. - 376с.

4. Бубен С.С., Чечет В.В. Опекунские (приемные) семьи и детские дома семейного типа – важнейшие средства решения проблемы социального сиротства//Социальная работа с ребенком и семьей.- Минск: Нар.асвета, 2000.

5. Белановская, О.В. Семья – фактор ранней социализации личности / О.В. Белановская // М:. – 2010. - № 10.

6. Бочарова, В.Г. Социальная педагогика: вопросы теории и практики / В.Г. Бочарова. – М. : РАО, 2007. – 104 с.

7. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 2008.

8. Гладченко, Л.Г. Еще раз о насилии... / Л.Г. Гладченко // Женщина и общество. – 2002. - № 4.

9. Государственный доклад “О положении детей в Российской Федерации”. М., 2007.

10. Гурко Т.А. Трансформация института семьи // Социологические исследования. 2009. № 10.

11. Дуров, В.Н. Место жительства – место воспитания: Учебно-методическое пособие / В.Н. Гуров. – Уфа : Вектор, 2006.

12. Дмитриев, А.В. Насилие: социально-политический анализ / А.В. Дмитриев, И.Ю. Залысин. – М. : Российская политическая энциклопедия, 2008. – 110 с.

13. Дети России: насилие и защита. Материалы Всероссийской научно - практической конференции. - М.: РИПКРО, 2005.

14. Дьяченко А., Цымбал Е. Актуальные проблемы защиты детей от жестокого обращения в современной России // Угол, право. 2009. №4.

15. Ениколопов С.Н. Проблемы семейного насилия // Прикл. психол. 2009. №5-6.

16. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб. И др.: Питер, 2000. –554 с.

17. Зверева O.JL, Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

18. Зеньковский. Семейная педагогика и домашнее воспитание М., 2000.

19. Зритнев В., Зритнева Е. «Все семьи несчастливы… одинаково» // Соц-защита №11-12 2009.

20. Иванова Н.П. Проблемы семьи и воспитания детей в современных условиях // Нач. шк. 2010. №1.

21. Иванцова А. Изучение особенностей воспитания в семьях // Boсп, школ. 2000. №9.

22. Иванченко С. Насилие в семье // Семья и школа.2008. №2.

23. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. М., 2009.

24. Ильин В. Позвольте им быть собою: об основах семейного воспитания // Boсn. школ. 2010. №9.

25. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // М., 2009.

26. Казачкова В.Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности // Вопросы психологии. - 2009. - N 3.

27. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. С. 21 – 69.

28. Кинард Э.М. Дети, страдающие от плохого обращения // Энциклопедия социальной работы. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. Т. 1. С. 202 – 209.

29. Крейхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб.: Питер, 2009.

30. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.,2010.

31. Лествица. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 2002.

32. Макаренко А.С.Книга для родителей. 1937., переизд. М., 2011.

33. Мир в семье – общество без насилия: Сб. материалов междунар. межведом. конф., 9 октября 2007. Екатеринбург, 2008.

34. Мошак Г.Г. Преступления в семье: Истоки и профилактика. Кишинев, 2005. 325 с.

35. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н.М.Платоновой и Ю.П.Платонова. СПб.: Речь, 2004. 154 с.

36. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. ЭтьеннаГ.Круга и др./ Пер.с англ. М: Издательство "Весь Мир", 2003. 376 с.

37. Насилие в семье- как бороться с ним государству – М.: Глас, 1999. – 191 с.

38. Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие: Науч.-метод. пособие / Л.С. Алексеева, А.Д. Кошелева, Е.Т. Соколова, Ю.Б. Шапиро; под ред. Л.С. Алексеевой. – М. : Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. – 135 с.

39. Насилие и социальные изменения / Под ред. Пиксаковой М.М., Синельникова А. М.: Литограф, 2000.-224с.

40. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. Санкт-Петербург, 2000. 178 с.

41. Олиференко Л. Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб.пос. для студ. Высш. пед. учеб. заведений/ Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256 с.

42. Павлова В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот. СПБ, 2003-52 с.

43. Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия. - М., 2000.

44. Руденкова Г.И. Новое об устройстве детей-сирот на воспитание в семью // Соц.-пед. работа. - 2009. - № 5.

45. Руководство по предотвращению насилия над детьми / Под ред. Н.К.Асановой.-М.: Владос, 2007.

46. Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: [Пробл.Профилактики жестокого обращения с детьми в семье] // Народное образование. 2009. N 5.

47. Синягина Н. Ю. Психолого- педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

48. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителем и ребенком и формирование аномалий личности // Семья и формирование личности. М.: Изд-во МГУ, 1981.

49. Стар Б. Насилие в семье // Энциклопедия социальной работы: В 3 т.М., 1994. Т.2.

50. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. (1993). Жестокое обращение с детьми и его последствия // Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993.

51. Середа Н. (2000). «Настолько широко, что даже и не видно» // Насилие и социальные изменения. Под ред. Писклаковой М., Синельникова А 2/2000.

52. Сухомлинский В.А.Родительская педагогика., М., 1978

53. Социальная работа с семьей /Под ред. Т.В. Шеляг. — М.: Институт социальной работы, 2005.

54. Социальная работа с семьей. / Под ред. Т.В. Шеляг. - М.: Институт социальной работы, 2005.

55. Социально-правовые проблемы борьбы с насилием /Ом.юрид.ин-т.-Омск., 2006.

56. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи. Учеб. –метод. пособие/ В.В. Мартынова, Н.С. Поспелова, В.А. Маглыш и др. Минск: ОДО «Тонпик», 2004.

57. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2010.

58. Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. М., 2009.

59. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. М., 2006.

60. Холостова Е.И. Настольная книга специалиста: социальная работа с семьей. М.; Тула, 2006.

61. Центр новостей ООН. Актуальные проблемы: Насилие над детьми. – 2006г. // http://www.un.org/russian/news/

62. Черепанова Е.М. Психологический стресс, помоги себе и ребенку. - М.: Академия, 2007.

63. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. Семейная психотерапия - СПб.: Питер, 2000.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Атомистическая теория Демокрита
  2. Коммерческая деятельность
  3. Таможенный перевозчик назначение и порядок получения статуса таможенного перевозчика
  4. Методика работы с исторической терминологией в начальной школе
  5. Совершенствование системы управления АПК на уровне МО
  6. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  7. Разрядка в советско-американских отношениях. Роль европейских стран в этом процессе
  8. Марксистко - ленинская теория
  9. учебно-ознакомительная практика воинск часть
  10. Апелляция в гражданском и арбитражном процессе
  11. Криминологическая характеристика миграционной преступности на примере северо-востока России
  12. Проблемы в области реализации здоровьесберегающего туризма в школе № 29
  13. Благотворительная деятельность общественных организаций
  14. Политическая культура
  15. Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного судопроизводства
  16. Правоохранительные и судебные органы
  17. Конституционные права
  18. Порядок выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ
  19. Проблемы и перспективы проектного финансирования как способы создания инновационных производств
  20. Разработка элементов веб-сервиса для разбора простейшего оформления текстового документа в формате MS Word 2007
  21. Механизмы, проблемы и пути совершенствования налогообложения добавленной стоимости в РФ
  22. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  23. Сервитуты их виды и краткая характеристика
  24. Историко-временной анализ эффективного функционирования системы органов государственной службы
  25. ИСТОЧНИКИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: