Таким образом, подвергаясь влияниям в различных первичных группах, добавляя к этому и элементы собственного жизненного опыта, упорядочивая и организуя все эти частицы в некоторое целое, личность вырабатывает себе идеалы. Функция идеала - определять желательное и тем самым делать его целью стремлений, что означает пробуждение в человеке таких стремлений и снабжение их энергией. И когда человек начинает стремиться к тому, чтобы жить в соответствии со своими идеалами, он требует от общества, от социальной организации, чтобы они не мешали ему так жить. Если же ему в этом препятствуют, он будет бороться за то, чтобы социальные условия были устроены в соответствии с его идеалами. И общество вынуждено как-то перестраиваться, обеспечивая ему именно такие условия.
Становясь взрослым, включаясь во все новые социальные сферы, человек продолжает искать и находить себе новые первичные отношения, включаться в другие первичные группы или даже формировать их вокруг себя. Он ищет все новых влияний и охотно поддается им, они приносят ему новые представления о новых для него сферах жизни, к которым он приобщается. И таким путем человек все время расширяет свое представление о мире. Причем процесс такого освоения все нового материала - это совсем не процесс пассивного обучения чему-то. Это работа творческая. Кули описывает этот момент так: "Вероятно, сознание никогда не бывает безразличным к тем элементам, которые ему предлагаются, но его природе в высшей степени свойственно отбирать, упорядочивать, гармонизировать и идеализировать мир. Т.е. целое всегда воздействует на части, стремясь сделать их своими. То, что мы определенно называем идеалом, только довольно сложный и законченный результат его активности. Прошлое, которое живет в нашем сознании, никогда не бывает простым повторением старого опыта, оно всегда окрашено нашим современным чувством, всегда в определенном смысле идеализировано, и то же можно сказать о нашем предвидении будущего... Так, сознание, подобно художнику, пересоздает мир в духе своего Я". "Идеал, следовательно, это достаточно законченный и удачный продукт представления, гармоничная и родственная себе реконструкция элементов опыта" [1