Психика, являясь одним из важнейших механизмов приспособления, дает возможность живым организмам обитать в самых разнообразных условиях существования. Это достигается благодаря тому, что психика является регулятором поведения живых существ, которое строится, с одной стороны, в строгом соответствии с достигнутым уровнем развития психики, а, с другой стороны, в соответствии с конкретными условиями существования.
Откуда и как появился человек, почему у него стало функционировать сознание как высшая форма психики, чем отличается поведение человека от поведения животных, ответ на все эти вопросы разные теории дают по-разному. Одни полагают, что человек земного происхождения, другие - что он появился из космоса, третьи - что он имеет божественное происхождение.
Современная наука в основном придерживается первой точки зрения, согласно которой, человек, как сложно устроенный организма, появился на земле в результате длительного развития животного мира. Но у человека наряду с телом есть еще душа, главным свойством которой является сознание. Каким же образом человек приобрел это свойство? Одни полагают, что сознание возникло под влиянием биологических законов развития, другие - что появление сознания связано с общественно-историческими законами развития человека и общества.
Происхождение человека и его психики из животного мира привело некоторых ученых к утверждению, что между психикой человека и животных нет существенных различий. Одни из них низводили человека до уровня животных, другие, наоборот, наделяли животных качествами, присущими человеку. Антропологизация психики животных широко применялась как в психологии, так и в художественной литературе. Так, американский психолог Титченер писал, что психолог «старается, насколько это возможно, поставить себя на место животного, найти условия, при которых его собственные выразительные движения были бы в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание животного по свойствам своего человеческого сознания».
Естественно возникает вопрос о том, в какой мере существует сходство между психикой человека и животных, и в чем заключается их различие.
Объект исследования: процесс развития психики
Предмет исследования: процесс развития психики у животных в сравнении с человеком.
Цель исследования: изучить основные стадии развития психики.
Задачи исследования:
1. Определить понятие психики
2. Изучить развитие психики животных
3. Выявить отличия психики животных от психики человека
4. Изучить развитие психики человека
Методической и научной базой исследования стали научные труды А.Н. Леонтьева, К.Э. Фабри, С. Л.Рубинштейна, Петровского, Р.С.Немова, Ю.Б. Гиппенрейтера, М.Г.Ярошевского, А.Л.Тертеля и др.
Структура работы представлена двумя главами, заключением и введением.