Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Средства коррекции сенсорного развития дошкодльников





Содержание

Введение 3

1. Теоретические основы коррекции сенсорного развития дошкольников 5

1.1 Сенсорное развитие дошкольников как психолого-педагогическая проблема 5

1.2 Сущность и специфика коррекции сенсорного развития дошкольников 11

1.3 Характеристика средств коррекции сенсорного развития дошкольников 23

2. Проектирование деятельности педагога-психолога по коррекции 32

сенсорного развития дошкольников 32

2.1 Диагностика уровня сенсорного развития дошкольников 32

2.2 Комплекс мероприятий по коррекции сенсорного развития дошкольников 35

Заключение 46

Список литературы 48

Приложения 51

Введение

В отечественной педагогике и психологии признано отношение к дошкольному воспитанию ребенка как к этапу, определяющему его дальнейшее развитие. Одно из центральных мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении занимает сенсорное развитие.

Сенсорное развитие дошкольника направлено на развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Именно дети дошкольного возраста наиболее чувствительны для целенаправленного развития органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также отечественные исследователи в области дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Исследователями отмечалось, что развитие восприятия - сложный процесс, включающий в качестве основных элементов усвоение детьми сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего развития ребенка, но в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для последующей активной плодотворной трудовой деятельности. Необходимость сенсорного развития ребенка обусловливает в теории и практике дошкольного воспитания задачу разработки и использования, наиболее эффективных психолого-педагогических условий, средств и методов организации и коррекции сенсорного воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Все вышеизложенное и определяет особенную актуальность темы данной работы. Однако вопросы технологий и средств коррекции сенсорного развития дошкольника раскрыты недостаточно.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью коррекции сенсорного развития дошкольников и недостаточностью методического обеспечения этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения. Проблема исследования заключается в поиске средств коррекции сенсорного развития дошкольников.

Объект исследования - процесс сенсорного развития дошкольников.

Предмет исследования - средства коррекции сенсорного развития дошкольников.

Цель работы - выявить и обосновать средства коррекции сенсорного развития дошкольников.

Гипотеза исследования: вероятно, коррекция сенсорного развития дошкольников будет эффективной если:

1) обеспечить комплексный подход в использовании различных средств коррекции;

2) разработать основы развивающей среды средствами коррекции сенсорного развития дошкольников.

Задачи:

1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности сенсорного развития дошкольников.

2. Описать средства коррекции сенсорного развития дошкольников.

3. Описать диагностический инструментарий изучения особенностей сенсорного развития дошкольников.

4. Разработать педагогический проект коррекции сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение;

Эмпирические методы: анкетирование, тестирование, эксперимент и т.п.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная программа коррекции сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста может использоваться воспитателями ДОУ.

Заключение

1. В процессе изучения теоретической литературы по проблеме сенсорного развития детей дошкольного возраста мы сделали следующий вывод, что сенсорное развитие - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.

2. В результате рассмотрения характера коррекционно-педагогической деятельности сенсорного развития дошкольников было выявлено, что коррекционно-педагогическая деятельность - это особым образом организуемый педагогический процесс, направленный не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств и недостатков поведения детей, но и на создание необходимых условий для их личностного развития, адекватной интеграции в социум. Коррекционно-педагогическая деятельность - составная и неотъемлемая часть педагогического процесса организованного специально для целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, направленного на решение развивающих и образовательных задач. Коррекция сенсорного развития дошкольников осуществляется в нескольких направлениях: развитие моторики; тактильно-двигательное восприятие; восприятие формы, величины, цвета; развитие зрительного и слухового восприятия; восприятие пространственных отношений.

3. Коррекция сенсорного развития дошкольников будет успешной при соблюдении комплекса психолого-педагогических условий:

- Направления коррекционно-педагогической деятельности будут составлять целостный комплекс в рамках реализации педагогического процесса;

- Необходим учет возрастных потребностей дошкольников;

- Необходимо создание развивающей среды в группе детского сада;

- Необходимо комплексное использование различных методов и приемов сенсорного воспитания, в зависимости от целей коррекционной работы;

- Коррекция сенсорного развития дошкольников будет успешной, если проводить её по основным направлениям сенсорного воспитания.

Произведенная характеристика некоторых методик диагностики сенсорного развития дошкольников являются лишь частью возможно используемых, в практике дошкольного педагога. Нужно учитывать, что словесная форма выполняемых детьми сравнений с сенсорными эталонами выступает также необходимым условием. В дальнейшем, когда дети уже могут держать в память условия выполнения действий, успешно выполняются задания на группировку предметов по величине, форме, цвету и иным признакам. Это прямой путь к формированию базовых логических операций сравнения, обобщения.

4. Разработан комплекс мероприятий по коррекции сенсорного развития дошкольников. Формирующиеся представления при получении непосредственного чувственного опыта у дошкольников со временем начинают носить обобщенный характер, и находят свое выражение в элементарных суждениях. Весь арсенал таких знаний поддерживается и дальнейшими представлениями, которые дошкольники получают об окружающем мире, о свойствах предметов и явлений. Источником расширения сенсорного опыта выступает окружающая ребенка обстановка в доме и в группе детского сада, природа, бытовой труд. Необходимо учитывать, что особое значение для психического развития имеет закрепление чувственного опыта в слове. Использование различных приемов, облегчающих восприятие, побуждает дошкольников к называнию того, что они воспринимают. Словесные обозначения свойств и качеств предметов, дают возможность абстракции и обобщения. Таким образом, сенсорное развитие, с одной стороны, выступает фундаментом общего умственного развития дошкольника, а с другой - имеет вполне самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Список литературы

1. Артемова Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей./ Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1992г. – 96с.

2. Башаева Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук : Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.

3. Бейлина А Ф.Фребель: игры и игровые средства :/ А. Бейлина // Журнал Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – С. 56 – 59.

4. Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.

5. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателей дет.сада. – 2-е изд., дораб./ А.К Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991г. – 169с.

6. Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. – 2006.

7. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007.

8. Венгер A. JI. Соотношение возрастных и индивидуальных закономерностей психического развития ребенка : дис. . д-ра психол. наук : 19.00.13, 19.00.04 / A.JI. Венгер. М., 2002. - 294 с.

9. Венгер,Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 1988 – 144с.

10. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников : Пособие для воспитателей детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 19737г. – 110с.

11. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение,1988.

12. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. Программа для специальных дошкольных учреждений.– М.,1993.

13. Гребенщикова, Е.А. История советской дошкольной педагогики : Хрестоматия. Учеб.пос. для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»./ Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко, И.Б. Мчедлидзе, Л.К. Савинова, О.А. Фролова; под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1980г. – С. 231 – 397.

14. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста/Под ред.С.П.Новоселова, М.,1985.

15. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника/ Т.И. Антонова, А.Г. Арушанова и др.2-е изд.испр.и доп. – М., 2001.

16. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика : - М.: , 2002г - С. 136 -149.

17. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори// Дошкольное воспитание.–М.,2000.-№11.

18. Литвин. История дошкольной педагогики : /Под ред. Литвина. – М.: Просвещение, 1989г. – С.58 – 92, 216 – 224.

19. Любина Г. Вербальные и невербальные средства коммуникации в Монтессори – группе// Дошкольное воспитание. – М., 1998.

20. Педагогический энциклопедический словарь :/ под ред. Б.М. Бим-Бад, - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,2002г.

21. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 2001.

22. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию : пособие для воспитателя детского сада/ Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 1983. –. 96 с.

23. Пищикова, Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства : / Н. Пищикова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №2 – С. 67 – 69.

24. Плеханов, А Теория и практика Марии Монтессори :/ А. Плеханов// Журнал Дошкольное воспитание. – 1989. – №10. – С. 66 – 70.

25. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду : Пособие для воспитателей/ под ред. Н.Н.Поддъякова, В.И.Аванесовой. 2-е. изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

26. Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста : Н.Н. Поддъяков, С.Н. Николаева, Л.А. Парамонова и др./ Под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.А. Сохина. 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 192с.

27. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред.М.А.Васильевой

28. Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2 – 4-ого года жизни: Методические рекомендации./ О.П.Рожков, И.В.Дворова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство ИПО «МОРЭК», 2004. – С. 127 – 190.

29. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. К нига для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина. – М.: Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996.

30. Смирнова, Н. Приглашаем в «Крышкоград» : / Н. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2003. – №4 – С. 47 – 49.

31. Сорокина М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - М., Издательский центр «Академия».– М.,2003.

32. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности.// Дошкольное воспитание. – М., 2002. - №10.

33. Упражнения с Монтессори – материалом. Школы для малышей. Дом Марии Монтессори. Под ред. Е.Хилтунен. – Рига – Москва: Пед. Центр «Эксперемент»,1998.

34. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,2001.

35. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М.,2001.

36. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи : Из опыта работы /Г.С. Швайко; под ред. В.В. Гербовой. М.: Просвещение, 1983. – 64с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Социальная работа православной церкви в сфере оказания помощи детям, оставшимся без попечения родителей
  2. Сопоставление колоколен романских церквей Франции, Германии, Италии
  3. План Маршалла сущность цели задачи и последствия
  4. Психологические трудности на начальной стадии брака
  5. Стратегии поведения сотрудников организации в ситуации конфликта
  6. Гражданское право
  7. Альфред Маршалл
  8. История религий (иудаизм) тема на выбор автора
  9. Вещные права на землю
  10. Характеристика конституции США 1787 г. и Билля о правах 1791
  11. Режимы и формы правления суверенных государств
  12. Форма государственного правления
  13. Валидность тестов. Виды и типы валидности. Проблемы расчета валидности
  14. Моделирование процесса ««Внутренний контроль»по материалам ОАО «Сбербанк»»
  15. Философия медицины
  16. Онтология и гносеология Гольбаха
  17. Правовые основания административной ответственности за экологические правонарушения
  18. Понятие и общая характеристика убийства
  19. Диалектика мужского и женского начал в культуре
  20. Устойчивость объектов
  21. Эмоциональное развитие детей раннего возраста
  22. Модели местного самоуправления в постсоветских государствах.docx
  23. Белковый баланс организма
  24. Изолирующие жидкости. Электропроводность при постоянном напряжении.
  25. Вхождение России во Всемирную торговую организацию плюсы и минусы
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: