У всех на виду стремительный взлет стран Азиатско-Тихоокеанского региона, за короткий срок прошедших путь, который западные страны прошли за столетия. Невостребованность, нереализованность подспудных, дремлющих, подавляемых в течение многих десятилетий потенций могут стать предпосылкой творческого прорыва в различных сферах.
Идея создания организации межпарламентского сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), возникшая в начале 90-х годов прошлого века, нашла свое практическое воплощение в АТПФ – Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме (Asia Pacific Parliamentary Forum (APPF).
В январе 1993 г. в Токио состоялась учредительная сессия АТПФ, в которой приняли участие представители Австралии, Брунея (со статусом наблюдателя), Индонезии, Канады, КНР, Мексики, Новой Зеландии, Папуа-Новой Гвинеи, Республики Корея, Сингапура, США, Таиланда, Микронезии, Филиппин и Японии. На встрече была принята Токийская декларация, определяющая основные направления деятельности Форума. Целями АТПФ провозглашены расширение сотрудничества между странами-участниками в интересах обеспечения мира и стабильности в АТР, содействие торговле и инвестициям, налаживание регионального взаимодействия в таких областях, как защита окружающей среды, противодействие транснациональной преступности и терроризму, обмены по линии культуры и образования и т.д.
Членство в Форуме открыто для всех стран АТР, отвечающих процедурным правилам работы АТПФ (приняты на 2-й сессии в Маниле в январе 1994 г.). В настоящее время в его составе – 27 участников и одна страна-наблюдатель, в числе которых, помимо учредителей АТПФ, – Россия, Вьетнам, Камбоджа, Колумбия, Коста-Рика, Лаос, Малайзия, Маршалловы Острова, Монголия, Перу, Фиджи, Чили и Эквадор. Решения Форума принимаются консенсусом. Пленарные сессии АТПФ проводятся ежегодно, как правило, во второй декаде января.
Для подготовки ежегодных сессий и руководства деятельностью Форума в межсессионный период действует Исполнительный комитет в составе не более девяти членов, включая страну-председателя, избираемых на основе «регионального представительства» (Северо-Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Америка и Океания). Комитет возглавляет Председатель АТПФ – представитель парламента страны-устроительницы очередной сессии Форума. Полномочия Председателя действуют с мая календарного года, предшествующего предстоящему мероприятию, по апрель после очередной сессии. Решением 12-й сессии (Пекин, 2004 г.) учрежден пост Почетного Председателя АТПФ, на который в знак признания его заслуг перед Форумом был избран бывший премьер-министр Японии Ясухиро Накасонэ, ранее бессменно возглавлявший Исполком АТПФ.
Такое стремительное развитие стран АТР привлекает внимание не только экономистов, но и юристов, которые в последнее время, изучив (ну с некоторой долей ответственности) западную модель правовых,законодательных инициатив, напрявляют свой взор на Азию, пытаясь выяснить причины столь стремительного роста всех сфер деятельности данного региона.
Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений в сфере подготовки и внесения законопроектов в парламенты стран Азиатско-Тихоокеанского Региона.
Предметом исследования является система правовых норм РФ и стран АТР по вопросам подготовки и внесения законопроектов в парламенты стран Азиатско-Тихоокеанского Региона.
Цель исследования: изучить подготовку и внесение законопроектов в парламенты стран Азиатско-Тихоокеанского Региона.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие законодательной инициативы;
охарактеризовать подготовку законопроектов;
проанализировать характер экспертизы законопроекта;
изучить процесс внесения законопроекта в Государственную Думу РФ;
охарактеризовать процесс подготовки и внесения законопроектов в парламенты США и Канады;
показать стадию законодательной инициативы и разработки законопроектов в Австралии;
определить характер работы над законопроектами и их внесение в представительные (законодательные) органы Японии и Китая.
На современном этапе развития российской юридической науки, после принятия Конституции 1993 года, осуществляются исследования института основ законодательства не только на территории РФ, но и за ее пределами. Фундаментальные общетеоретические вопросы правового регулирования законотворческой деятельности представлены в работах С.А. Авакьяна, Н.А. Бобровой, Н.А. Богдановой, Н.В. Бутусовой, В.В. Виноградова, В.Т. Кабышева, А.А. Кондрашева, И.А. Конюховой (Умновой), В.О. Лучина, А.В. Мицкевича, О.О. Миронова, В.В. Невинского, И.И. Пляхимовича, О.Г. Румянцева, С.М. Шахрая, Б.С. Эбзеева и др. Правовые вопросы охраны и защиты Конституции рассматриваются в работах А.А. Белкина, А.Д. Болехивской, А.В. Гошуляка, В.Н. Демидова, В.В. Мамонова, А.Н. Межецкого, Ж.И. Овсепян, Л.Н. Плехановой, Т.М. Пряхиной, Н.А. Ткачевой, Т.Я. Хабриевой, Ю.Л. Шульженко. Отдельным актуальным проблемам конституционного строя России посвящены работы Е.С. Аничкина, А.Н. Беликова, Н.С. Бондаря, М.В. Глигич-Золотаревой, Н.М. Добрынина, Т.В. Заметиной, В.В. Красинского, А.Н. Кокотова, А.В. Личковаха, В.Д. Мазаева, А.Н. Медушевского, М.В. Преснякова и др.
На сегодняшний день в юридической науке отсутствует комплексное исследование механизма подготовки и внесения законопроектов в парламенты стран Азиатско-Тихоокеанского Региона. Методологическую основу исследования составила система современных методов познания, которые в совокупности позволили изучить объект и предмет исследования с разных сторон. Всеобщий диалектический метод познания позволил рассмотреть анализируемые явления в динамике их развития, взаимодействии и противоречии друг с другом.
Также использовались общенаучные методы, такие как наблюдение, сравнение, описание, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, абстрагирование, обобщение, формализация.
Были также применены частнонаучные методы: формально-юридический, сравнительный, исторический, социологический и статистический.
Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя: введение, основную часть (две главы, состоящие из семи параграфов), заключение, и список использованной литературы.