Здоровый образ жизни ребенка включает в себя такие факторы как:
1. Благоприятное социальное окружение.
2. Духовно-нравственное благополучие.
3. Оптимальный двигательный режим (культура движения).
4. Режим дня.
5. Рациональное питание.
6. Закаливание организма.
Здоровый образ жизни, к сожалению, пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Уменьшилось число здоровых детей, то обусловлено социально-экономическим положением семей, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью и несформированностью у родителей и детей ценностного отношения к своему здоровью. Но если мы (родители и воспитатели) научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более знакомым и развито не только интеллектуально, духовно, но и физически.
В целях двигательной активности детей используют подвижные игры. Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма повышенной физической нагрузки, увеличению работоспособности. Но так как игры эмоциональны и очень привлекательны для детей, то нередко, увлекаясь игрой, они могут перевозбуждаться, переутомляться.
Внешними признаками утомления являются чрезмерное дыхание, резкое покраснение лица, усиленное потовыделение, ухудшение координации движений. В таких случаях дети могут жаловаться на легкое головокружение, усталость. Припадки начинающегося переутомления снижают интерес к тому иду деятельность, в котором а данный момент ребенок участвует. Переутомление может неблагоприятно отразиться на общее состояние ребенка, привести к нарушению сна, снижению аппетита, вызвать двигательные беспокойства или наоборот, вялость - это все отрицательные факторы здорового образа ребенка. Для того чтобы у детей сохранилась бодрое и жизнерадостное состояние, положительные эмоции, чтобы были обеспечены благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического развития, необходимо следить за целесообразным чередованием, определенной периодичностью применения. При этом нужно стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались более спокойными видами деятельности.
Двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствую процессы возбуждения и торможения, а так же содействуют воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться, находить выход из создаваемого положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, развивать и проявлять быстроту, смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели - все это относится к положительным факторам здорового образа жизни дошкольника.
Основными компонентами режима дня, понижению обязательных занятий, должны быть проведены на свежем воздухе, игры и достаточный по длительности сон. Распределение их в определенной последовательности с регулированием активной и спокойной деятельности обеспечивает бодрое настроение и хорошее самочувствие ребенка - это положительные факторы здорового образа ребенка.
Открытый воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительные влияния на процессы роста и развития.
Несоблюдение режима дня ведет к ухудшению самочувствия и отрицательному воздействию на весь организм.
Полноценное питание обеспечивает растущий организм дошкольников достаточным количеством основных питательных веществ, витаминов, минеральных веществ и воды. Оно должно включать не синтезированные аминокислоты, ПМЖК. Питание должно полностью покрывать энергозатраты организма. Следовательно ребенок вырастит здоровым, крепким, умным.
Если же питание в период роста и развития ребенка несбалансированное и не обеспечивается за счет продуктов хорошо усвояемых детским организмом, дошкольник вырасти слабым и будет склонен к заболеваниям разного характера. Закаливание организма связано с закаливающими процедурами: солнечные и воздушные ванны, водные процедуры.
Какая-либо одна процедура не может в достаточной степени обеспечить полноценное закаливание организма ребенка. И при отсутствии регулярности, нарушения режима, временные связи угасают и организм ребенка теряет способность приспособления к условиям окружающей среды, вырабатывающую устойчивость и сопротивляемость различным неблагоприятным воздействиям.
Закаленность - это качество организма, обеспечивающее ему сопротивление неблагоприятным метеорологическим воздействиям. Комплексное применение природных факторов вырабатывает у детей стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды (влажный воздух, дождь, ветер, перегревание).
В свою очередь соблюдение установленной длительности прогулок, режима двигательной активности, сон на веранде с открытыми окнами - все это обеспечивает полноценность закаливания организма, вызывается в нем благоприятные изменения (улучшает состояние и функции нервной системы, углубляет дыхание, создает эмоционально-положительное состояние и психику), а так же снижается простудные и инфекционные заболевания, вырабатывается известная выносливость.
Выше изложенном проявляется положительные факторы в воспитании здорового образа ребенка. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения биологической и социальной функции человека, фундамент самореализации личности. И чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни, т.е. соблюдать режим труда и отдыха.
Опыт работы образовательных учреждений по здоровье сбережению показывает, что без участия самого человека, без его желания невозможно добиться необходимой культуры отношения к своему здоровью.
Поэтому очень важной задачей является формирование культуры здоровье у обучающихся в течение всего учебно-воспитательного процесса.
Воспитание потребностей здорового образа жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности каждого коллектива образовательных учреждений.