Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад - новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, психологическом, социальном.
Трудности, возникшие у детей в период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме - дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки, с другой стороны, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребенка. Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится на первый месяц поступления в детское дошкольное учреждение, то есть на период адаптации.
К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста а ДОО.
Предмет исследования: пути (методы, техника) решения проблем.
Взаимодействие семьи и воспитателя, как условия адаптации детей к ДОО
Цель исследования: доказать, что взаимодействие родителей и воспитателя является важным условием адаптации детей раннего возраста к ДОО, если будут соблюдаться следующие требования:
1)совместный план действий родителей и воспитателя.
2)обмен информации о поведении ребенка дома и в детском саду.
3)определение режима сна, питания дома и в детском саду.
Гипотеза: если во взаимодействии родителей и воспитателей будут соблюдаться следующие требования:
1)составлен план совместных действий.
2)Режим.
3)учитывание ребенка и семьи.
Если учитывать адаптацию ребенка и семьи, то адаптация ребенка будет успешна, а взаимодействие станет важным условием.
Задачи исследования:
1) изучить психологу-методическую, педагогическую литературу по изучаемой проблеме.
2)изучить опыт работы воспитателя ДОО по изучаемой проблеме.
3)изучить детей раннего возраста и их адаптацию к ДОО.
4)разработать план взаимодействия с родителями, направленный на создание условий детям к адаптации к ДОО.
5)внедрить в практику работы воспитателя.
6)провести повторное изучение детей и степень их адаптации к ДОО.
Результаты, полученные в ходе исследования, имеют практическую значимость для воспитателей детского сада.