Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Изучение религий культуры Индии в школе в контексте ценностей этой культуры





Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования религиозных знаний в школе 7

1.1 Сравнительное изучение религии 7

1.2 Внедрение истории культуры религии в школах России 12

Глава 2. Условия преподавания истории культуры Индии 18

2.1 Учебный курс "История культуры Индии в школе" 18

2.2 Изучение религии в школе 21

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Введение

В новом законе «Об образовании», вступившем в силу 1 января текущего года, имеется статья, в которой некоторые эксперты видят прямое нарушение положений Конституции РФ. Речь идет о школьном курсе основ религиозной культуры и светской этики, который раньше был факультативным. По новому закону, предмет «Духовно-нравственная культура» сводится исключительно к религии, а изучение религиозной культуры становится обязательным. Как это увязать с конституционными положениями о светском характере образования в России, никому пока не ясно.

До принятия нового закона «Об образовании» религиозная организация официально могла быть учредителем образовательного учреждения - например, организовать свою воскресную школу. Но в государственных и муниципальных учреждениях образования вроде школ деятельность религиозных объединений категорически не допускалась.

В январе 2013 года выяснилось, что в законе «Об образовании» появилась загадочная статья № 91, которая сделала изучение религиозных основ в школах обязательным. Причем, в соответствии с новым законодательством, школьную программу должна будет утверждать церковь. Больше того, учебные курсы, предметы или модули в области теологии должны преподавать педагоги, рекомендованные «соответствующей централизованной религиозной организацией». Таким образом, религиозным организациям дано право влиять и формировать образовательный госстандарт.

В 2012 году к изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) приступили 27 тыс. учащихся четвертых классов школ Приангарья. В целом эксперимент по введению предмета в области прошел успешно. К такому выводу пришли члены межведомственного Координационного совета. В его заседании участвовали представители муниципальной власти, религиозных конфессий и общественности.

Напомним, с 1 сентября 2012 года в соответствии с распоряжением правительства РФ в общеобразовательных учреждениях страны организовано изучение предмета ОРКСЭ в четвертых классах. Как отметил заместитель министра образования региона Борис Михайлов, в Приангарье этому предшествовала серьезная подготовительная работа. В частности, были разработаны необходимые нормативно-правовые акты, организовано информирование родителей о новом предмете, проведена подготовка педагогических кадров.

В нынешнем учебном году в Приангарье были востребованы все шесть модулей, однако их выбор распределился неравномерно. Самым популярным оказался модуль «Основы светской этики» – его выбрали 64% родителей. На втором месте модуль «Основа православной культуры» (18,6% родителей). Третьим по популярности стал модуль «Основы мировых религиозных культур» (17% родителей). Модули «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры» выбрали менее чем 1% родителей. По словам Бориса Михайлова, в начале учебного года 850 учеников  воспользовались своим правом сменить модуль. Это вызвано изменениями представлений о содержании модулей со стороны родителей и учителей.

Для преподавания ОРКСЭ подготовлены 1,4 тыс. педагогов, большинство из них – 64% – учителя начальной школы, 16% – преподаватели истории и обществознания. На обеспечение образовательных учреждений учебной и методической литературой по курсу из областного бюджета выделено около 7,5 млн рублей.

В марте было проведено анкетирование среди директоров школ, преподавателей ОРКСЭ и родителей, чьи дети изучают новый предмет. Опрос прошел более чем в 200 школах Приангарья. По результатам выяснилось, что практически ни у кого не возникало трудностей с составлением учебного расписания и обеспечением учебниками. Около 12% родителей считают, что ребенок не проявляет интереса к предмету, многие темы непонятны. Почти 70% родителей оценили предмет положительно, отмечая, что он учит детей справедливости и жизни и способствует духовному и нравственному развитию.

На заседании Координационного совета представители муниципалитетов рассказали о своем опыте внедрения ОРКСЭ. Так, по словам начальника управления образования Нижнеудинского района Ирины Ивановой, проблем с внедрением курса не возникло благодаря тому, что во многих школах сложились традиции межнационального общения – на территории проживают представители 10 национальностей.

– В наших школах проводится мониторинг, который подтверждает достаточно высокий уровень сформированной толерантности. И мы считаем, что введение курса определило еще один вектор развития межнационального общения школьников, – поделилась Ирина Иванова.

Борис Михайлов сообщил, что в мае нынешнего года на базе областного оздоровительно-образовательного центра «Галактика» состоится двухдневный областной семинар-совещание для учителей по актуальным вопросам, возникшим в ходе реализации курса ОРКСЭ в регионе. Мероприятие станет площадкой для обмена опытом, дискуссий и выработки новых подходов в преподавании комплексного учебного курса.

Цель исследования: рассмотрение процесса изучения религий культуры Индии в школе в контексте ценностей этой культуры.

Задачи исследования:

дать сравнительный анализ изучения религии в школе;

рассмотреть внедрение истории культуры религии в школах России;

охарактеризовать учебный курс "История культуры Индии в школе";

рассмотреть процесс обучения культуры религии в школе.

Заключение

Мы обнаруживаем следующие названия: теология (theology), богословие (divinity), религиозные исследования (religious studies), религия (religion), феноменология религии и принципы религии (principles of religion); также библеистика, иудаика и др.

«Теология» (Theology) – понятие, без сомнения, освященное традицией; оно доминирует в Великобритании, в то время как в Северной Америке наиболее употребительно название «религия». На мой взгляд, у него есть два недостатка. Во-первых, оно само по себе эллиптично. Если бы люди соглашались в вопросе о природе понятия «теос», то логика могла бы быть универсальной. В действительности же «теология» в Великобритании обозначает преимущественно христианскую теологию, кроме того, как я уже говорил, в этом понятии содержится эллипсис, который принимают не все, кто пользуется этим термином (involved) и который плохо согласуется с некоторыми чертами исследования религии, которые мы обозначили выше. Во-вторых, неизбежный импульс (nisus) этого термина направлен на рациональное и оценочное изучение религий, что само по себе не так печально, но приводит к предвзятости, по причинам, рассмотренным выше.

«Богословие» (Divinity) также освящено традицией, и оно опять же узко и эллиптично. Оно предполагает, что мы исследуем божественное (divine); в этом нет ничего дурного, однако же – это лишь часть всего исследования. И из-за содержащегося в нем эллипсиса «богословие» уклоняется от необходимого epoché – отстранения от веры и неверия, которое должен совершить исследователь.

«Религиозные исследования» (Religious studies) – относительно новое выражение для Британии. Оно удобно для практических целей как попытка выйти за пределы теологии. Впрочем, оно достаточно громоздкое. Приятная простота свойственна, к примеру, названию «Религия», наиболее употребимому в США и Канаде.

«Феноменология» и «Принципы религии», преподаваемые в Глазго, вреда не причиняют, но эти названия немного эксцентричны. Однако они представляют собой симптом попыток избежать использования понятий «теология» (theology) и «богословие» (divinity).

Что касается «Библеистики» и т.п. – они обозначают конкретную специализацию в более широком поле изучения религии.

Теперь обратимся к многообразию названий предмета на уровне школы. Нам встречаются: богословие, религиозные исследования – как и выше, а также религиозное образование (religious education), религиозное обучение (religious instruction), религиозное знание (religious knowledge), Писание (scripture), изучение Писания (scripture knowledge).

Использование названий «Писание» и «изучение Писания» восходит к периоду, когда (христианская) Библия была основой обучения в школе. Слово «изучение» – плод непродуманной попытки избежать проблем с различением между церковью и учительством.

Список литературы

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=466026

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов). — М., 1998.

Детально сущность духовно-нравственного воспитания, его особенности и отношение с другими направлениями воспитания в школе раскрыты в авторской статье на эту тему: Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика. — 2009. — № 10. — С. 36–46. http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=578

Конституции зарубежных государств: учебное пособие. / Сост. проф. В.В. Маклаков. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1999.

Международные акты о правах человека. Сб. документов. — М., 1999.

Методические материалы для учителей и организаторов апробации от 30 апреля 2010 г. Дополнение к методическим материалам от 21 мая 2010 г. и разъяснения к этим документам на сайте Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ: http://www.otdelro.ru/ Раздел «Федеральный эксперимент».

На сайте Московской Патриархии: http://www.patriarchia.ru/db/text/358393.html; на сайте агентства Интерфакс: http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700

Письмо директора департамента государственной политики в образовании  И.М. Реморенко «В дополнение к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ» от 21 мая 2010 г. № 03-1032.

Письмо Директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России И.И. Калины от 13.07.2007 г. № 03-1584 / http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3941

Письмо Минобрнауки России органам управления образованием субъектов Российской Федерации «О преподавании учебных предметов по истории и культуре религий в школе № 03-2375 от 25 ноября 2009 г.

Поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 2.08.2009 г. № Пр-2009. / http://www.orkce.ru/node/62

Предварительные результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах РФ / 24.04.2007 г. / http://www.oprf.ru/structure/comissions2006/11/materials/1896

Предложения Совета Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования от 29 ноября 2006 г. / http://www.oprf.ru/rus/documents/resolutions/article-1963.html

Пресс-релиз Минобрнауки России от 26.12.2007 г. / http://www.mon.gov.ru/press/reliz/4376/

Приказ Минобразования России от 1 июля 2003 г. N 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ». http://www.rg.ru/oficial/doc/min_and_vedom/min_obraz/2833-03.shtm

Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год». Приложение № 1. / http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m2080.html

Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1241.html

Приложение № 1 к постановлению Правительства Москвы 19.08.1997 г. № 653.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2010. На сайте Минобрнауки РФ: Общее образование. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2010. На сайте Минобрнауки России: Общее образование. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

См. публикацию автора на эту тему: Метлик И.В. Религия в школе: проект нового закона «Об образовании» // Журнал Московской Патриархии. — 2011. — № 1. http://www.patriarchia.ru/db/text/1375460.html

Стенограмма совещания по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооружённых Силах РФ института воинских и флотских священнослужителей / 21 июля 2009 года http://www.kremlin.ru/text/appears/2009/07/220032.shtml

Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» от 30.03.1998 г., № 54 ФЗ.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Часть II. / http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Денежные реформы в истории России
  2. Царицын в дни революции и гражданской войне
  3. Органы юридического лица
  4. Восприятие формы и пространства
  5. Психолого-педагогическое сопровождение социально-психологической адаптации
  6. Контроль в системе Государственной службы: виды, методы и критерии эффективности
  7. Оценка инвестиционной привлекательности организации в системе ее финансовых показателей
  8. Воспитание и образование в древнем Риме, как роль в становлении европейской образовательной среды
  9. Биллинговая система
  10. Положение в армии Александра Македонского в Восточный поход
  11. Взаимодействие органов представительной и исполнительной власти муниципального образования
  12. Динамика приоритетных направлений внешней политики Киевской Руси
  13. Управление трудовыми отношениями в кадровой политике социального учреждения
  14. Система конституционного права в странах романо-германской
  15. Конституционное право зарубежных стран (код-КПЗ)
  16. Пути повышения эффективности капитальных и финансовых вложений предприятия (на примере ОАО "ОК-Лоза")
  17. Основы конституционного строя как объект безопасности государства
  18. Модернизация России в 18 веке
  19. Юридические и фактические ошибки в уголовном праве
  20. Гражданско-правовая ответственность сотрудника полиции при исполнении им служебных обязанностей
  21. Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии
  22. Организационно - педагогические условия формирования правовой культуры субъектов начального образования
  23. Индивидуальный подход при обучении решению текстовых задач в малокомплектной школе
  24. Контроль результатов обучения по информатике.
  25. Повышение эффективности органов Волгоградской области
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: