Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях:
федеральном;
региональном;
муниципальном.
Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России).
Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания и развития общедоступных образовательных ресурсов.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
В каждом из субъектов Российской Федерации имеется орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования (министерство, департамент, главное управление и т.п.) в границах соответствующего региона.
Контрольно-надзорные функции в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации действующим законодательством, могут осуществляться как самим органом управления образованием, так и отдельным специализированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.
Отдельные вопросы управления находятся в компетенции и сфере ответственности образовательного учреждения.
Как уже было указано, каждый из уровней обладает своими полномочиями в части управления системой образования.
Полномочия - это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.
При этом очень важно понимать, что полномочия - это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.
Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.
Учитывая наличие большого числа дотационных территорий, в России существует практика дотирования вышестоящим уровнем управления нижестоящего уровня управления в части реализации последним имеющихся у него полномочий по управлению системой образования.
В настоящем подразделе приведены основные полномочия всех трех уровней управления системой образования в Российской Федерации, а также те полномочия, которые законодательно переданы от федерального центра субъектам Российской Федерации. Передача полномочий может осуществляться также от региональных властей органам местного самоуправления.
Отдельные вопросы и проблемы, связанные с привлечением общественности к управлению образованием рассматривались еще в начале XX века как зарубежными учеными (И. Кэндл, П. Монро, Г. Бередей (США), Дж. Лоуэрис, Н.Ханс (Англия), Ф.Шнайдер, Ф.Хилькер (Германия), ПРоссело (Швейцария) и другими), так и российскими (А.Д. Ал-феров, B.II. Вахтеров, В.А. Герд, Я.Я. Гуревич, Я.И. Душечкин, С.А. Золотарев, В.А. Зеленко, H.H. Иорданский, С.О. Серополко, В.И. Чарнолуский, Н.В. Чехов и др.). Во второй половине столетия вопросы развития государственно-общественного управления образованием в современном мире исследовались Дж. Брауном, В. Маллинсоном (США), Э. Николае, Б. Холмсом (Англия), А. Векслиаром, М. Дебесс (Франция), В. Миттером, Ю. Шрайвером (Германия), Ю.С. Алферовым, В.П. Борисен-ковым, В.И. Бочкаревым, Б.Л. Вульфсоном, А.Н. Джуринским, И.М. Ильинским, Ю.А. Конаржевским, И.М Курдюмовой, В.П. Лапчинской, В.М Лизип-ским, З.Л. Мальковой, И.Б. Марцинковским, Н.Д. Никандровым, В .Я. Пилипо-вским, М.М. Поташником, К.И. Салимовой, С.А. Тангяном, IIB. Худоминским, Т.И. Шамовой, Т.Ф. Яркиной (Россия) и др.
Различные аспекты государственно-общественного управления образовательными системами рассматривались в работах В.К. Андриенко, В.К. Бацьша, М Н. Гулько, A.B. Журав-левой, Г.М. Игнатьевой, В.А. Колпакова, В.Ф. Криво-шеева, В.В. Кузнецова, Л.Н. Кулиевой, С.Н. Махновца, "Е.М. Муравьева, Б.М. Пилова, В.М. Опалихина, Ф.И. Пафова, Л.И. Поргуновой, Т.И. Пуденко, А.И. Сорокиной, Т.А. Смирновой, П.И. Третьякова, P.A. Яковлевой и др.
Однако в специальной литературе целенаправленно не исследовалась, и, следовательно, не получила достаточного освещения проблема анализа путей создания органов общественного управления образовательными системами в современном мире, организации их взаимодействия с государственными и муниципальными органами управления образованием. Практика управления современными образовательными учреждениями требует пересмотра подходов к содержанию и организации их деятельности. Недостаточный уровень теоретической подготовки, положительного практического управленческого опыта отрицательно сказывается на квалификации управленцев. Отсюда, с одной стороны, низкий уровень профессионального руководства системой образования, негативно отражающийся на деятельности общеобразовательных учреждений, с другой, невозможность доведения развития практики до ожидаемых результатов установок и рекомендаций, выдвигаемых на муниципальном уровне.
Цель работы: характеристика организации государственного управления в сфере образования.
Задачи работы: выявить полномочия федеральных органов в сфере образования; рассмотреть полномочия федеральных органов, переданные регионам, полномочия региональных органов в сфере образования, структуру органов управления образованием в РФ; охарактеризовать новые технологии в системе управления образованием в РФ, а так же проблемы участия общественности в управлении образованием: родительские комитеты, ученики и т.д.