Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Конституция Германской Империи 1871 г, структура, содержание, значение





Содержание

Введение 3

1.Правовые основы Конституции 1871 г. Германской империи 7

1.1 Государственно-правовые основы Германской империи по Конституции 1871 года 7

1.2 Принцип разделения властей по Конституции Германской Империи 1871 г. 13

2.Содержание правовых основ Конституции Германской Империи 1871 года 17

2.1 Союзный Совет и его полномочия по Конституции Германской Империи 1871 года 17

2.2 Рейхстаг и его функции по Конституции 1871 г. в Германской Империи 20

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Введение

За 800 лет своего существования, до момента принятия Конституции 1871 года, Священная Римская империя германской нации была раздробленным, децентрализованным государством, в составе которого с конца XVIII в. доминировали два сильнейших субъекта - Пруссия и Австро-Венгрия. Борьба за лидерство в Европе и выбор модели государственности в середине XIX века были актуальны не только для Германии, но и для многих стран Европы.

Особое место в развитии парламентской истории Германии занимает исторический период с 1871 по 1918 г., когда Германия была объединена вокруг Пруссии. Образованная Германская империя получила свой парламент и общую имперскую Конституцию от 16 апреля 1871 г. С этим периодом развития парламентаризма в Германии интересно сравнить российскую историю парламентаризма 1905 - 1917 гг., когда происходит трансформация России от абсолютной монархии в сторону конституционной.

Конституционная монархия являлась формой правления вошедших в 1871 г. в состав Германской империи государств: "компромисс между монархической абсолютной властью и соответствующими духу времени республиканскими устремлениями". Несмотря на то что кайзеровская Германия в общем может быть рассмотрена как конституционная монархия, многие государствоведы констатировали отклонение формы правления империи от типичного немецкого конституционализма. Так, В. Моммзен характеризует форму правления Германской империи как "полуконституционную".

Буржуазные революции 30 - 40-х гг. в ауре идей Великой Французской революции порождали политическую "смуту" и дестабилизировали государственные режимы даже в наиболее развитых странах мира, включая Германию.

Победа Пруссии во Франко-прусской войне 1871 года, вкупе с иными благоприятными причинами, способствовала возвышению Пруссии и утверждению "прусской" модели государственности в рамках единой Германской империи.

Роль и значение Германии в Европе определялись последствиями буржуазных революций: "мировым переделом" в европейской геополитике и перспективой усиления ее лидерских прерогатив в решении не только европейских, но и мировых проблем.

Исторический опыт объединения Германии в XIX веке стал политическим эталоном для выработки современного механизма европейской интеграции.

Составители Конституции 1871 г. законодательно закре­пили ту же "жесткую" модель федеративно-административ­ного политического устройства, которая разработана была их франкфуртскими предшественниками, передав федераль­ному собранию (Союзному совету - бундесрату и рейхста­гу) законодательную компетенцию по вопросам армии, фло­та, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что "имперские законы имеют преимущество перед законами земельными" (гл. II, ст. 2).

В статьи третьей главы "Союзный совет" (Bundesrat) Конституции 1871 г. включены положения, закрепляющие организационную структуру весьма своеобразной формы германской федерации, получившей название "союза нерав­ных". Рейхсрат, формально призванный стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению, прежде всего в силу неравного представительства входящих в федерацию государств.

Пруссии из 25 союзных государств (22 монархии и 3 вольных города), самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, было отведено в Бундесрате 17 из 58 мест, что определяло ее господствую­щее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции. Чтобы заблокировать подобные предложения, достаточно было 14 голосов. "Гегемонистская федерация" Германии представляла собой не союзное государство, а союз дина­стий. В Союзном совете были представлены не народы субъ­ектов федерации, а представители местных монархов: ко­ролей, князей, герцогов.

Особое место Пруссии в Германской империи определя­лось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прус­ским королем, получившим название германского импера­тора. Он обладал по 'Конституции обширнейшими полномо­чиями. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Со­юзный совет и рейхстаг, а также право "разработки и пуб­ликации" имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согла­сия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр.

Объект исследования: Конституция Германской Империи 1871 г.

Предмет исследования: процесс функционирования Конституции Германской Империи 1871 г.

Цель исследования: изучить Конституцию Германской Империи 1871 г, структуру, содержание, значение.

.

Задачи исследования:

- рассмотреть государственно-правовые основы Германской империи по Конституции 1871 года;

- показать принцип разделения властей по Конституции Германской Империи 1871 г.;

- охарактеризовать Союзный Совет и его полномочия по Конституции Германской Империи 1871 года;

- изучить полномоция Рейхстага и его функции по Конституции 1871 г. в Германской Империи.

Заключение

Подводя итоги общему анализу государственных основ Германской империи по Конституции 1871 года, следует выделить "сильные" аспекты власти:

Во-первых, наличие политического консерватизма и "дуалистической монархии", сопоставимой с российской начала XX века, как по характеру "мнимого конституционализма", так и по степени централизации власти. Разумный консерватизм и "дуализм" власти стали рычагами сдерживания революционных волн.

Во-вторых, доминирование монархического характера субъектов Германии и особого статуса Пруссии при отсутствии медиатизации и процедуры регентства.

В-третьих, эффективность системы исполнительной и административной власти, начиная с "тандема" кайзера и канцлера и заканчивая отсутствием правовых границ компетенции правительства с правом "имперской экзекуции".

В-четвертых, "переходный" характер государственного устройства Германии, преобладание воли кайзера и канцлера в Союзном Совете и в Рейхстаге, а также наличие механизма политического давления на Рейхстаг со стороны Союзного Совета и прямого контроля над армией и флотом со стороны императора. Все это позволило обеспечить "силовой стержень" и стабильность государственной власти во внутренней политике и активность во внешней.

В-пятых, разумная налоговая система, дозированные политические права и свободы, единое гражданство, закон о бюджете и повсеместное распространение передовой прусской науки и образования. Этим обусловливалась "гибкость" внутренней политики имперского режима.

В-шестых, полное отрицание механизма "ответственного правительства", системы высших судов и равного статуса субъектов Германии, а также Союзного Совета и Рейхстага, в условиях политической смуты второй половины XIX века в Европе. Все это укрепляло вертикаль власти и принцип "единоначалия".

В-седьмых, наличие обширной административной юрисдикции императора и канцлера, что породило в XX веке практику "делегированного законодательства", которая продолжает расширяться и в настоящее время.

Таким образом, модель власти по Конституции 1871 года убедительно доказывает не только наличие эффективного государственного механизма в Германской империи с сильной вертикалью исполнительной власти, но и реальность быстрой концентрации власти в руках кайзера и канцлера с опорой на административный аппарат и армию. В лице Союзного Совета элита империи получила прямой доступ к реальной власти: административно-исполнительной, законодательной и военной. Отсутствие системы высших судов империи устранило конституционную ответственность должностных лиц и контроль "снизу" над исполнительной властью, а "карманный" Рейхстаг и конституционный либерализм использовались как политическая ширма власти консерваторов в планах мирового передела собственности. Однако этим планам было не суждено сбыться. Поражение в I Мировой войне и последствия революции 1918 года объективно превратили "сильные" политико-правовые основы имперской власти в "слабые" основы Веймарской республики, чем и воспользовались нацисты в условиях мирового кризиса 30-х гг.

Список литературы

1. Конституция Германской империи. СПб.: Государственная типография, 1910.

2. Бойко А.В. Становление парламентаризма в России и Германии в конце XIX - начале XX века // История государства и права. 2009. N 3. С. 26.

3. Градовский А.Д. Германская конституция. Ч. 1. Исторический очерк союзных учреждений в XIX веке. СПб.: Типография В.С. Балашева, 1875. С. 20.

4. Медушевский А.Н. Что такое мнимый конституционализм? // Социологические исследования. 1994. N 2. С. 130.

5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран // Новое и новейшее время. М., 1999. С. 34.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Расчет и конструирование многоигольчатогоинъектора типа NK-17 для шприцевания мясных деликатесов
  2. Отчет по практике на ООО «ЭнергоСервис»
  3. Создание Web-страниц
  4. Актуальные проблемы дошкольных образовательных учреждения условиях перехода на новые стандарты
  5. Разработка рекомендаций по повышению уровня занятости населения в муниципальном образовании МО (на материалах администрации Шпаковского муниципального района)
  6. Совершенствование маркетингового планирования фирмы
  7. Конституционное право
  8. Разработка контроллера для системы дистанционного мониторинга потребления электрической энергии
  9. Проект (социально-культурная деятельность)
  10. Развитие трудового законодательства и положение, рабочих на Никольской мануфактуре
  11. Флора и фауна Урала
  12. Судопроизводство в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (сравнительно-правовой анализ)
  13. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ И ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
  14. Понятие и содержание рекламной деятельности
  15. учебно-ознакомительная практика воинск часть
  16. СМИ в информационном обществе
  17. Сохранение здоровья дошкольников на базе программы истоки
  18. Контрольная работа по международному частному праву
  19. Совместная работа логопеда и воспитателя
  20. Путешествие Геродота
  21. Оптимизация деятельности автотранспортного предприятия за счет совершенствования маршрутов перевозки скоропортящихся грузов подвижным составом ООО «Алтайхолод».
  22. Брачный договор по семейному праву проблемы теории и практики
  23. Понятие и виды исков в гражданском процессе
  24. Теоретические основы учета и расчетов с персоналом по оплате труда
  25. Цикл Менины Веласкеса в творчестве Пабло Пикассо
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: