В новом законе «Об образовании», вступившем в силу 1 января текущего года, имеется статья, в которой некоторые эксперты видят прямое нарушение положений Конституции РФ. Речь идет о школьном курсе основ религиозной культуры и светской этики, который раньше был факультативным. По новому закону, предмет «Духовно-нравственная культура» сводится исключительно к религии, а изучение религиозной культуры становится обязательным. Как это увязать с конституционными положениями о светском характере образования в России, никому пока не ясно.
До принятия нового закона «Об образовании» религиозная организация официально могла быть учредителем образовательного учреждения - например, организовать свою воскресную школу. Но в государственных и муниципальных учреждениях образования вроде школ деятельность религиозных объединений категорически не допускалась.
В январе 2013 года выяснилось, что в законе «Об образовании» появилась загадочная статья № 91, которая сделала изучение религиозных основ в школах обязательным. Причем, в соответствии с новым законодательством, школьную программу должна будет утверждать церковь. Больше того, учебные курсы, предметы или модули в области теологии должны преподавать педагоги, рекомендованные «соответствующей централизованной религиозной организацией». Таким образом, религиозным организациям дано право влиять и формировать образовательный госстандарт.
В 2012 году к изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) приступили 27 тыс. учащихся четвертых классов школ Приангарья. В целом эксперимент по введению предмета в области прошел успешно. К такому выводу пришли члены межведомственного Координационного совета. В его заседании участвовали представители муниципальной власти, религиозных конфессий и общественности.
Напомним, с 1 сентября 2012 года в соответствии с распоряжением правительства РФ в общеобразовательных учреждениях страны организовано изучение предмета ОРКСЭ в четвертых классах. Как отметил заместитель министра образования региона Борис Михайлов, в Приангарье этому предшествовала серьезная подготовительная работа. В частности, были разработаны необходимые нормативно-правовые акты, организовано информирование родителей о новом предмете, проведена подготовка педагогических кадров.
В нынешнем учебном году в Приангарье были востребованы все шесть модулей, однако их выбор распределился неравномерно. Самым популярным оказался модуль «Основы светской этики» – его выбрали 64% родителей. На втором месте модуль «Основа православной культуры» (18,6% родителей). Третьим по популярности стал модуль «Основы мировых религиозных культур» (17% родителей). Модули «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры» выбрали менее чем 1% родителей. По словам Бориса Михайлова, в начале учебного года 850 учеников воспользовались своим правом сменить модуль. Это вызвано изменениями представлений о содержании модулей со стороны родителей и учителей.
Для преподавания ОРКСЭ подготовлены 1,4 тыс. педагогов, большинство из них – 64% – учителя начальной школы, 16% – преподаватели истории и обществознания. На обеспечение образовательных учреждений учебной и методической литературой по курсу из областного бюджета выделено около 7,5 млн рублей.
В марте было проведено анкетирование среди директоров школ, преподавателей ОРКСЭ и родителей, чьи дети изучают новый предмет. Опрос прошел более чем в 200 школах Приангарья. По результатам выяснилось, что практически ни у кого не возникало трудностей с составлением учебного расписания и обеспечением учебниками. Около 12% родителей считают, что ребенок не проявляет интереса к предмету, многие темы непонятны. Почти 70% родителей оценили предмет положительно, отмечая, что он учит детей справедливости и жизни и способствует духовному и нравственному развитию.
На заседании Координационного совета представители муниципалитетов рассказали о своем опыте внедрения ОРКСЭ. Так, по словам начальника управления образования Нижнеудинского района Ирины Ивановой, проблем с внедрением курса не возникло благодаря тому, что во многих школах сложились традиции межнационального общения – на территории проживают представители 10 национальностей.
– В наших школах проводится мониторинг, который подтверждает достаточно высокий уровень сформированной толерантности. И мы считаем, что введение курса определило еще один вектор развития межнационального общения школьников, – поделилась Ирина Иванова.
Борис Михайлов сообщил, что в мае нынешнего года на базе областного оздоровительно-образовательного центра «Галактика» состоится двухдневный областной семинар-совещание для учителей по актуальным вопросам, возникшим в ходе реализации курса ОРКСЭ в регионе. Мероприятие станет площадкой для обмена опытом, дискуссий и выработки новых подходов в преподавании комплексного учебного курса.
Цель исследования: рассмотрение процесса изучения религий культуры Индии в школе в контексте ценностей этой культуры.
Задачи исследования:
дать сравнительный анализ изучения религии в школе;
рассмотреть внедрение истории культуры религии в школах России;
охарактеризовать учебный курс "История культуры Индии в школе";
рассмотреть процесс обучения культуры религии в школе.