Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий: Гуманного отношения взрослых (прежде всего родителей и педагогов) к ребенку; четкой постановки задач нравственного воспитания.
Нравственное воспитание – процесс приучения детей к моральным человеческим ценностям и определенному социуму. Со временем ребенок привыкает и понимает принятые в обществе людей правила поведения, присваивает способы и формы выражения отношения к себе и к людям. Как результат такого воспитания – появление и утверждение в личности нравственных качеств.
Детство – очень важный период в культурном становлении личности дошкольника. С помощью конкретных педагогических воздействий, знакомству ребенка с нормами поведения в процессе разной деятельности (игры, труда), культура поведения ребенка становится на новый высший уровень. Этичное отношение к другим людям, эстетику поведенческих манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе, и составляет воспитание культуры поведения у ребят.
Культура поведения – признак хорошего воспитания. Именно поэтому культура поведения и ее воспитание у детей является обязательной и важной частью процесса воспитания, как и обучение грамоте, музыке, иностранному языку. Основные причины, доказывающие важность вопроса воспитания культуры поведения.
Под влиянием различных ситуаций в окружающей среде у дошкольников формируются качества личности как положительные, так и отрицательные, что определяют дальнейшие поступки, знания и представления, чувства и отношения, навыки и привычки, мотивы.
Для детей старшего дошкольного возраста характерна произвольность, что регулирует и контролирует стабильность поведения.
У детей – дошкольников достаточно неустойчивые привычки поведения, что указывает на систематическую работу воспитателя, обязательно учитывая при этом индивидуальные особенности детей.
Процесс формирования культуры поведения сложный и поэтому не следует рассчитывать на оперативный результат. Воспитатель должен подбирать разные методы и приемы и терпеливо добиваться нужного результата.
Моральное воспитание нашло свое определение в разных педагогов давних времен. В Древней Греции идеальным считался тот, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. По мнению греческого философа Сократа (469 – 399 г.г. до н.э.), прежде всего необходимо познать себя и довести свою культуру поведения до совершенства. Это и есть главная цель воспитания. В философии Аристотель (384 – 322 г.г.до н.э.), большое значение имели навыки и упражнения в нравственных поступках. Основные три источника воспитания – развитие навыков, природные задатки и разум. О культуре поведения было упомянуто и детально рассмотрено в произведениях Ж.Ж.Руссо, И. Г. Песталоции, Дж. Локка и других. Среди отечественных философов – просветителей можно отметить А. И. Герцена, В. Г. Белинского, А. Н. Радищева, которые считали моральное воспитание необходимым условием для гармоничного развития личности. Современные педагоги и психологи И.Н. Курочкина, В. И. Петрова, С.Н. Николаева и другие также интересуются данной проблемой.
Актуальность проблемы состоит в том, что дети многому учатся в игре: уточняют знания об окружающем, приобретают организаторские умения, преодолевать робость, у них развивается речь, воображение. В игре, более чем в какой – либо другой деятельности, у ребенка развивается активность, самостоятельность, инициатива.
Цель: теоретически обосновать проблему воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Дать характеристику теоретическим основам нравственного воспитания у дошкольников.
2. Определить методы и средства, способствующие успешному воспитанию культуры общения у дошкольников.
Объект: воспитание культуры общения у дошкольников.
Предмет: процесс обучения детей дошкольного возраста правилам разговора по телефону.
Деятельность педагога должна быть направлена на развитие диалогических умений необходимых ребёнку для общения и формирования связной диалогической речи в дошкольном возрасте.