Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Сущность, содержание и практика налогового администрирования на современном этапе экономического развития Казахстана.





Содержание

Введение………………………………………………………………...…..….5

1 Налоговое администрирование: цели, содержание и формы…….…...7

1.1 Сущность, цели и задачи налогового администрирования……….…...7

1.2 Налоговый контроль как форма налогового администрирования……14

1.3Особенности налогового администрирования в мировой практике……………………………………………………………………………..25

2 Действующий механизм налогового администрирования в РК….....35

2.1 Современное состояние налоговой системы РК……………………....35

2.2 Анализ современного состояния налоговой системы РК……………..41

3 Совершенствование налогового администрирования в условиях влияния экономического кризиса на деятельность субъектов хозяйствования………………………………………………………..…………..50

Заключение…………………………………………………………………….60

Список использованной литературы…………………………………..…….63

Введение

Актуальность темы исследования. Социально-экономические

преобразования, происходящие в государстве, развитие предпринимательства, создание новых форм экономической деятельности требуют все более действенного контроля. Эффективность управления во многом определяется использованием контроля в различных его видах, способах, формах и методах проведения. Невозможно обеспечить эффективность функционирования, воспроизводства, рациональное распределение, обмен и потребление без налаженной системы финансового контроля. Контроль является функций управления экономикой как в целом, так и отдельных ее секторов. Налоговый контроль как элемент системы налогового администрирования с момента возникновения и по настоящее время привлекает пристальное внимание ученых, практиков и пользователей контрольной информации. Формы и методы его применения, роль в механизме реформирования системы налогового администрирования, естественным образом обуславливают постоянное нахождение в центре внимания научных коллективов нашей страны вопросов теории и методологии, организации и регулирования, дальнейшего совершенствования методики его проведения.

Проводимая в стране реформа налогового администрирования направлена на серьезные структурные изменениям в системе налогового контроля, улучшение инвестиционного климата и экономического роста страны в целом. Усовершенствование форм и методов налогового контроля, наведение порядка в сфере налогового администрирования является фискальной задачей государства, важным элементом в создании здоровой экономической среды и привлекательного инвестиционного климата.

Переход Казахстана к рыночной экономике и интеграция в международное экономическое сообщество определили необходимость радикальной перестройки налоговых отношений путем проведения налоговой реформы. Налоговая реформа, направленная на создание эффективной налоговой системы, развитие экономики и увеличение валового внутреннего продукта находится на завершающем этапе. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, которые заключаются в ее упрощении, повышении экономической обоснованности взимаемости налогов и сборов, снижении налоговой нагрузки на экономику, в настоящее время уже осуществлены.

Снижение налоговой нагрузки на экономику сопровождается уменьшением поступлений налоговых доходов в бюджет. Восполнить выпадающие налоговые доходы необходимо за счет дополнительных мер, основными среди которых является повышение собираемости налогов и совершенствование налогового администрирования. Уровень собираемости налогов является индикатором качества функционирования системы налогового администрирования. Налоговое администрирование является основой для повышения собираемости налогов. Однако в настоящее время, проблемы налогового администрирования существуют, как в области его практического функционирования, так и в области теории.

Значительная часть научных работ охватывает только правовые и организационные аспекты налогового администрирования. Недостаточно уделено внимание теоретическому обоснованию налогового администрирования, анализу факторов, влияющих на его формирование, вопросам перспективного развития налогового администрирования в Казахстане.

Необходимость решения теоретических и практических вопросов налогового администрирования как основы для повышения собираемости налогов предопределила актуальность темы исследования.

Целью исследования является разработка и научное обоснование комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию налогового администрирования в Казахстане. Поставленная цель определила задачи исследования:

1. Изучить теоретическую основу налогового администрирования, определить его сущность, содержание и значение в повышении собираемости налогов.

2. Проанализировать практику функционирования системы и субъектов налогового администрирования, определить ее недостатки и возможность их устранения.

3. Разработать предложения по совершенствованию налогового администрирования, определить особенности, тенденции и перспективы его развития в Казахстане.

Объектом исследования является налоговый механизм, как основа повышения собираемости налогов.

Предмет исследования - сущность, содержание и практика налогового администрирования на современном этапе экономического развития Казахстана.

Теоретические и методологические основы исследования

Теоретической основой исследования являются работы современных отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Кроме этого, при написании данной дипломной работы использовались законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, статистические материалы Министерства финансов, интернет-сайты финансовых, налоговых и статистических органов.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в исследование проблем осуществления налогового администрирования посредством оценки практики применения действующих форм и методов налогового контроля.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно непосредственно направлено на решение задач повышения качества налогового администрирования при одновременном соблюдении интересов органов власти и налогоплательщиков.

Заключение

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед государством, является совершенствование системы налогообложения. Одним из важнейших элементов этой системы, помимо контроля своевременности, полноты и правильности уплаты налогов, является установление, а точнее сказать, регулирование налоговых ставок. Именно регулирование, потому как опыт экономически развитых стран показывает, что фиксация налоговых ставок на длительном временном интервале ведет к снижению эффективности функционирования экономики.

Налоговым кодексом Казахстана закреплен порядок исчисления и уплаты в государственный бюджет сборов, плат, государственных пошлин. Почти по всем сборам и платам ставки устанавливаются правительством, в отдельных случаях (плата за размещение наружной (визуальной) рекламы, плата за использование особо охраняемых природных территорий, плата за лесные пользования) такое право предоставляется местным представительным или исполнительным органам.

Основным направлением совершенствования налогового законодательства республики является усиление администрирования сбора налогов, что позволит идти по пути дальнейшего снижения налогового бремени и обеспечения экономической и политической стабильности государства, улучшения инвестиционного климата в стране. В целях улучшения методов налогового администрирования с помощью новых информационных технологий в налоговой системе Казахстана продолжается внедрение и развитие основных информационных систем по электронной обработке налоговой отчетности, автоматическому ведению лицевых счетов налогоплательщиков, учету объектов налогообложения с целью контроля над правильностью исчисления налогов.

Казахстан первым из стран СНГ разработал и ввел прогрессивное налоговое законодательство. Важным отличительным нововведением стала отмена с июля 1997 г. кассового метода в налоговом учете и переход на метод начислений, который ужесточил финансовую дисциплину и создал условия для сокращения доли зачетных схем расчетов с бюджетом, а затем - и для отказа от них.

Следует подчеркнуть, что структура налогов, которая была заложена в 1995 г., легла в основу Налогового кодекса. Принятие его было обусловлено необходимостью систематизации всех положений и норм о налогах, регулирующих налоговые отношения в стране, усиления правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками.

Анализируя процессы экономического развития Казахстана: высокие темпы экономического роста, опережающий рост инвестиций в основной капитал, укрепление финансового потенциала, сокращение безработицы и повышение реальных доходов населения можно сказать, что во многом это связано с совершенствованием налоговой системы республики.

Существующая в Казахстане система имеет довольно много недостатков, а именно:

1. Около трети всех доходов в форме налогов, которые поступают в распоряжение государства, взимаются путем косвенных налогов, т.е. объектом налогообложения является не только доход или прибыль, но и расходы субъектов хозяйствования.

2. Налоговая система не стимулирует предпринимательские структуры всех форм собственности накапливать финансовый капитал и инвестировать его в основные и оборотные активы.

3. Налоговая система нестабильна, как по видам налогов, базе налогообложения, налоговым ставкам, так и в методике вычисления налогов, сроков и порядка введения их в действие.

4. Непродуманность системы дифференцированного подхода к налогообложению;

5. Применение НДС (автор ратует за начисление этого вида налога в зависимости от характера товара, как во Франции - родине НДС, где к товарам первой необходимости применяются пониженные ставки, а к товарам второстепенной значимости - повышенные);

6. Недостаточность льгот для малого бизнеса, в том числе, для крестьянских (фермерских) хозяйств.

Существует еще довольно много недочетов налоговой системы, видно, что принципы, заложенные в законах реализуются плохо.

Поэтому главными направлениями налоговой политики должны стать создание условий для динамичного развития предприятий и отраслей народного хозяйства, которые имеют тенденцию быстрого оборота финансового капитала, максимального роста объемов производства и прибыли; расширения сферы малого бизнеса; увеличения благосостояния населения за счет социальной направленности бюджетных расходов; увеличение роли прямых налогов, и в частности налогов на прибыль.

Налоговая система РК нуждается в следующих нововведениях:

- во-первых, должна быть выработана теоретическая концепция (программа) развития налоговой системы РК, основным направлением которой явится политика снижения налогового бремени отдельных категории налогоплательщиков;

- во-вторых, введение дифференцированного подхода к налогоплательщику, учитывающее сферу его деятельности;

- в-третьих, должна быть установлена предельная сумма расходов бюджета и усиление контроля над расходованием бюджетных средств, как на республиканском, так и на местном уровне.

Предложения:

1) проблема определения пределов налогового администрирования должна решаться через установление пределов властных полномочий налоговых органов и их должностных лиц;

2) властные полномочия налоговых органов и их должностных лиц должны ограничиваться, с одной стороны, существованием конституционных прав и прав налогоплательщика и, с другой стороны, интересами самого государства;

3) налогоплательщики должны иметь реальные, а не нарисованные в законе объекты налогообложения

Новый, недавно принятый, составленный с учётом предыдущих ошибок и неудач, Налоговый кодекс 2009, разработан Правительством РК. Несомненно, он является прогрессивным законодательным актом, по сравнению с ранее действовавшим налоговым законодательством, и создал более благоприятный правовой режим для налогоплательщиков. Однако уже с первых дней действия нового Налогового кодекса встал вопрос о внесение в него дополнений и изменений.

Улучшения в налоговой системе, такие процедуры, как налогоплательщики имеют возможность представлять всю налоговую отчетность в электронном виде и получать результаты ее приема и обработки в налоговом органе.

Необходимо обмениваться знаниями, отправлять налоговых служащих на стажировку в Зарубежье, изучать зарубежные налоговые кодексы, что бы принять самые лучшие меры в области налоговой системе.

Признавая необходимость восприятия опыта налогообложения на Западе, следует, однако, соблюдать баланс интересов и государства и тех кто платит налоги.

Можно надеяться, что с принятием более совершенного налогового кодекса налоговая система Казахстана выйдет на более высокий уровень и тем самым будут созданы благоприятные условия для развития нашей экономики.

Список литературы

1.Миронова О. А., Ханафеев Ф. Ф. Налоговое администрирование. М: Омега-Л, 2008. С. 33.

2. Арутюнов А. А. Налоговое администрирование обеспечения своевременности поступления налоговых платежей М., 2006. С. 21.

3. Буздалина О. Б. Усиление налогового администрирования // Все о налогах. 2004. № 5.

4. Гончаренко Л. И., Анашкин А. К. Налоговое администрирование: лучше быть, чем казаться // Ваш налоговый адвокат. 2ОО5. № 5.

5. Измайлов А. Т. Налоговое администрирование и его значение в повышении собираемости налогов М., 2005. С. 27.

6. Оспанов М. Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. СПб.: УЭФ, 2007. С. 289.

7. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 654.

8. Слесарева Т. А. Налоговое администрирование – фактор реализации социальной политики государства: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. С. 17.

9. сайт www.nalogi.kz

10. Фролов А. А. Управление развитием системы государственного налогового администрирования: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2003. С. 13.

11. Иванов А.Г. «Понятие администрирования налогов»// журнал «Финансовое право» 9, 2005.

12. Кучеров И.И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления // Финансовое право. 2005. № 4.

13. Малис Н.И. «Снижение бремени как приоритет налоговой политики»// журнал "Финансы" № 6, 2007 г.

14.Налоги и налогообложение : учеб. для вузов / под ред. И. А. Майбурова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 655 с.

15. Пансков В.Г. «О принципах налогообложения физических лиц»// журнал "Финансы" № 1, 2008.

16. Кодекс Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” - Алматы: Центральный дом бухгалтера,2009.

17. Пономарев А.И. «Налоговое администрирование: сущность и формы»// журнал «Налоги и налогообложение» ноябрь 2005.

18. Пушкарева Л.В. «Формирование социально ориентированной системы налогообложения»// журнал «Налоги» №1, 2007.

19. Сатарова А.А. «Актуальные проблемы и перспективы налоговой реформы в РК»// журнал « Налоговое право» 4,2007

20. Финансы : учеб. для вузов / под ред. В. В. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2006. - 636 с.

21. Административное право зарубежных стран / Под ред. А. Н. Козырина, М. А. Штатиной. М.: Спарк, 2003. С. 11.

22. Цапков В.Е «Понятие налоговой политики и основные направления ее развития на современном этапе»// журнал «Финансовое право», июнь 2007.

23. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение : учебник. М. ИНФРА-М, 2002. С. 128.

24. Гуреев В.И. Налоговое право.- М.: Юристъ, 2005.

25. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/ Под ред. И.Г. Русаковой, В. А. Кашина, М.: ЮНИТИ,2008.

26. Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан.- Алматы: Жеті жарғы, 2009.

27. Бабкина С.М. Новая налоговая политика / С.М. Бабкина // Финансы Казахстана. – 2007. - № 6. – С. 37-39.

28 Жумабаева М.Д. Налоги и налогообложение / М.Д. Жумабаева. – Алматы: Университет экономики и права, 2000. - 342 с.

29. Илимжанова З. О совершенствовании процесса прогнозирования налоговых поступлений на региональном уровне / З. Илимжанова // Аль Пари. – 2002. – № 6. – С. 24-25.

30. Налоги в Казахстане: Учеб. Пособие / Ф.С. Сейдахметова. – Алматы: LEM, 2002. - 160 с.

31. Поздняков Б.Н. Налоги в Казахстане / Б.Н. Поздняков // Эко. – 2009. - № 1. – С. 179-186.

32. Акатаев М. Совершенствование налогового контроля в Казахстане// Бухгалтер и налоги. - А., 2003. - №1. – 19 - 21.

33. Искаков М. Развитие налоговой системы Казахстана//Экономист. - М., 2003. - № 11. - С. 79 – 88.

34. Карасев А.В. Налоговая система и развитие фондового рынка//Экономика строительства. - М., 2003. - № 4. - С. 55 - 60.

35. Мамыров Н.К. Менеджмент и рынок: казахстанская модель. - Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2008. - 432 с.

36. Мельников В. Д. Финансы: Учебник/ В. Д. Мельников, К. К. Ильясов. - Алматы, 2001. - 512 с.

37. Налоги в Казахстане: Учеб. пособие/ Сост. Р. К. Баймурзаева, Сост. Л. Б. Аносова, Сост. Г. Н. Жарылгасимова. - Алматы: Жеті жарғы, 2002.

38. Налоговая политика Республики Казахстан и социальная защита населения//Саясат. – 2003. - № 1. – С. 64.

39. Прохоров Е.В. Права и обязанности налогоплательщика. - Алматы, 1999. - 40 с.

40. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 408 с.

41. Райзберг Б.А. Курс управления экономикой. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с.

42. Рахимбаев А. Налоги и налоговая политика государства в условиях развития информационных технологий// Бухгалтер и налоги. - 2003. - №5. – 20 - 21.

43. Рогачева Т.М. Экономические компоненты качества жизни населения// Алматы: Евразия, 1999. С. 84.

44. Садырбаева Г. Цели экономической политики государства в рыночной экономике //Транзитная экономика. - 2004. - № 6. - С. 5 - 15.

45. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане. Сущность налогообложения и сравнение с действующим законодательством: Учеб. пособие. - Алматы: Lem, 2002. - 160 с.

46. Сейдахметова Ф. Налоги и сборы в Казахстане. - Алматы: "Бухгалтер", "БИКО", 2009. - 40 с.

47.www sapanet. ru /Science /Ref/ Tereshin_avt…

48. Вопросы законодательного обеспечения налогового администрирования развивающихся стран // Материалы Межпарламентской научно-практической конференции. Алматы, 2007.

49. Концепция налоговой реформы Республики Казахстан: характеристика действующей системы налогообложения и методологические основы ее реформирования // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан. 2001. № 5


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Разработка информационной системы, обеспечивающей автоматизацию работы автоцентра Benz
  2. Жизнь и государственная деятельность Юрия Долгорукого
  3. Налогооблажение в современных условиях в Российской Федерации
  4. Акты применения права
  5. Игра – как важное средство экологического образования дошкольников
  6. Экологическая тропа
  7. Журналистика
  8. Культурный шок
  9. Петр 1 - реформатор
  10. Производство по делам об административном надзоре за лицами,освобожденными из мест лишения свободы
  11. Музыка
  12. Понятие и виды политического(государственного) режима
  13. Формирование корпоративной культуры на примере ОАОВЫМПЕЛКОМ
  14. Адвокат как субъект договорного представительства
  15. Курение и алкоголизм
  16. Разработка мероприятий по совершенствованию социальной защиты населения муниципального образования (на примере сельского поселения «Соболевское»)
  17. Теория государства и права контрольная
  18. Совершенствование системы управления АПК на уровне МО
  19. Имущественные правоотношения супругов
  20. Педагогическая адаптация к ДОУ песочная терапия
  21. Функции налоговых органов
  22. Роль СМИ в формировании образа террористической опасности в массовом сознании
  23. Место России в мировом хозяйстве и международном размещении производства. Интеграционные группировки
  24. Сущность, содержание и практика налогового администрирования на современном этапе экономического развития Казахстана.
  25. ответ на семинар. Политические институты государственного управления в РФ. Судебная власть в России структура и роль в системе политических институтов
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: