Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.
Педагоги окружающую среду рассматривают как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов и уровня активности.
При построении среды в ДОУ необходимо руководствоваться принципами В.А.Петровского:
- дистанции позиции при взаимодействии: поддержание визуальной связи взрослый -ребенок. Создание условий для доверительного общения взрослый – ребенок, ребенок – ребенок. Возможность выбора дистанции взаимодействия с учетом своих представлений.
- активности: включение всех помещений в действующую среду. Предоставление возможности свободно и самостоятельно моделировать среду, действовать в ней. Использование активного фона в горизонтальных и вертикальных плоскостях. Интенсивное насыщение проблемными и незавершенными образами, стимулами движений; эффектами «всамоделишности».
- стабильности и динамичности: использование в пространстве с постоянными габаритами переменных и заменяемых элементов убранства.
- комплексирования и гибкого зонирования: использование кассетной системы, позволяющей детям одновременно заниматься разными видами деятельности. Использование трансформирующего оборудования для обеспечения непересекания сфер активности (или наоборот, пересекания).
- эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого: предоставление «личного» пространства. Предоставление ребенку возможности уединяться, заняться любимым делом. Использование стимулов личностного развития, факторов психического и физического оздоровления. Наличие игрушки – символа.
- сочетания привычных и неординарных элементов в эстетически организованной среде: использование своеобразного языка искусства в дизайне: линии, образы, краски и т.п. Использование в интерьере простых, но талантливых произведений искусства. Включение эффективных зрелищ: цветовых, световых, музыкальных (бра, светильники, радуги, занавески и тому подобное).
- открытости-закрытости: взаимодействие и связь с природой. Введение элементов культуры своей страны, края. Предоставление возможности родителям принимать участие в организации среды. Предоставление возможности ребенку выражать свое «я».Исключение всего, что ведет к нарушению Прав ребенка.
- учета половых и возрастных различий: трехуровневое моделирование. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка. Обеспечение полной или частичной изоляции мальчиков и девочек в спальне, душевой, туалетной. Обеспечение мальчиков и девочек равноценными по значению игрушками, сведениями, информацией.
Границы взаимодействия с окружающим миром ребенка младшего возраста значительно расширяются в сравнении с ранним возрастом. При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М.Н.Полякова), поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов. При оформлении микрозон в младшей группе особое значение приобретает использование пиктограмм, алгоритмов и схем. Использование алгоритмов и схем способствует формированию самостоятельности у детей, развитию мышления и зрительного восприятия. Педагоги обязательно должны подробно объяснить детям, что изображено на схеме, что обозначает каждый символ.
Основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина и др.) доказали, что творческие способности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Развитие этих способностей происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально-организованного обучения.
Поэтому одной из определяющих проблем современного образования является проблема формирования и развития творческой личности. Проблема соотношения личности и творчества представлена в работах Д. Б. Богоявленской, Л. Б. Ермолаевой - Томиной, Н. Н. Поддъякова. Изучению художественно-творческой деятельности детей предшкольного и младшего школьного возраста посвятили свои работы Д. Б. Богоявленская, Н. А. Ветлугина, В. Я. Воронова, Л. С. Выготский, И. Л. Лернер, Д. Б. Эльконин. В работах таких психологов, как Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса, Л. С. Выготского, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева процесс творческой деятельности рассматривается как один из основополагающих аспектов развития личности уже на начальном этапе её становления.
Применительно к художественной деятельности идеи о творчестве как сущностной характеристике личности особенно актуальны. Они определяют наряду с игрой особую роль и предпочтение данного вида деятельности в педагогическом процессе, направленном на развитие личности обучаемого. Это объясняется тем, что художественная творческая деятельность в силу своей специфики представляет собой естественную «школу творческого развития».
Цель: определить влияние изобразительного искусства на развитие творческих способностей у детей.
Объект: педагогические условия развития творческих способностей у детей.
Предмет: процесс формирования творческих способностей у детей средствами предметной среды.
Гипотеза: мы предполагаем, что занятия предметной деятельностью способствуют развитию творческих способностей детей.
Для достижения данной цели нам необходимо решить ряд задач:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности у детей творческих способностей.
3. Разработать систему занятий по развитию у детей творческих способностей.
4. Выявить результаты опытно – экспериментальной работы.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Теория психического развития ребенка Л.С. Выготского. Деятельностный подход А. Н.Леонтьева.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение изученной литературы, эксперимент (констатирующий и формирующий), сравнительный анализ полученных данных.
Практическая значимость исследования.
Результаты исследования могут быть полезны в тех областях, где идет непосредственная работа с детьми дошкольного возраста: в ДОУ, в творческих студиях.
Теоретическая значимость. Теоретическое обозрение полученных данных в ходе практического исследования и разработанные рекомендации помогут частично разобраться в проблеме, организовать работу в данном направлении.