Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Особенности социальной защиты семей, воспитывающих приемных детей





Содержание

Введение 3

Глава 1. Приемная семья как объект социальной работы 7

1.1 Социальная защита семей в РФ, воспитывающих приемных детей 7

Количество детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в 2013 году 8

1.2 Правовые основы социальной защиты семей, воспитывающих приемных детей 21

Самостоятельная форма семейного устройства 32

1.3 Теоретические аспекты социального сопровождения приемных семей 39

Глава 2. Деятельность социального работника по социальной защите семей, воспитывающих приемных детей (на примере деятельности «…» г. … Московской области 48

2.1 Управление социальной защиты населения г … Московской области: задачи и основные направления работы 48

2.2 Описание и анализ опыта работы с приемными семьями в участковой социальной службе г. … МО. 59

Заключение 76

Список используемой литературы 78

Глоссарий 82

Приложения 87

Введение

Социальная политика российского государства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время направлена на перевод детей из интернатов на семейные формы устройства. Среди таких форм выделяют опеку и попечительство, приемную семью, патронатную семью и усыновление. Семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, принято называть замещающими семьями.

Опека и попечительство – это принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в его содержании. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за него. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная к усыновлению форма.

Социальная работа с сиротами является важной частью адаптации таких детей в обществе. Ребенку-сироте необходима особая помощь и особый педагогический подход для обеспечения в дальнейшем такому ребенку нормальной социализации и равных возможностей с другими группами населения.

Приемная семья живет и развивается  по тем же законам, что и любая другая семья, выполняет те же функции. При этом выполнение ее основной функции – воспитание детей – специфично и зачастую не связано с функцией рождения детей. Приемная семья берет на себя обязательство по воспитанию ребенка, принятого извне, имеющего свое прошлое, не связанное с данной семьей. Ребенок, принятый в эту семью, изначально не является ее продолжением, а становится им в процессе развития семьи. Международный опыт показывает, что воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для установления и развития его личности.

Одним из самых сложным моментов социальной работы с сиротами является подготовка таких детей к началу взрослой жизни и умению самостоятельно решать свои проблемы.

Конечно же, наилучшим устройством жизни детей-сирот является семейное; поэтому одним из основных направлений работы служб социальной поддержки является создание для детей условий, наиболее приближенных к семейным.

Одной из форм семейного устройства детей-сирот является приемная семья.

Напомним, что приемная семья – это форма устройства детей-сирот, осуществляемая на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями, желающими взять детей на воспитание.

Приемная семья получает определенную материальную поддержку от государства; о льготах приемным семьям можно прочесть здесь. Размеры и порядок выплат оговариваются соответствующими пунктами договора.

Социальная работа с сиротами не прекращается и в рамках приемной семьи. Как правило, социальная помощь и работа с приемными семьями осуществляется на базе государственных территориальных центров социальной помощи семье и детям (в том числе детям-сиротам).

Социальная работа с приемными семьями направлена на оказание помощи в решении проблем посредством оказания необходимых услуг и консультаций в правовой, медицинской, педагогической сферах.

Сегодня в России активное развитие получали разнообразные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан. И в связи с этим начался процесс перепрофилирования детских домов и интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в специализированные центры и службы по устройству и сопровождению детей и приемных  семей.

В нашем регионе за последние годы сложились традиции приема детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи такие как, приемная семья, патронатное воспитание, усыновление, опека и попечительство.

В сентябре 2005 года вступил в силу Закон «О патронатном воспитании в Смоленской области». Данный областной закон в соответствии с пунктом первым ст.123 Семейного кодекса РФ определил в Смоленской области  такую форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как патронатное воспитание. В соответствии с этим областным законом в 2006 году  мы начали передавать воспитанников на патронатное воспитание. В процессе передачи детей в семьи и их адаптации  в этих семьях, возникло множество проблем, и стал вопрос не только о необходимости подготовки патронатных воспитателей, но и профессионального сопровождения приемных семей.

Исходя из нашего опыта работы, мы знает, что специалисты  служб семейного устройства и сопровождения испытывают постоянную потребность в разнообразных методических пособиях, разработках, необходимых в практической работе по сопровождению детей и приемных семей. Предлагаемые в данном сборнике материалы по сопровождению приемных семей могут быть использованы в практической деятельности сотрудниками служб сопровождения детских домов, центров сопровождения, осуществляющих подготовку и сопровождение приемных семей и детей, находящихся в этих семьях.

Актуальность предлагаемых материалов состоит в том, что они могут быть использованы при работе с разными категориями приемных семей: патронатных, приемных, опекунов и усыновителей.

Степень разработанности проблемы. Исследованием данной проблемы в разное время занимались следующие авторы: Апостолова, Т. М., Азарова Е.Г., Гусева Т.С., Корсаненкова А.Ф., Корсаненкова Ю.Б., Сотникова Л.В., Герасимов В.Н., Нечаева А.М. и др.

Цель исследования – изучить теоретические основы социального сопровождения семей, воспитывающих приемных детей и проанализировать опыт работы участковой социальной службы на предмет выявления динамики ее эффективности.

Объект исследования – приемные семьи.

Предмет исследования - особенности социальной защиты семей, воспитывающих приемных детей.

Гипотеза исследования – социальная защита семей, воспитывающих приемных детей, будет успешной, если:

- приемной семье будет своевременно и комплексно оказана вся необходимая помощь;

- если при социальном сопровождении будет учтена специфика приемной семьи.

Задачи исследования:

1) Охарактеризовать приемную семью как объект социальной защиты.

2) Изучить работу с приемной семьей как межведомственную проблему.

3) Рассмотреть особенности социального сопровождения семей, воспитывающих приемных детей.

4) Описать и проанализировать опыт работы участковой социальной службы г. … МО при работе с приемными семьями.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что сопровождение приемной семьи должно быть поэтапное, пошаговое. Кроме того, оно должно проводиться постоянно, и не может быть ограничено во времени, то есть, осуществляться до тех пор, пока ребенок находится в приемной семье.

Сопровождение должно быть четко спланировано и организовано. Необходимо составление: индивидуального плана развития и реабилитации ребенка в семье; плана текущего сопровождения семьи и ребенка; проведение мониторинга развития ребенка в семье; проведение психолого-медико-социальных консилиумов и д.р.

Сопровождение должно осуществляться командой специалистов, в эту команду должны входить кроме социального педагога и педагога-психолога, врач-психиатр, врач-педиатр, врач-стоматолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. Наличие в этой команде медицинских работников обусловлено проблемами в здоровье и в развитии детей, помещенных в приемные семьи.

При сопровождении ребенка, помещенного в приемную семью, необходимо посещать не только семью , но и образовательные учреждения, детские сады и другие образовательные учреждения, для того, чтобы лучше узнать о процессе социализации ребенка в обществе. Эти посещения должны стать регулярными для команды специалистов. Очень важна индивидуальная работа ребенка с педагогом-психологом. Необходимо следить за физическим и психологическим развитием ребенка в семье (проведение ежеквартальных мониторингов развития ребенка, психолого-педагогических и медико-социальных консилиумов)

Необходимо осуществлять сопровождение не только ребенка, проживающего в приемной семье, но и приемных родителей. И работа с приемными родителями является наиболее сложной проблемой в системе сопровождения. Работа по сопровождению приемных родителей должна начинаться уже на этапе подготовки их в качестве кандидатов в патронатные воспитатели, приемные родители, опекуны и усыновители и продолжаться на протяжении всего времени нахождения ребенка в приемной семье.

На этапе подготовки приемных родителей необходимо особое внимание уделять социальному окружению потенциальной приемной семьи. Проводить беседы с соседями, знакомыми, близкими родственниками, коллегами по работе, для того чтобы выяснить истинную мотивацию семьи, изъявившей желание принять к себе ребенка-сироту и предупредить возможность развития негативных последствий семейного устройства ребенка.

В работу с приемными родителями необходимо привлекать опытных приемных родителей, которые смогут поделиться своим собственным опытом и своим советом оказать помощь начинающим .

Команда специалистов, осуществляя сопровождение замещающих семей, в первую очередь должна стараться предотвращать риски возврата детей из семьи. Возврат детей возможен только в исключительных случаях, и он не должен стать практикой работы приемных родителей. Необходимо четко представлять цель всей системы сопровождения – это стабильность семейного устройства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ)// Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 05.02.2014 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.02.2014, в "Собрании законодательства РФ", 03.03.2014, N 9, ст. 851

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014)// В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16, "Российская газета", N 17, 27.01.1996.

4. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О государственной социальной помощи"// В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 19.07.1999, N 29, ст. 3699, "Российская газета", N 142, 23.07.1999.

5. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"// В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 297, 31.12.2006, "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.

6. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"// В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3802, "Российская газета", N 147, 05.08.1998.

7. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 363-ФЗ) // СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.12.2011).

8. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года" // СПС "КонсультантПлюс".

9. Данные Пресс-службы Государственной Думы РФ от 17 сентября 2007 г. URL: http://www.parlcom.ru.

10. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

Литература

11. Апостолова, Т. М. Социальная политика и правовой механизм ее реализации: учебное пособие / Т. М. Апостолова, Н. Р. Косевич; под общ. ред. Н. Р. Косевич. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 178 с.

12. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года: распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. N 1270-р // Собрание законодательства РФ. 2001. N 40. Ст. 3873.

13. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: Монография. М., 2012;

14. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журнал российского права. 2013. N 3. С. 21 - 32;

15. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теория и реальность // Пути реализации в России достойного труда и достойного социального обеспечения: Матер. IX междунар. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. Н.К. Гусова. М., 2013;

16. Гусева Т.С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы. Пенза, 2011;

17. Гусева Т.С. Достойное социальное обеспечение семей с детьми в России // Пути реализации в России достойного труда и достойного социального обеспечения;

18. Корсаненкова А.Ф., Корсаненкова Ю.Б. Социальные пособия семьям с детьми в Российской Федерации (правовой аспект) / Под ред. В.П. Галаганова. М., 2007;

19. Корсаненкова Ю.Б. Правовая защита семьи, материнства и детства в социальном обеспечении России // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. N 6;

20. Сотникова Л.В. Социальное обеспечение семей с детьми в Российской Федерации (правовые вопросы): Монография. Екатеринбург, 2009.

21. \Герасимов В.Н. Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с законодательством стран ЕС // Российская юстиция. 2011. N 2.

22. Доклад на II Всерос. конф. "Многодетная семья в современной России" / Рук. проекта Л.М. Прокофьева. URL: http://demographia.ru (дата обращения: 30.07.2008).

23. Государственный доклад Минздравсоцразвития России "О положении детей в Российской Федерации. 2013 год". Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

24. Нечаева А.М. Защита интересов ребенка в многодетной семье // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 6.

25. Проблемам материального обеспечения семей с детьми уделялось внимание и в последующих посланиях Президента РФ.

26. Демографическая доктрина России. Проект для обсуждения / Под общ. ред. Ю.В. Крупнова. М., 2005. URL: http://www.kroupnov.ru/5/288_l.shtml.

27. Юрьев Е. Доклад о демографической ситуации на II форуме всероссийской программы "Святость материнства" (Нижний Новгород, 20 - 21 ноября 2012 г.). URL: http://www.pravmir.ru/evgenij-yurev-o-demograiicheskoj-strategii-rossii/.

28. Бубон К.В. Узаконенное неравенство, или Кому нужен закон о материнском капитале // Адвокат. 2007. N 5; Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы. С. 185 - 187.

29. Демографическая доктрина России. Проект для обсуждения / Под общ. ред. Ю.В. Крупнова.

30. Стерлигова А. Мужем битая... // ИД "Комсомольская правда". 2013.

31. Поликовский А. К вопросу о коммунизме. URL: http://novayagazeta.livejournal.com/1408633.html.

32. Бестужев-Лада И.В. О женщине и для женщины // Работница. 1986. N 5. С. 26.

33. Бестужев-Лада И.В. В общих интересах // Советская женщина: труд, материнство, семья. М., 1987. С. 93 - 94.

34. Антонов А.И. Какие вы, мамы? // Советская женщина: труд, материнство, семья. М., 1987. С. 109 - 110.

35. Снежко О.А. Правовая защита от депопуляции в России // Современное право. 2007. N 4.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Формы и методы общественного контроля за деятельностью государственных (муниципальных) органов
  2. Международный договор как основной источник международного права
  3. Выбор стали для упругих элементов, работающих в агрессивных средах
  4. Земельный кодексРСФСР 1922г
  5. УГОЛОВНО ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО Вариант 10
  6. Идеи управления в школе Чарльза Хортона Кули
  7. Происхождение жизни и основные этапы ее эволюции
  8. Правовая культура
  9. Страхование водного транспорта
  10. Социальные и правовые гарантии при потере работы
  11. Создание Web-страниц
  12. Денежные реформы в истории России
  13. Предупреждение органами внутренних дел преступление экстремистской направленности (по материалам регионов) (доработка)
  14. Контроль в системе Государственной службы: виды, методы и критерии эффективности
  15. Санкции за нарушение договоров
  16. Вещные права на землю
  17. Импрессионизм в живописи как культурный феномен
  18. Обучение и развитие персонала: инновационный анализ» (на примере ПАО «Ростелеком»)
  19. Международное сотрудничество в области метрологии
  20. Теоретические основы учета и расчетов с персоналом по оплате труда
  21. Структура архивоведения как научной дисциплины
  22. Организационно-правовые формы предприятий в современной российской экономике
  23. Антикризисное управление на производственном предприятии
  24. Психика животных и человека
  25. Гражданская война в России 17 в. (Станиславский А.Л.)
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: