Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Порядок выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ





Содержание

Введение 3

Глава 1. Правовые основы порядка выбора депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ 11

1.1 Конституционные и законодательные основы деятельности Государственной думы Федерального собрания РФ 11

1.2 Основополагающие начала выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 13

Глава II. Подготовка к проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 18

§ 1 Назначение выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 18

§ 2 Формирование избирательных комиссий 20

Глава III. Организация проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Подведение итогов. 31

§ 1 Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ 31

§ 2 Предвыборная агитация 46

§ 3 Порядок голосования и определение результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ 51

Заключение 66

Список использованной литературы 70

Список сокращений 76

Введение

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 95, 96, 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»1 определил порядок избрания депутатов Государственной Думы. 

Назначение выборов депутатов Государственной Думы. Согласно п. «а» ст. 84 Конституции выборы Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье после дня, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва.

В случае, если Президент РФ не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое воскресенье или во   второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы.

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Сроки осуществления избирательных действий при этом сокращаются на четверть.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.

Избирательная система. Федеральный закон предусматривает, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы:

- 225 (половина) депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей в Российской Федерации на 225 одномандатных избирательных округов;

- 225 (другая половина) депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Образование избирательных округов. Для проведении выборов депутатов Государственной Думы образуются два вида избирательных округов: одномандатные избирательные округа и федеральный избирательный округ.

Одномандатные округа, образуемые для проведения выборов по мажоритарной избирательной системе, должны отвечать следующим требованиям:

- примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства в пределах одного субъекта Федерации не более чем 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях— не более 15 процентов. Образование примерно равных (по числу избирателей) избирательных округов должно обеспечивать реализацию равного избирательного права граждан;

- в пределах территории субъекта РФ не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением случаев, когда часть территории данного субъекта РФ расположена в пределах территории другого субъекта РФ;

- не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов РФ;

- на территории каждого субъекта РФ должно быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа.

Центральная избирательная комиссия РФ на основании представляемых органами исполнительной власти субъектов Федерации данных о численности избирателей, зарегистрированных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы схему образования одномандатных избирательных округов и графическое изображение этой схемы. Схема избирательных округов утверждается Федеральным законом. Утверждение схемы избирательных округов Федеральным законом является своеобразной формой парламентского контроля за правильностью выделения избирательных округов.

Для проведения выборов по пропорциональной избирательной системе образуется федеральный избирательных округ, включающий в себя всю территорию Российской Федерации.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Право выдвижения кандидатов принадлежит непосредственно избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам.

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями. Инициатива выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу принадлежит гражданину или гражданам Российской Федерации, обладающим активным избирательным правом на территории данного избирательного округа.

Кроме того, каждый гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом и достигший на день голосования 21 года, вправе выдвигать свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу.

Инициаторы выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу в письменной форме уведомляют соответствующую окружную избирательную комиссию о своей инициативе. Со дня уведомления начинается сбор подписей. В поддержку кандидата должны быть собраны подписи не менее 1 процента избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

Выдвижение кандидатов в депутаты избирательным объединением (блоком). Выдвижение кандидатов в депутаты в одномандатных избирательных округах производится на съезде (конференции) избирательного объединения с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать по одномандатному избирательному округу не более одного кандидата.

Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами в депутаты лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения, политических общественных объединений, вошедших в избирательный блок.

Выдвижение федерального списка кандидатов в депутаты для баллотировки по федеральному избирательному округу производится на съезде (конференции) избирательного объединения.

 Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в составе федерального списка кандидатов лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения, политических общественных объединений, входящих в избирательный блок.

Состав федерального списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением, избирательным блоком. Избирательное объединение, избирательный блок, определяя порядок размещения кандидатов в федеральном списке кандидатов, разбивают его полностью или частично на региональные группы кандидатов, соответствующие субъектам Российской Федерации или группам субъектов Российской Федерации, при этом в региональной части федерального списка кандидатов должно быть указано, какому субъекту Российской федерации или группе субъектов Российской Федерации соответствует каждая из региональных групп кандидатов. Общефедеральная часть федерального списка кандидатов, в которую внесены кандидаты, не входящие в региональные группы кандидатов, может включать не более 18 кандидатов.

В федеральный список кандидатов могут входить кандидаты в депутаты, выдвигаемые тем же избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам.

Общее число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением, избирательным блоком по федеральному списку, не может превышать 270 человек.

Федеральный список кандидатов и список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, представляются в Центральную избирательную комиссию РФ, которая рассматривает представленные документы и выдает заверенные копии федерального списка кандидатов и списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам либо выносит мотивированное решение об отказе в выдаче таковых. Со дня заверения Центральной избирательной комиссией РФ копии федерального списка кандидатов начинается сбор подписей в его поддержку. Избирательное объединение, избирательный блок обязаны собрать не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 14 тысяч из необходимого для регистрации количества подписей.

Заверенная Центральной избирательной комиссией копия списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, передается избирательным объединением, избирательным блоком в соответствующую окружную избирательную комиссию. С этого момента начинается сбор подписей избирателей за кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам. В поддержку каждого кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, должны быть собраны подписи не менее 1 процента избирателей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

Подписные листы в поддержку федерального списка кандидатов, кандидатов по одномандатным избирательным округам с необходимыми избирательными документами (перечень которых содержится в ст. 45 Федерального закона) представляются в соответствующие избирательные комиссии для проверки достоверности содержащихся в них данных. По результатам проверки избирательные комиссии принимают решение о регистрации кандидатов, федерального списка кандидатов либо выносят мотивированное решение об отказе в регистрации.

В Федеральном законе (ст. 64) предусматривается возможность внесения избирательного залога вместо представления подписей избирателей для регистрации кандидата, списка кандидатов.

Голосование в определение результатов выборов. Для выборов депутатов Государственной Думы каждый избиратель получает два избирательных бюллетеня различной формы, утверждаемой Центральной избирательной комиссией РФ.

В избирательном бюллетене по федеральному избирательному округу помещаются в порядке, определяемом по результатам жеребьевки, наименования избирательных объединений (блоков), которыми выдвинуты зарегистрированные федеральные списки кандидатов в депутаты. Под наименованием избирательного объединения, избирательного блока помещаются фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов из общефедеральной части федерального списка кандидатов. В каждом субъекте Федерации в избирательном бюллетене указывается также название соответствующей этому субъекту региональной группы кандидатов федерального списка кандидатов данного избирательного объединения, избирательного блока, а также фамилии, имена и отчества первых трех кандидатов из соответствующей региональной группы кандидатов.

Избирательный бюллетень по одномандатному избирательному округу содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по этому избирательному округу кандидатов. В случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, указываются наименования этого избирательного объединения, избирательного блока.

Подсчет голосов производит участковая избирательная комиссия, которая передает протоколы об итогах голосования в вышестоящие комиссии. Результаты выборов по одномандатным избирательным округам определяются окружной избирательной комиссией. Результаты выборов по общефедеральному избирательному округу определяются Центральной избирательной комиссией.

Объект исследования: Государственная Дума Федерального собрания РФ.

Предмет исследования: процесс порядка выборов депутатов в Государственную Думу Федерального собрания РФ.

Цель исследования: изучение порядка выборов депутатов в Государственную Думу Федерального собрания РФ.

Задачи исследования:

рассмотреть конституционные и законодательные основы деятельности Государственной думы Федерального собрания РФ;

определить основополагающие начала выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

рассмотреть назначение выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ

охарактеризовать формирование избирательных комиссий;

проанализировать процесс выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

рассмотреть предвыборную агитацию;

охарактеризовать порядок голосования и определение результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Заключение

При проведении выборов по одномандатным избирательным округам используется мажоритарная избирательная система относительного большинства. Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.

При проведении выборов по общефедеральному избирательному округу применяется пропорциональная избирательная система.

Порядок допуска федеральных списков кандидатов к участию в распределении депутатских мандатов. К распределению депутатских мандатов не допускаются федеральные списки кандидатов, получившие менее пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если не менее чем за два федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, было подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей.

Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей было подано в совокупности 50 или менее процентов голосов избирателей, к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, которые получили менее 5, но более 3 процентов голосов избирателей, до того, как общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, не превысит в совокупности 50 процентов голосов избирателей.

Если за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов избирателей, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также федеральный список кандидатов, который получил наибольшее число голосов избирателей среди федеральных списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов избирателей.

Методика пропорционального распределения депутатских мандатов: 1. Сумма голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу за федеральные списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов (в соответствии с порядком рассмотренным выше), делится на 225 - число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное.

Число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения мандатов.

Если после действий, произведенных в соответствии с п. 2 остаются нераспределенные мандаты, производится их вторичное распределение. Нераспределенные мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть (остаток) числа, полученного в результате деления в соответствии с п. 2. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей.

Распределение депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов производится следующим образом: депутатские мандаты, полученные избирательным объединением, избирательным блоком, переходят в первую очередь к кандидатам, входящим в общефедеральную часть федерального списка. Оставшиеся депутатские мандаты распределяются внутри федерального списка кандидатов между региональными группами, каждая из которых получает депутатские мандаты, число которых пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в соответствующем субъекте или в группе субъектов Российской Федерации, причем расчет производится по методике распределения депутатских мандатов между федеральными списками (см. выше). Если при этом в одной или более региональных группах не оказалось должного числа кандидатов, оставшиеся нераспределенными мандаты распределяются среди остальных региональных групп по тем же правилам.

Распределение депутатских мандатов между кандидатами из федерального списка избирательного объединения, избирательного блока проводится в соответствии с порядком размещения кандидатов в этом списке, установленным при регистрации федерального списка в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Из каждого федерального списка кандидатов исключаются депутаты, избранные в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам. В этом случае депутатские мандаты передаются кандидатам из того же федерального списка в соответствии с их очередностью в этом списке либо в соответствующей региональной группе.

Замещение вакантных мандатов депутатов. В случае досрочного выбытия депутата, избранного в результате распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, Центральная избирательная комиссия передает его мандат следующему за избранными кандидату из того же федерального списка.

В случае досрочного выбытия депутата, занимавшего на момент заверения федерального списка кандидатов одно из первых трех мест в общефедеральной части списка без вынужденных к тому обстоятельств в период менее года со дня избрания Государственной Думы, депутатский мандат передается Центральной избирательной комиссией другому федеральному списку кандидатов из числа участвующих в распределении депутатских мандатов в данном созыве Государственной Думы.

В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в одномандатном избирательном округе, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение месяца после появления вакантного депутатского мандата назначает по соответствующему одномандатному избирательному округу дополнительные выборы депутата Государственной Думы. Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Государственной Думы не может быть избран на срок более одного года до окончания конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума.

Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; Российская газета. N 106. 2002. 15 июня.

3. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 51. Ст. 4982; Российская газета. N 241. 2002. 25 дек.

4. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. 4-е изд. М.: Норма, 2010. Т. 1. 863 с.; Т. 2. 927 с.

5. Автономов А.С. Избирательная власть. М., 2002. С. 31, 74.

6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 8-е изд. М.: Норма, 2009. 800 с.

7. Биктагиров Р.Т., Кинзягулов В.И. Курс современного избирательного и референдумного права России: теория, законодательство, практика: В 2 т. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2007. Т. 1: Общая часть. 387 с.; Т. 2: Особенная часть. 264 с.

8. Биктагиров Р.Т., Фомин А.А. Избирательная система Республики Татарстан: Учебно-научное издание. Казань, 2006. 336 с.

9. Биктагиров Р.Т., Фомин А.А. Президент Российской Федерации: конституционный статус и порядок выборов: Учебно-научное издание. Казань: Идел-Пресс, 2006. 384 с.

10. Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации. 3-е изд. М.: Academia, 2007. 304 с.

11. Варлен М.В. Статус парламентария: теоретические проблемы. М.: Проспект, 2011. 192 с.

12. Весьма полезно пользоваться комментариями законодательства:

13. Волкова Л.Д. Проблемы правового регулирования организации и деятельности избирательных комиссий по подготовке и проведению федеральных выборов в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2000;

14. Волкова Л.Д. Проблемы правового регулирования организации и деятельности избирательных комиссий по подготовке и проведению федеральных выборов в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2000.

15. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Юридическое руководство по избирательному процессу (методическое пособие) / Под ред. С.В. Кабышева, Г.В. Минха. М.: Формула права, 2009. 386 с.

16. Выборы депутатов Тульской областной Думы согласно ч. 1 ст. 3 Закона Тульской области от 19 декабря 2008 г. N 1198-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы" // Тульские известия. 2008. 25 дек. N 263.

17. Выборы Президента Российской Федерации - 2008: Сборник информационно-статистических материалов ЦИК РФ. М.: Сити Пресс Сервис, 2008.

18. Выборы Президента Российской Федерации: Юридическое руководство по избирательному процессу (методическое пособие) / Под ред. С.В. Кабышева, Г.В. Минха. М.: Сити Пресс Сервис, 2009. 438 с.

19. Головин А.Г. Избирательное право России: Курс лекций. 2-е изд. М.: Норма, 2009. 352 с.

20. Головин А.Г. Эволюция системы избирательного законодательства в Российской Федерации: тенденции и перспективы. М.: Academia, 2008. 211 с.

21. Гранкин И.В. Конституционно-правовые основы российского парламентаризма. М., 2005. 217 с.

22. Гришина И.В. Информационное обеспечение выборов: конституционно-правовые основы эволюции нормативного регулирования // Журнал о выборах. 2009. N 1. С. 34 - 38.

23. Дегтярев Г.В. Конституционно-правовой статус президентов Российской Федерации и США: сравнительно-правовой анализ. М., 2003.

24. Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в РФ. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

25. Доклад Центральной избирательной комиссии Российской Федерации "О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах". М., 2000. С. 60.

26. Закон Тульской области от 8 июля 2008 г. N 1055-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления" // Тульские известия. 2008. 10 июля. N 134.

27. Закон Тульской области от 9 июня 2003 г. N 386-ЗТО "О выборах депутатов Тульской областной Думы" // Тульские известия. 2003. N 131 - 134. 14 июня; Закон Тульской области от 13 апреля 2005 г. N 567-ЗТО "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления" // Тульские известия. 2005. N 98 - 100. 20 апр.

28. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. М., 1996.

29. Избирательное законодательство и выборы в современном мире / В.И. Лысенко, А.Г. Головин; под общ. ред. В.Е. Чурова М.: Медиа Пресс, 2009. 528 с.

30. Избирательное право и право на участие в референдуме граждан РФ в решениях Верховного Суда РФ / Отв. ред. В.И. Казьмин. М.: ЦИК РФ, 2008. 672 с.

31. Избирательное право: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. К.К. Таранова, А.С. Прудникова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 415 с.

32. Князев С.Д. Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации: перспективы развития // Журнал российского права. 1999. N 10. С. 36 - 45;

33. Князев С.Д. Правовой статус избирательных комиссий в Российской Федерации: перспективы развития // Журнал российского права. 1999. N 10. С. 37.

34. Козлова Е.И. Президент Российской Федерации. Порядок избрания, конституционно-правовой статус, полномочия: Научно-практический комментарий // Библиотечка "Российской газеты". Вып. 3. М., 2003. 176 с.

35. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 4-е изд. М.: Проспект, 2006. 608 с.

36. Колюишн Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М., 2010.

37. Комарова В.В. Институционализация президентской власти в России // Государство и право: вызовы XXI века. Кутафинские чтения: Сб. тезисов: Материалы международной научно-практической конференции. М., 2009. С. 38 - 43.

38. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд. М.: Норма-Инфра-М, 2011. 1008 с.

39. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда РФ: В 2 т. / Отв. ред. Б.С. Эбзеев. М., 2000.

40. Комментарий к Федеральному закону "О выборах Президента Российской Федерации" (постатейный) / Под общ. ред. В.И. Шкатуллы. М.: Юстицинформ, 2006. 488 с.

41. Конституции государств Европы: В 3 т. / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: Норма, 2001. Т. 2. С. 241.

42. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2001. С. 559.

43. Конституция Российской Федерации: Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых МГЮА имени О.Е. Кутафина / Под ред. Е.И. Козловой. М.: Библиотечка "Российской газеты", 2009. 383 с.

44. Краснов М.А. Полномочия Президента РФ, делегированные законодательством // Государство и право: вызовы XXI века. Кутафинские чтения: Сб. тезисов: Материалы международной научно-практической конференции. М., 2010. С. 54 - 59.

45. Лучин В.О., Белоновский В.Л., Пряхина Т.М. Избирательное право России: Учебник. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 735 с.

46. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" / Отв. ред. А.А. Вешняков; Науч. ред. В.И. Лысенко. М., 2003. С. 34.

47. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.В. Комаровой. М.: Юркомпани, 2009. 760 с.

48. Полев В.А. К вопросу о независимости избирательных комиссий // Журнал о выборах. 2003. N 2.

49. Российская газета. 1999. 1, 3 июля. Далее - Федеральный закон.

50. Сергеев А.Л. Конституционно-правовые аспекты ответственности Президента Российской Федерации // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции Российской Федерации. М., 2009. Т. 1. С. 203 - 209.

51. Чиркин В.Е. Верхняя палата современного парламента: Сравнительно-правовое исследование. М.: Норма, 2011. 144 с.

52. Чиркин В.Е. Глава государства: Сравнительно-правовое исследование. М.: Норма, 2010. 240 с.

53. Чиркин В.Е. Законодательная власть. М.: Норма, 2010. 366 с.

54. Шаклеин Н.И. Конституционно-правовой статус парламентария и организация его деятельности. М.: РГСУ, 2008. 352 с.

55. Шаклеин Н.И. Современный парламент: конституционно-правовой статус и организация деятельности. Зарубежный и отечественный опыт, пути совершенствования. М.: Институт ювенальной юстиции РГСУ; НИЦ "Инженер", 2008. 224 с.

56. Шапиев С.М., Биктагиров Р.Т., Шапиев А.С. Участники избирательного процесса: статус, полномочия, ответственность. Грозный, 2011. 336 с.

57. Шишкина О.Е. Конституционно-правовая ответственность за нарушение избирательных прав граждан как способ их защиты // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 3. С. 20 - 22.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Место России в процессах глобализации
  2. Объекты конституционно-правовых отношений
  3. Управление органами дознания в системе МВД России
  4. Как сми влияет на формирование сознания зрителя
  5. Разработка базы-данных по объектам экономики, объектам гражданской обороны и учащихся в учебно-методическом центре
  6. Биллинговая система
  7. Прибыль и рентабельность организации
  8. Информационное обеспечение муниципального управления
  9. Предпринимательское право
  10. После Петра 1 и до президента Медведева
  11. Особливості працевлаштування окремих категорій громадян в Україні
  12. Документационное обеспечение управления
  13. Административная деятельность органов внутренних дел: понятие, сущность, принципы
  14. Ценностные ориентации как основа благоприятного социально-психологического климата
  15. Обработка статистических данных при помощи программы «Система поиска оптимальных регрессий (СПОР)»
  16. Евангелия содержание, хронология, проблема авторства
  17. Разработка системы мотивации
  18. Особенности формирования мотивации и интерес учащихся к физической культуре на основе применения народных подвижных игр
  19. Революции нового времени (Англия, Голландия, Франция) в сравнении
  20. Семиотика моды по Ролану Барту, книги системы моды статьи по семиотике культуры
  21. Семейное право. Контрольная работа
  22. Правовое регулирование торговли антиквариатом
  23. Виды дивидендной политики корпорации на примере ОАО «Казанский МЭЗ».
  24. Деятельность РФ в урегулировании международных конфликтов
  25. Государственное управление как система
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: