Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Психологические особенности межличностных отношений сотрудников организации





Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ межличностных отношений в социуме 6

1.1 Исследование социума как социально психологическое явление 6

1.2 Обоснование сущности и содержаний межличностных отношений между сотрудниками организации 13

1.3 Психологические особенности средней (малой) социальной группы 25

Глава 2. «Констатирующее исследование» Опытно экспериментальное исследование межличностных отношений сотрудников организации 28

2.1.Разработка экспериментальной программы исследования 28

2.2.Обоснование и выбор исследования 28

2.3.Анализ результата исследования 33

Глава 3.Исследование возможности психологической помощи в целях улучшения межличностных отношений сотрудников 40

3.1.Индивидуальное и групповое психологическое консультирование сотрудников организации 40

3.2 Психологическая коррекция межличностных отношений сотрудников организации 45

3.3 Психологическое сопровождение (психотерапия) 51

Заключение 53

Список использованной литературы 55

Введение

С ходом современного научно-технического и социального прогресса, с его противоречащими, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально-психологического климата коллектива. Гуманизация как глобальное общественное явление, присущее концу ХХ – началу ХХI века, повлияла и на трудовые отношения, в частности, на их социально-психологическую сторону. Человек в организации перестал рассматриваться лишь с точки зрения трудового ресурса. Современная политика в сфере труда рассматривает сотрудника как личность с ее разносторонним, в том числе психологическим, потенциалом. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.

Однако, климат это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей социального и научно-технического прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей. Тем не менее, несмотря на свою актуальность, эта проблема остается изученной недостаточно, хотя в смежных областях проведены некоторые исследования. Данная проблема изучается как отечественными, так и зарубежными авторами. В частности, среди отечественных авторов, разрабатывающих проблему межличностных отношений, можно назвать Б.Д. Парыгина, Н.Н. Обозова, Р.Л. Кричевского, Е.М. Дубовскую. Среди зарубежных авторов интересны работы Я.Л. Морено, Л. Фестингера, Ф. Фидлера и др.

К одному из важнейших факторов организационных изменений относятся межличностные отношения сотрудников в организации. В пользу научной актуальности проблемы особенностей межличностных отношений в трудовом коллективе говорит то, что данное проблемное поле остается на сегодняшний момент мало изученным современными авторами.

Практическая актуальность изучаемого вопроса заключается в том, что проблемы в межличностных отношениях в трудовом коллективе снижают показатели результатов труда.

Таким образом, объектом исследования явились межличностные отношения.

Предметом исследования – межличностные отношения сотрудников в трудовом коллектив ООО"Com-Dental".

Цель исследования – изучить специфику межличностных отношений в коллективе.

На основе этого была сформулирована следующая гипотеза: психологическая атмосфера в коллективе, а также его структурный аспект, связаны с преобладающим типом межличностных отношений.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены задачи:

провести теоретический анализ межличностных отношений в социуме;

проанализировать констатирующее исследование. Опытно экспериментальное исследование межличностных отношений сотрудников организации;

провести исследование возможности психологической помощи в целях улучшения межличностных отношений сотрудников.

В ходе проведения эмпирического исследования планируется использовать следующие методы исследования:

Заключение

Изучение литературы по проблеме исследование позволило сделать следующие выводы. Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения; система установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

В межличностных отношениях проявляется ряд феноменов, являющихся следствием процесса групповой интеграции, т.е. процесса нарастания содержательной связности и ориентированности общности людей. Человек как личность формируется в группе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. Значимость группы для личности прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. В связи с этим группа выступает как наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя, в рамках которого она образована и функционирует. Коллектив является одним из видов малой группы.

Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.

Анализ результатов эмпирического исследования позволил сделать следующие выводы. В результате анкетирования были выявлены следующие особенности. Из сделанных 204 выборов – 66 взаимовыборов. Таким образом, 32,3% респондентов хотели бы проводить свободное время (а тем более праздное время) со своими коллегами. Взаимовыбирали друг друга люди, которые относительно долгое время знакомы и (или) работают вместе.

Наименьший процент принадлежит «лидерам» и «популярным»- это администрация ООО"Com-Dental". К «менее популярным» относятся представители зелёного хозяйства и, соответственно, к «отверженным» - остальные работники. Естественно, что отношения между представителями различных статусов абсолютно разные.

Далее, все испытуемые были отнесены к двум уровням оценки социально-психологического климата. Испытуемые «первого уровня» оценили психологический климат в коллективе как благоприятный, таких испытуемых в коллективе 22 человек. Другие, отнесенные ко второму уровню, - как неблагоприятный – их 13 человек.

В коллективе преобладают в основном дружелюбные отношения. Следовательно, в коллективе преобладает стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству, к дружелюбным отношениям с окружающими. Характеризуется он также и готовностью помогать окружающим, преобладанием чувства ответственности. при сравнении итоговых данных теста Морено была выявлена связь: члены коллектива, относящиеся к «менее популярным» оценивают психологическую атмосферу в коллективе как благоприятную; также «отвергаемые» члены коллектива оценивают психологическую атмосферу как неблагоприятную. А учитывая, что это значительный процент испытуемых (39,4% и 48,8%), можно сказать: «существует связь между социометрическим статусом испытуемых и оценкой психологической атмосферы». Получается, что гипотеза частично доказана.

Таким образом, чтобы доказать гипотезу, понадобиться либо другая выборка, либо провести повторное исследование на данной выборке.

Список литературы

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс,- 2002. –376с.

Библифонд. Библиотека научной и студенческой информации - http: // bibliofond.ru 6.11.2010г.

Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – С-Пб.: Феникс,- 2007.

Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения. // Вопросы психологии.- 2006.-№ 1.-С. 122-127.

Еникеев М.И. Социальная психология: Учебник для вузов. –М.: «Издательство ПРИОР»,- 2000. –160с.

Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник.-2-е изд. перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М,- 2009.-447с.

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. –Минск, Изд-во БГУ,- 2001. –284с.

Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,- 2002. –448с.

Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений.– М.: Феникс,- 2006.

Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. – С-Пб: Нева,- 2006 –370с.

Петровский А.В. Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. -М.: Просвещение,- 2007.-320 с.

Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства -

Робер М.А. Тильман Ф. Психология индивида и группы.– М.: Педагогика,- 2002.-112с.

Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, А.Г. Лаптева. –М.: Изд-во Института Психотерапии,- 2001. –640с.

Ткачева Ольга Юрьевна: «Межличностные отношения в различных группах и коллективах. Сравнительный анализ»- http://mixzona.ru 4.11.2010.

. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1. М.: Просвещение, 1982. 574с.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2002. 376с.

Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1999. 319с.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 1999. 462с.

Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 241с.

Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1993. 235с.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наука думка, 1989. 199с.

Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л.: Изд-во ЛГУ, 1992. 204с.

Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. -320с.

Донцов А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 2000. 168с.

Еникеев М.И. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Издательство ПРИОР, 2000. 160с.

Журавлев А.Л. Факторы формирования стиля руководства производственным коллективом // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1993. С.109

Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов по специальности Организационная психология. М.: Флинта: МПСИ, 2000. 648с.

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, Изд-во БГУ, 1989. 284с.

Комисарова Т.А. Управление человеческими ресурсами. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2002. 310с.

Конфликтология: Учебник для вузов /Под ред. В.П. Ратникова. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. 376с.

Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. М.: ПРОГРЕСС, 1999. 448с.

Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 512с.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учеб. пособие для вузов. М.: Издательство Аспект-Пресс, 2001. 318с.

Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. 448с.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2000. 269с.

Машков В.Н. Психология управления. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. 254с.

Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2000. 262с.

Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. М.: Академический Проект, 2004. 320с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 688с.

Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.3: Психодиагностика: Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. 632с.

Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 344с.

Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Райгородский Д.Я. Психология семьи: Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2002. С.521

Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Наука думка, 1990. 191с.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1998. 304с.

Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. М.: Просвещение, 1998. 339с.

Основы профессионального психофизиологического отбора / Н.В. Макаренко, Б.А. Пухов, Н.В. Кольченко и др. Киев: Наука думка, 1997. 244с.

Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2003. 536с.

Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. Л.: Наука, 1991. 370с.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Знание, 1982. 384с.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Издательский центр Академия, 2001. 365с.

Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 362с.

Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб.: Питер, 2000. 468с.

Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Просвещение, 1999. 440с.

Психология конфликта /Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. 409с.

Психология управления персоналом / Под ред. А.В. Батаршева. М.: ЮНИТИ, 2003. 624с.

Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 1998. 720с.

Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студ. вузов. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2001. 285с.

Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, А.Г. Лаптева. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 640с.

Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии. -1986. 4. С.74

Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 2002. 400с.

Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1997. 128с.

Самоукина Н.В. Управление персоналом. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2003. 236с.

Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 427с.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО ТК Велби, 2003. 336с.

Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1997. 468с.

Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 543с.

Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 340с.

Психологические тесты - http://www.diploma.ru16.10.2010.

Практическая психология- http://www.syntone.ru 28.10.2010.

http: // www.dist-cons.ru/modules/Art/section4.html 2.11.2010.

Азбука психолога- http: // slovari.yandex.ru/ 1.12.2010.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  2. разработка мероприятий по совершенствованию управления персоналом предприятия ОАО санаторий «Белые Ключи».
  3. Институт усыновления в законодательстве РФ
  4. Государственное управление и национальные проблемы субъектов РФ
  5. Доказывание по делам о незаконном обороте наркотических средств
  6. Проблемы уголовно-процессуальной деятельности органов федеральной службы безопасности Российской Федерации в расследовании преступлений, отнесенных к их компетенции
  7. Нотариальные действия для иностранных граждан и лиц без гражданства
  8. Особенности видов наказаний и порядок их назначения несовершеннолетним
  9. Администрация Президента РФ
  10. Античная риторика и ораторское искусство Цицерона
  11. Організація обліку фінансових результатів від операційної діяльності
  12. Совершенствование системы управления АПК на уровне МО
  13. Особенности правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
  14. Отчет по практике на ООО «ЭнергоСервис»
  15. Совершенствование логистической системы как факт развития монобрендовой сети
  16. Вертикальная интеграция: понятие, цели, последствия
  17. Строительство газоперекачивающего агрегата
  18. По социальной психологии
  19. Сделки: понятие, виды и формы. Недействительность сделок.
  20. Устойчивость объектов
  21. Совершенствование стратегии управления человеческими ресурсами в организации
  22. Рациональное питание подростков
  23. Разработка методического пособия с использованием разработанных схем с использованием счетчиков на ИМС и программа-тест для проверки усвоения изученного материала
  24. Исполнительная власть
  25. Межбюджетные отношения
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: