Актуальность исследования. Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи.
Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность молодежи сегодня не только может помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции.
На современном этапе общественного развития во многих странах волонтерская деятельность - это широкомасштабная комплексная система общественной и частной благотворительной социальной помощи населению. В России это социальное явление имеет свою историю и традиции, ознакомление с которыми представляет не только познавательный интерес, но и практическую значимость для тех, кто занят в сфере социальной работы.
Волонтерское движение-это добровольная форма объединения для мобилизации социальной инициативы, достижения общественно значимых целей, совместного решения общих проблем, способствующая личному росту его участников и развитию социальной активности молодежи.
Таким образом, актуальность исследования определяется сложившимися противоречиями между:
¾ возрастающей ролью волонтерского движения в социальном развитии общества и недостаточной разработанностью его теоретических основ;
¾ потребностью современного общества в социально активной молодежи и недостаточном использовании воспитательных возможностей волонтерского движения;
¾ необходимостью развития социальной активности молодежи, без которой невозможно дальнейшее экономическое, политическое и культурное преобразование российского общества, и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения основ волонтёрского движения.
Степень разработанности проблемы. В современное время проблемами добровольчества с позиции социальной психологии и социологии за рубежом занимаются Д. Майерс, Р. Доукифф, Р. Чалдини, М. Хьюстон, Д. Кенрис, В. Штребе.
А в России этой проблемой заняты: Р.Н. Азарова, В.В. Андреева, П.И. Бабочкин, В.Г. Лапина, В.П. Эфроимсон, Л.А. Кудринская и др.
Современный этап развития теории добровольческого труда представлен достаточно сложившимися и проявившимися тремя группами подходов: концепцией гражданского общества, экономическим и трудовым подходом.
За рубежом данная тематика разрабатывается более активно. В России, в отечественной социологии, можно говорить о недостаточном уровне разработанности темы волонтерства. Несмотря на открытие и создание благотворительных фондов и организаций, волонтерство и добровольчество, как социальная проблема, не изучена с теоретической точки зрения. В основном преобладают работы, связанные с историей меценатства и благотворительности. Например, работы Е.Ю. Горбуновой «Благотворители и меценаты в истории московского университета», Белоусов А.А. «На алтарь Отечества: Из истории меценатства и благотворительности в России», Бурышкин П.А. «Москва купеческая: записки», Молчанов В.Ф. «Благотворительность и меценатство в России: основные тенденции и характерные особенности (X - начало ХХ вв)», Новикова С. «Из истории отечественного меценатства», Тарасенко Я.П. «Традиции российского меценатства, коллекционирования и благотворительности» и др.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования организации волонтерского движения и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации этого процесса на региональном уровне.
В качестве основной гипотезы дипломного исследования выступает предположение о том, что основные проблемы функционирования системы волонтерского движения, разработанной Управлением по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа Белгородской области связаны с реформированием организации данного процесса и обусловлены несовершенством механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на данное направление.
Объектом дипломного проекта является волонтерская деятельность Управления по делам молодёжи администрации Старооскольского городского округа Белгородской области.
Предметом исследования - организация волонтерского движения в Старооскольском городском округе.
Целью дипломного проекта является изучение организации волонтерского движения в Старооскольском городском округе (на материалах Управления по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа) и разработка предложений по его оптимизации.
В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю развития волонтерского движения в России и за рубежом;
- проанализировать систему организации волонтерской деятельности в Старооскольском городском округе Белгородской области (на материалах Управления по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа);
- составить предложения по оптимизации системы управления волонтерской деятельностью на муниципальном уровне.
Эмпирическая база исследования. При сборе информации использовались следующие методы: глубинное интервью с добровольцами и руководителями общественных организаций; анализ документов, регламентирующих добровольческую деятельность; включенное наблюдение, осуществлявшееся в период личного участия автора в добровольческих проектах; экспертный опрос руководителей проектов по обучению добровольцев.
Другими источниками информации послужили нормативно-правовые акты и документы: Всеобщая декларация добровольчества, Резолюции ООН, Конституция РФ, Федеральный закон № 135-ФЗ от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях», Гражданский и Налоговый кодексы, Стратегия государственной молодежной политики в РФ на 2006 - 2016 гг., Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ, Положение об Управлении по делам молодёжи администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 28.03.2008г., Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10. 2003.- №131-ФЗ и другие.
Таким образом, применение различных исследовательских приемов и методов дает возможность проведения всестороннего и объективного анализа предмета изучения, решения поставленных в дипломном исследовании задач и достижения цели.
Теоретико-методологическая база. Источниками при написании данной работы послужили документы и отрывки из документов, использованные в научных публикациях различных авторов.
Для нас представляют интерес работы, посвященные разработке моделей и исследованных факторов формирования волонтёрской деятельности. Полисистемная модель личности предложенная С.И. Кудиновым отражает целостное ее содержание в конкретных проявлениях и может служить опорой для обоснования единиц анализа. Под самореализацией автор понимает «системное динамическое образование, детерминированное совокупностью инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, обеспечивающих специфичность самовыражения личности в различных сферах жизнедеятельности». Автор выделяет условия, формы, виды и структурные компоненты самореализации. В качестве базовых условий выступают психофизиологические, психоэкологические, психологические, социальные и педагогические; среди основных форм - внешняя и внутренняя; в числе видов проявления самореализации личности - личностная, деятельностная и социальная. К психологическим условиям, способствующим степени успешности самореализации личности, относятся психические познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния. Также важными являются социальные детерминанты. В нее входят различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности. Что касается педагогических условий, то они концентрируются в системе обучения и воспитания, которые сами по себе являются системообразующими основами самореализации.
И.Н.Григорьев разработал педагогическую модель формирования гражданской активности молодежи в условиях волонтерской деятельности, которая состоит из взаимосвязанных блоков, таких как: целевой, включающий в себя социальный заказ общества на формирование гражданской активности молодежи; организационно-содержательный, включающий факторы, принципы, содержание, формы и этапы формирования гражданской активности молодежи; функциональный, включающий в себя функции гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности; диагностико-результативный, характеризующий критерии и уровни сформированности гражданской активности молодежи.
В исследовании Л.Ф.Козодаевой раскрыта сущность и специфика, определен комплекс социально-культурных условий формирования нравственных качеств студенческой молодежи в процессе добровольческой деятельности. Л.П.Конвисарева разработала модуль развития социальной активности молодежи, представляющий собой логически завершенную последовательность этапов личностного роста волонтеров. Так же ею были выявлены и экспериментально проверены социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития социальной активности молодежи в волонтерском движении.
По мнению Е.П. Ильина важным свойством личности, располагающим к альтруистическому поведению, является предрасположенность человека к сопереживанию, сочувствию (эмпатия). «Там, где речь идет о сопереживании и эмпатии, всегда будет идти речь о человечности, которая лежит не только в основе нравственных поступков личности, но и в основе ее развития». Н.П. Куникина называет эмпатию профессионально значимым качеством, так как «волонтер должен уметь глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека». Важным условием добровольческой деятельности, по мнению Л. М. Митиной и Асмаковец Е.С, является эмоциональная гибкость(гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости) и эмоциональной устойчивости).
Исследование М.С.Яницкого показало, что «ведущие позиции в ценностной иерархии волонтеров занимают уверенность в себе, понимаемая как внутренняя гармония и свобода от противоречий, духовная свобода, развитие и самосовершенствование, жизнерадостность и чувство юмора, широта знаний и взглядов» . Как утверждает К.Д. Маковей, осознанность и понимание волонтёрской деятельности, охват других сфер жизнедеятельности демонстрирует более высокую активность и включенность. Продолжительность добровольческой деятельности расширяет профессиональный опыт, влияет на проявление альтруизма, стремление помочь людям и заботиться о них.
В основу нашего исследования были положены методологические принципы единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн), принципы деятельностного, системного и личностного подходов (М.Я.Басов, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломови др.). Теоретические обобщения философских, социокультурных, психолого-педагогических исследований, сопоставление различных моделей волонтерской деятельности, анализ специфики, структуры добровольчества, условий развития волонтерской деятельности позволили нам теоретически обосновать модель волонтерской деятельности, выделить ее компоненты, внутренние и внешние факторы становления и обусловили проведение эмпирического исследования.
Таким образом, изучение и анализ многочисленных источников позволили нам определить разные подходы к изучению данной темы, но объединенных одной мыслью, что волонтерская деятельность является основой построения и развития гражданского общества, она воплощает в себе самые благородные стремления человечества - стремления мира, свободы, безопасности и справедливости для всех людей.
Научно-практическая значимость проведенной работы связана с возможностью применения предложенных теоретико-методологических подходов для анализа реального состояния социальной сферы на муниципальном уровне и организации эффективной системы взаимопомощи, что представляется, на наш взгляд, важным для организации деятельности органов местного самоуправления в целом.
Практическая значимость данного дипломного проекта заключается в том, что её материалы в дальнейшем могут быть использованы в организации процесса работы волонтеров в Старооскольском городском округе и в Управлении по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа.
Дипломный проект имеет традиционную для данного вида работ структуру и состоит из введения, в котором обозначена актуальность дипломного проекта, цели, задачи, объект, предмет исследования и т.д.
Раздел I. «Теоретические основы организации волонтерской деятельности на муниципальном уровне». Рассмотрены основные понятия «волонтерства», изучена история развития добровольческого труда в России и за рубежом.
Раздел II. «Анализ системы организации волонтерской деятельности в Старооскольском городском округе Белгородской области (на материалах Управления по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа)». Проанализирована система волонтерского движения, изучена работа Управления по делам молодежи администрации Старооскольского городского округа.
Раздел III. «Предложения по оптимизации системы управления волонтерской деятельностью в Старооскольском городском округе». Предложения по повышению мотивации волонтеров, системы работы, представлены проекты, развивающие добровольчество на муниципальном уровне.
В заключении сделаны выводы по дипломному проекту.