Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРОВ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 13

РАЗДЕЛ II.

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРООСКОЛЬСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА) 31

РАЗДЕЛ III.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СТАРООСКОЛЬСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64

ПРИЛОЖЕНИЯ 70

Введение

Актуальность исследования. Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи.

Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность молодежи сегодня не только может помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции.

На современном этапе общественного развития во многих странах волонтерская деятельность - это широкомасштабная комплексная система общественной и частной благотворительной социальной помощи населению. В России это социальное явление имеет свою историю и традиции, ознакомление с которыми представляет не только познавательный интерес, но и практическую значимость для тех, кто занят в сфере социальной работы.

Волонтерское движение-это добровольная форма объединения для мобилизации социальной инициативы, достижения общественно значимых целей, совместного решения общих проблем, способствующая личному росту его участников и развитию социальной активности молодежи.

Таким образом, актуальность исследования определяется сложившимися противоречиями между:

¾ возрастающей ролью волонтерского движения в социальном развитии общества и недостаточной разработанностью его теоретических основ;

¾ потребностью современного общества в социально активной молодежи и недостаточном использовании воспитательных возможностей волонтерского движения;

¾ необходимостью развития социальной активности молодежи, без которой невозможно дальнейшее экономическое, политическое и культурное преобразование российского общества, и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения основ волонтёрского движения.

Степень разработанности проблемы. В современное время проблемами добровольчества с позиции социальной психологии и социологии за рубежом занимаются Д. Майерс, Р. Доукифф, Р. Чалдини, М. Хьюстон, Д. Кенрис, В. Штребе.

А в России этой проблемой заняты: Р.Н. Азарова, В.В. Андреева, П.И. Бабочкин, В.Г. Лапина, В.П. Эфроимсон, Л.А. Кудринская и др.

Современный этап развития теории добровольческого труда представлен достаточно сложившимися и проявившимися тремя группами подходов: концепцией гражданского общества, экономическим и трудовым подходом.

За рубежом данная тематика разрабатывается более активно. В России, в отечественной социологии, можно говорить о недостаточном уровне разработанности темы волонтерства. Несмотря на открытие и создание благотворительных фондов и организаций, волонтерство и добровольчество, как социальная проблема, не изучена с теоретической точки зрения. В основном преобладают работы, связанные с историей меценатства и благотворительности. Например, работы Е.Ю. Горбуновой «Благотворители и меценаты в истории московского университета», Белоусов А.А. «На алтарь Отечества: Из истории меценатства и благотворительности в России», Бурышкин П.А. «Москва купеческая: записки», Молчанов В.Ф. «Благотворительность и меценатство в России: основные тенденции и характерные особенности (X - начало ХХ вв)», Новикова С. «Из истории отечественного меценатства», Тарасенко Я.П. «Традиции российского меценатства, коллекционирования и благотворительности» и др.

В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования организации волонтерского движения и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации этого процесса на региональном уровне.

В качестве основной гипотезы дипломного исследования выступает предположение о том, что основные проблемы функционирования системы волонтерского движения, разработанной Управлением по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа Белгородской области связаны с реформированием организации данного процесса и обусловлены несовершенством механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на данное направление.

Объектом дипломного проекта является волонтерская деятельность Управления по делам молодёжи администрации Старооскольского городского округа Белгородской области.

Предметом исследования - организация волонтерского движения в Старооскольском городском округе.

Целью дипломного проекта является изучение организации волонтерского движения в Старооскольском городском округе (на материалах Управления по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа) и разработка предложений по его оптимизации.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть историю развития волонтерского движения в России и за рубежом;

- проанализировать систему организации волонтерской деятельности в Старооскольском городском округе Белгородской области (на материалах Управления по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа);

- составить предложения по оптимизации системы управления волонтерской деятельностью на муниципальном уровне.

Эмпирическая база исследования. При сборе информации использовались следующие методы: глубинное интервью с добровольцами и руководителями общественных организаций; анализ документов, регламентирующих добровольческую деятельность; включенное наблюдение, осуществлявшееся в период личного участия автора в добровольческих проектах; экспертный опрос руководителей проектов по обучению добровольцев.

Другими источниками информации послужили нормативно-правовые акты и документы: Всеобщая декларация добровольчества, Резолюции ООН, Конституция РФ, Федеральный закон № 135-ФЗ от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях», Гражданский и Налоговый кодексы, Стратегия государственной молодежной политики в РФ на 2006 - 2016 гг., Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ, Положение об Управлении по делам молодёжи администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 28.03.2008г., Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10. 2003.- №131-ФЗ и другие.

Таким образом, применение различных исследовательских приемов и методов дает возможность проведения всестороннего и объективного анализа предмета изучения, решения поставленных в дипломном исследовании задач и достижения цели.

Теоретико-методологическая база. Источниками при написании данной работы послужили документы и отрывки из документов, использованные в научных публикациях различных авторов.

Для нас представляют интерес работы, посвященные разработке моделей и исследованных факторов формирования волонтёрской деятельности. Полисистемная модель личности предложенная С.И. Кудиновым отражает целостное ее содержание в конкретных проявлениях и может служить опорой для обоснования единиц анализа. Под самореализацией автор понимает «системное динамическое образование, детерминированное совокупностью инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих специфичность самовыражения личности в различных сферах жизнедеятельности». Автор выделяет условия, формы, виды и структурные компоненты самореализации. В качестве базовых условий выступают психофизиологические, психоэкологические, психологические, социальные и педагогические; среди основных форм - внешняя и внутренняя; в числе видов проявления самореализации личности - личностная, деятельностная и социальная. К психологическим условиям, способствующим степени успешности самореализации личности, относятся психические познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния. Также важными являются социальные детерминанты. В нее входят различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности. Что касается педагогических условий, то они концентрируются в системе обучения и воспитания, которые сами по себе являются системообразующими основами самореализации.

И.Н.Григорьев разработал педагогическую модель формирования гражданской активности молодежи в условиях волонтерской деятельности, которая состоит из взаимосвязанных блоков, таких как: целевой, включающий в себя социальный заказ общества на формирование гражданской активности молодежи; организационно-содержательный, включающий факторы, принципы, содержание, формы и этапы формирования гражданской активности молодежи; функциональный, включающий в себя функции гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности; диагностико-результативный, характеризующий критерии и уровни сформированности гражданской активности молодежи.

В исследовании Л.Ф.Козодаевой раскрыта сущность и специфика, определен комплекс социально-культурных условий формирования нравственных качеств студенческой молодежи в процессе добровольческой деятельности. Л.П.Конвисарева разработала модуль развития социальной активности молодежи, представляющий собой логически завершенную последовательность этапов личностного роста волонтеров. Так же ею были выявлены и экспериментально проверены социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития социальной активности молодежи в волонтерском движении.

По мнению Е.П. Ильина важным свойством личности, располагающим к альтруистическому поведению, является предрасположенность человека к сопереживанию, сочувствию (эмпатия). «Там, где речь идет о сопереживании и эмпатии, всегда будет идти речь о человечности, которая лежит не только в основе нравственных поступков личности, но и в основе ее развития». Н.П. Куникина называет эмпатию профессионально значимым качеством, так как «волонтер должен уметь глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека». Важным условием добровольческой деятельности, по мнению Л. М. Митиной и Асмаковец Е.С, является эмоциональная гибкость(гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости) и эмоциональной устойчивости).

Исследование М.С.Яницкого показало, что «ведущие позиции в ценностной иерархии волонтеров занимают уверенность в себе, понимаемая как внутренняя гармония и свобода от противоречий, духовная свобода, развитие и самосовершенствование, жизнерадостность и чувство юмора, широта знаний и взглядов» . Как утверждает К.Д. Маковей, осознанность и понимание волонтёрской деятельности, охват других сфер жизнедеятельности демонстрирует более высокую активность и включенность. Продолжительность добровольческой деятельности расширяет профессиональный опыт, влияет на проявление альтруизма, стремление помочь людям и заботиться о них.

В основу нашего исследования были положены методологические принципы единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн), принципы деятельностного, системного и личностного подходов (М.Я.Басов, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломови др.). Теоретические обобщения философских, социокультурных, психолого-педагогических исследований, сопоставление различных моделей волонтерской деятельности, анализ специфики, структуры добровольчества, условий развития волонтерской деятельности позволили нам теоретически обосновать модель волонтерской деятельности, выделить ее компоненты, внутренние и внешние факторы становления и обусловили проведение эмпирического исследования.

Таким образом, изучение и анализ многочисленных источников позволили нам определить разные подходы к изучению данной темы, но объединенных одной мыслью, что волонтерская деятельность является основой построения и развития гражданского общества, она воплощает в себе самые благородные стремления человечества - стремления мира, свободы, безопасности и справедливости для всех людей.

Научно-практическая значимость проведенной работы связана с возможностью применения предложенных теоретико-методологических подходов для анализа реального состояния социальной сферы на муниципальном уровне и организации эффективной системы взаимопомощи, что представляется, на наш взгляд, важным для организации деятельности органов местного самоуправления в целом.

Практическая значимость данного дипломного проекта заключается в том, что её материалы в дальнейшем могут быть использованы в организации процесса работы волонтеров в Старооскольском городском округе и в Управлении по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа.

Дипломный проект имеет традиционную для данного вида работ структуру и состоит из введения, в котором обозначена актуальность дипломного проекта, цели, задачи, объект, предмет исследования и т.д.

Раздел I. «Теоретические основы организации волонтерской деятельности на муниципальном уровне». Рассмотрены основные понятия «волонтерства», изучена история развития добровольческого труда в России и за рубежом.

Раздел II. «Анализ системы организации волонтерской деятельности в Старооскольском городском округе Белгородской области (на материалах Управления по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа)». Проанализирована система волонтерского движения, изучена работа Управления по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа.

Раздел III. «Предложения по оптимизации системы управления волонтерской деятельностью в Старооскольском городском округе». Предложения по повышению мотивации волонтеров, системы работы, представлены проекты, развивающие добровольчество на муниципальном уровне.

В заключении сделаны выводы по дипломному проекту.

Заключение

Волонтерство представляет собой процесс вовлечения в неформальную общественную деятельность людей разного социального статуса и возраста, особое мировоззрение, основанное на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и общественным интересам.

Волонтерская деятельность широко распространена в всех странах мира. Причем труд волонтеров с каждым годом становится все более значимым ресурсом мировой экономики.

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были выполнены следующие задачи:

- рассмотрена история развития волонтерского движения в России и за рубежом;

- проанализирована система организации волонтерской деятельности в Старооскольском городском округе Белгородской области (на материалах Управления по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа);

- составлены предложения по оптимизации системы управления волонтерской деятельностью на муниципальном уровне.

На основе изученного материала мы можем сделать следующие выводы:

- волонтерская деятельность относится к непрофессиональному уровню социальной работы;

- волонтеры - это добровольцы, осуществляющие социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно.

Для развития молодежного волонтерского движения необходим ряд условий:

- наличие группы единомышленников, выступающих инициаторами и координаторами волонтерской деятельности;

- наличие институциональной «принадлежности» волонтерского движения (учреждения, организации, поддерживающих волонтерскую деятельность);

- учет специфики мотивационной структуры молодежной группы по отношению к участию в волонтерской деятельности;

- стремление избежать администрирования и бюрократизации волонтерского движения;

- обеспечение благоприятного морального климата, престижности, создание «моды» на волонтерское движение в молодежной среде( это возможно прежде всего в среде образовательных учреждений);

- использование значимой для молодых людей деятельности как основы волонтерства;

- использование волонтерства как способа повышения социального статуса молодого человека.

Предложениями по оптимизации волонтерского движения являются:

1. Перевод всех направлений работы волонтерского движения на систему проектного управления.

2. Развитие инфраструктуры поддержки волонтерства на областном

и местном уровнях.

3. Совершенствование взаимодействия между различными субъектами отношений в области развития волонтерства.

4. Создание системы мотивации, поддержки, развития и поощрения молодежного волонтерства.

5. Создание экономических (финансовых) условий обеспечения поддержки и развития добровольчества, что предусматривает бюджетное финансирование, привлечение внебюджетных источников, пожертвований граждан и организаций, других источников, не противоречащих законодательству, позволяющих стабильно обеспечивать покрытие минимально необходимых расходов на затраты, связанные с организацией и функционированием системы развития и поддержки добровольческих инициатив.

6. Модернизация и использование существующего интернет-ресурса Управления по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа, для интерактивного взаимодействия с волонтерами.

Это будет способствовать устранению существующих проблем и сыграет решающую роль в совершенствовании форм и методов работы волонтеров в Старооскольском городском округе.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что цель работы полностью достигнута.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что предложенные рекомендации могут быть использованы в качестве теоретической основы социальной политики в данном направлении в целом, а так же планировании социальных программ дифференциальной поддержки волонтерских организаций как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Список литературы

1. Астоянц, М.С. Детско-молодежное общественное объединение как действенное средство профилактики детской безнадзорности [Текст] / М.С. Астоянц // Стратегия. - 2013. - №9. - С.15-21.

2. Бабочкин, П.И. Социализация молодежи: опыт, проблемы, мероприятия [Текст] / П.И. Бабочкин // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - №8. - С.281-285.

3. Волков, Ю.П. Социология молодежи [Текст]: учебное пособие / Ю.П. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 576 с.

4. Деркаченко, П. Русское молодежное движение и советский комсомол: 1905 - 1937гг. [Текст] / П. Деркаченко // Русский мир. - 2012. - № 200. - С.39-46.

5. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда [Текст]: пер. с фр. / Э. Дюркгейм; под ред. А.Б. Гофмана. - М.: Наука, 2010. - 460 с.

6. Забелин, П.В. Молодежная политика. Стратегии, идеи, перспективы [Текст] / П.В. Забелин. - М.: Луч, 2010. - 123 с.

7. Зеленин, А. Определение возрастных рамок молодежи [Текст] / А. Зеленин // Государственная служба. - 2013. - №3. - С.105-140.

8. Зотов, В.Б. Система муниципального управления [Текст] : учеб. пособие для высших учебных заведений / В.Б. Зотов. - Изд. 3-е - М.: Голос, 2011. - 560 с.

9. Зубок, Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска [Текст] / Ю.А. Зубок // Социологические исследования. - 2010. - № 4. - С.42-54.

10. Ильинский И.М.. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория [Текст] / И.М. Ильинский. - М.: ГОЛОС, 2012. - 280 с.

11. Информация о реализации государственной молодежной политики в 2010 году и перспективах на 2011 год. [Текст] Аналитический обзор. // «Вестник молодежной политики». - 2010. - №10. - С. 31-44.

12. Кант И. Основоположники метафизики нравов [Текст] / И. Кант. - Изд. 6-е - М.: Чоро, 2012. - Т.4. - С.153-246.

13. Коршунова, О.С. Политическая социализация детей и молодежи в общественных объединениях [Текст]: Сборник докладов и выступлений // Молодежные и детские общественные объединения : проблемы преемственности деятельности и исследований. - Москва: Логос, 2011. - С. 96-124.

14. Кропоткин, П. Взаимная помощь как фактор эволюции [Текст] / П. Кропоткин. - Изд. 5-е - СПб.: Знание, 2010. - Т.7. - 351 с.

15. Кукушкина, Е.И. Русская социология XIX - начала XX вв [Текст] / Е.И. Кукушкина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 183 с.

16. Кули Ч. Социологическая теория и социальное исследование [Текст]: пер. с англ. / Ч. Кули; под ред. Л.Б. Гримма. - М.: Наука, 2012. - 330 с.

17. Лавров, П.А. Задачи понимания истории. Проект введения в изучение человеческой мысли [Текст] / П.А.Лавров. - М.: Типо-литография В.Рихтер, 2010. - 371 с.

18. Макарова Н., Студенческие корпорации первых российских университетов [Текст] / Н. Макарова // Высшее образование в России. - 2010. - №4. - С. 14-37.

19. Маккензи, Р.Д. Экологический подход к изучению человеческого сообщества [Текст] / Р.Д. Маккензи // Личность. Культура. Общество. - 2012. - №4. - С.128-143.

20. Министерство образования РФ. Практика реализации государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации [Текст]. - Москва, 2010. - 487 с.

21. Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ [электронный ресурс]: Постановление Верховного Совета РФ от 3.06.1993 N 5090-1 // Нормативно-правовая система «Гарант».

22. Об утверждении регламента мониторинга индикаторов оценки уровня жизни населения, социально-экономического положения Республики Татарстан, видов деятельности, городских округов, муниципальных районов [электронный ресурс]: Постановление Кабинета Министров РТ от 31.08.2006 № 439 // Нормативно-правовая система «Гарант».

23. Облонков, К.В. Проблемы социально-трудовых отношений в Германии и роль государства в их разрешении [электронный ресурс] / К.В. Облонков//Общественно-политическое издание Труд: [сайт] / Режим доступа: http://www.trud.ru/ton/.

24. Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2006 году [Текст]: Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2006 № 215 // Собрание законодательства РФ. - 2006. - С.36-46.

25. Об утверждении Положения о государственной финансовой поддержке деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений [Текст]: Постановление Кабинета министров РТ от 10.07.2001 №452 // Закон. - 2001. - С.25-81.

26. Об образовании Государственного комитета по делам молодежи [Текст]: Постановление Верховного Совета РТ от 02.03.93 // Ведомости ВС РТ. - 1993. - №3.

27. Основы социальной работы [Текст]: учебник / Отв. ред. Павленок П.Д. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 235 с.

28. Парк Р. Социология, сообщество и общество (фрагменты) [Текст]/ Р. Парк // Социальные и гуманитарные науки. - 2012. - №3. - С. 150-161.

29. Положение молодежи в России [Текст]: Аналитический доклад. - М.: , Компания «Дмитрейд График Групп» 2010. - 94 с.

30. Положение молодежи в России [Текст]: Аналитический доклад. - М.: Компания «Дмитрейд График Групп», 2011. - 123 с.

31. Положение молодежи в России [Текст]: Аналитический доклад. - М.: Компания «Дмитрейд График Групп», 2012. - 89 с.

32. Практика реализации государственной молодежной политики в регионах Российской Федерации [Текст]. - М.: Дрофа, 2011. - 220 с.

33. Реализация государственной молодежной политики на территории Волгоградской области [Текст]. - Волгоград: «Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы», 2011. - 160 с.

34. Региональная молодежная политика: анализ, проблемы, перспективы [Текст] / А.Д. Плотников [и др.]; общ. ред. А.Д. Плотникова. - М.: Компания "Дмитрейд График Групп", 2012. - 239 с.

35. Ручкин, Б.Н. Молодежь как стратегический ресурс развития общества [Текст] / Б.Н. Ручкин, В.А. Родионов, А.В. Печников // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - №1. - С.155-160.

36. Савич, Л.Е. Информационные потребности молодежи и возможности их удовлетворения в РТ [электронный ресурс] / Л.Е. Савич. www.rusmol.org .

37. Скоробогатова В.И. Роль молодежных общественных организаций в формировании гражданского общества [Текст]: Сборник докладов и выступлений / В.И, Скоробогатова // Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. - М.: Логос, 2011. - С. 63-95.

38. Скоробогатова В. Молодежное движение в России: проблемы развития гражданского общества. Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты [Текст] / В. Скоробогатова // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2010. - №4. - С.43-54.

39. Сорокин П. Общедоступный учебник социологии [Текст] / Сорокин П. - М.: Наука, 2011. - 188 с.

40. Сорокин, П.А. Система социологии: В 2 т. [Текст] / П.А. Сорокин //. Социальная аналитика. Учение о строении сложных социальных агрегатов. - М.: Наука, 2010. - Т.2. - 688 с.

41. Сорокин, П. Социологический этюд об основных формах общест­венного поведения и морали [Текст]: пер. с англ. / П. Сорокин; под ред. А.Ю. Согомонов. - М.: Политиздат, 2010. - С.32-156.

42. Спенсер, Г. Основания социологии: В 2 т. [Текст] / Г. Спенсер. - СПб.: Переизд. И.И.Билибина, 2010. - Т.2. - 845 с.

43. Спенсер Г. Происхождение науки [Текст]: пер. с англ. / Г. Спенсер; под ред. О.Н. Попова. - СПб.: Изд-во тип. И.Гольдберга, 2010. - 87 с.

44. Теннис, Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии [Текст]: пер. с нем. / Ф. Теннис; под ред. Д.В. Скляднева. - СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2010. - 452 с.

45. Теннис, Ф. Эволюция социального вопроса [Текст]: пер. с нем. / Ф. Теннис; под ред. Д.В. Скляднева. - СПб.: Изд-во "Вестн. знания", 2010. - 80 с.

46. Ушакин С. Университеты власти [Текст] /С. Ушакин. - М.: Наука, 2011. - 246 с.

47. Федеральная целевая программа «Молодежь России» [электронный ресурс] // Нормативно-правовая система «Гарант».

48. Ховрин, А.Ю. Социальное партнерство в сфере реализации общественной молодежной политики [Текст] / А.Ю. Ховрин // Социально-гуманитарное знание. - 2010. - №5. - С.179.

49. Черкасова, Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике [Текст] / Т.В. Черкасова // Социологические исследования. - 2012. - № 3. - С.104-109.

50. Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права [Текст] Учебник. / З.М. Черниловский. - М.: ТК Велби, 2010 г. - 364 с.

51. Энциклопедический социологический словарь [Текст] / Общ. ред. Осипова Г.В. - М.: ИСПИ РАН, 2012. - 786 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Преддипломная производственная практика
  2. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
  3. Закупка у единственного поставщика
  4. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Петрарка, Данте
  5. Изучение и анализ технологического процесса работы службы «Room-service»
  6. Основные идеи М. Лютера
  7. Специфика рационального использования и сохранения лесного потенциала РФ
  8. Отчет о выполнении учебного плана
  9. Профилактика страхов у младших школьников
  10. Человек в культуре и философии древнего востока
  11. Органы юридического лица 2
  12. Творчество современных российских поэтов XXI века
  13. Коллизионные вопросы права собственности в международном частном праве
  14. Античная культура
  15. Законодательная система
  16. Атомистическая теория Демокрита
  17. Придворное общество Людовика XIV
  18. Омская область
  19. Организация и проведение специальной операции по пресечении захвата собственного объекта ОВД
  20. История развития центральных процессоров
  21. Формы и способы судебного представительства
  22. Теория государства и права контрольная
  23. Особенности системы государственного управления России
  24. Методы управления в менеджменте
  25. Буква "Ё"
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: