За 800 лет своего существования, до момента принятия Конституции 1871 года, Священная Римская империя германской нации была раздробленным, децентрализованным государством, в составе которого с конца XVIII в. доминировали два сильнейших субъекта - Пруссия и Австро-Венгрия. Борьба за лидерство в Европе и выбор модели государственности в середине XIX века были актуальны не только для Германии, но и для многих стран Европы.
Особое место в развитии парламентской истории Германии занимает исторический период с 1871 по 1918 г., когда Германия была объединена вокруг Пруссии. Образованная Германская империя получила свой парламент и общую имперскую Конституцию от 16 апреля 1871 г. С этим периодом развития парламентаризма в Германии интересно сравнить российскую историю парламентаризма 1905 - 1917 гг., когда происходит трансформация России от абсолютной монархии в сторону конституционной.
Конституционная монархия являлась формой правления вошедших в 1871 г. в состав Германской империи государств: "компромисс между монархической абсолютной властью и соответствующими духу времени республиканскими устремлениями". Несмотря на то что кайзеровская Германия в общем может быть рассмотрена как конституционная монархия, многие государствоведы констатировали отклонение формы правления империи от типичного немецкого конституционализма. Так, В. Моммзен характеризует форму правления Германской империи как "полуконституционную".
Буржуазные революции 30 - 40-х гг. в ауре идей Великой Французской революции порождали политическую "смуту" и дестабилизировали государственные режимы даже в наиболее развитых странах мира, включая Германию.
Победа Пруссии во Франко-прусской войне 1871 года, вкупе с иными благоприятными причинами, способствовала возвышению Пруссии и утверждению "прусской" модели государственности в рамках единой Германской империи.
Роль и значение Германии в Европе определялись последствиями буржуазных революций: "мировым переделом" в европейской геополитике и перспективой усиления ее лидерских прерогатив в решении не только европейских, но и мировых проблем.
Исторический опыт объединения Германии в XIX веке стал политическим эталоном для выработки современного механизма европейской интеграции.
Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили ту же "жесткую" модель федеративно-административного политического устройства, которая разработана была их франкфуртскими предшественниками, передав федеральному собранию (Союзному совету - бундесрату и рейхстагу) законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что "имперские законы имеют преимущество перед законами земельными" (гл. II, ст. 2).
В статьи третьей главы "Союзный совет" (Bundesrat) Конституции 1871 г. включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название "союза неравных". Рейхсрат, формально призванный стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению, прежде всего в силу неравного представительства входящих в федерацию государств.
Пруссии из 25 союзных государств (22 монархии и 3 вольных города), самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, было отведено в Бундесрате 17 из 58 мест, что определяло ее господствующее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции. Чтобы заблокировать подобные предложения, достаточно было 14 голосов. "Гегемонистская федерация" Германии представляла собой не союзное государство, а союз династий. В Союзном совете были представлены не народы субъектов федерации, а представители местных монархов: королей, князей, герцогов.
Особое место Пруссии в Германской империи определялось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Он обладал по 'Конституции обширнейшими полномочиями. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг, а также право "разработки и публикации" имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр.
Объект исследования: Конституция Германской Империи 1871 г.
Предмет исследования: процесс функционирования Конституции Германской Империи 1871 г.
Цель исследования: изучить Конституцию Германской Империи 1871 г, структуру, содержание, значение.
.
Задачи исследования:
- рассмотреть государственно-правовые основы Германской империи по Конституции 1871 года;
- показать принцип разделения властей по Конституции Германской Империи 1871 г.;
- охарактеризовать Союзный Совет и его полномочия по Конституции Германской Империи 1871 года;
- изучить полномоция Рейхстага и его функции по Конституции 1871 г. в Германской Империи.