Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Профилактика страхов у младших школьников





Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы профилактики страхов у младших школьников

6

1.1. Тревожность и страхи как психологические феномены в психологии. Психологические характеристики страха и тревожности

6

1.2. Проявление страхов у младших школьников 15

1.3. Профилактика страхов у младших школьников 21

Глава 2. Экспериментальное исследование страхов у младших школьников

41

2.1. Организация и методы исследования 41

2.2. Результаты исследования 55

2.3. Выводы и рекомендации 64

Заключение 69

Список использованной литературы 75

Приложения 79

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что увеличились информационные потоки средств массовой информации и всемирной паутины – интернета, которые несут сцены насилия, убийства, различных чрезвычайных происшествий, неприглядных сцен школьной и общественной жизни. Весь этот поток негативной информации ложится тяжелым грузом на неокрепшую психику детей младшего школьного возраста.

Исследования последних лет Л.С.Акопян, А.А.Бушуевой, современным детям приходится бороться с такими страхами, о которых не знали школьники прошлого века. Усложнение и увеличение объема школьных программ, всеобщая «компьютеризация», сообщения о катастрофах, терротистических актах, криминогенная обстановка порождают страхи современных детей. Эти страхи, психическая напряженность, тревожность сказываются на эмоциональном состоянии детей. У современных детей начинает преобладать страх смерти, катастроф, войны, взрывов.

Изучением детских страхов занимались такие исследователи как В.А.Абраменкова, Л.С. Акопян, А.И.Захаров, И.В. Дубровина, А.С.Спиваковская, А.И.Тащева и другие.

Исследованиями отечественных педагогических психологов Л.А.Венгер, Л.С.Выготским, И.В.Дубровиной, А.И.Захаровым, О.А.Карабановой, А.М.Прихожан, А.С.Спиваковской и другими установлено, что невыявленные детские страхи оказывают существенное негативное влияние на учебную деятельность, на социальную активность и взаимоотношения со сверстниками и окружающими, осложняют детско-родительские отношения.

Младший школьный возраст охватывает период с 6-7 лет до 12 лет по периодизации Д. Б. Эльконина. Этот период характеризуется интенсивной ориентацией ребенка в сфере социальных отношений и развитием познавательной сферы. Кроме этого, исследователи отмечают, что в этом возрасте продолжается развитие эмоциональной сферы ребенка: развиваются нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства

Младший школьный возраст связан с переходом к школьному обучению. В жизни ребенка изменяется все: деятельность, общение, в отношения с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение. Изменяется весь уклад жизни ребенка. Появляются новые обязанности, на новый уровень переходят отношения с окружающими.

Поэтому раннее выявление страхов ребенка младшего школьного возраста и профилактика этих страхов позволит ребенку успешно осваивать учебную школьную программу и социализироваться в классном коллективе.

Объект исследования: детские страхи как социально-психологический феномен.

Предмет исследования: профилактика страхов детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучить основы профилактики детских страхов у младших школьников

Задачи исследования:

Изучение психологических характеристик тревожности и страхов.

Определить особенности проявления страхов у младших школьников.

Выявить основы профилактических мер по коррекции страхов младших школьников

Провести экспериментальное исследование страхов младших школьников и подготовить рекомендации по профилактике страхов младших школьников.

Гипотеза исследования: проведение профилактических мероприятий по коррекции страхов у младших школьников позволит снизить уровень страхов.

В исследовании были использованы следующие методы: теоретический метод, основанный на изучении психолого-педагогической, методической и научной литературы по теме исследования; практические методы, представленные в диагностическом комплексе «Исследование страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста». В комплекс вошли следующие методики: «Опросник школьной тревожности» Филлипса, «Метод экспертных опросов педагогов и родителей учащихся», методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» М.А.Панфиловой, методика «Лесенка» Методика «Лесенка» В.Г. Шур, С.Г. Якобсона. Методики этого комплекса соответствуют возрастным данным детей.

Теоретическую базу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных психологов по проблеме исследования таких ученых как В.А.Абраменковой, Л.А.Акопян, И.В.Дубровиной, А.И.Захарова, К.Э.Изард, Е.П.Ильина, А.М. Пригожан, П.В. Румянцевой, А.С.Спиваковской, А.И.Тащевой и других.

Практическая значимость исследования заключается в том, что своевременное выявлении причин страхов младших школьников и проведение профилактической работы позволит снизить число детских страхов у детей. Полученные в исследовании результаты можно будет использовать в практике работы школьных психологов других образовательных учреждений.

Структура работы представлена введение, двумя главами, заключением, списком использованной литературы, приложением.

Заключение

Проведенное исследование «профилактики детских страхов младших школьников» позволяет сделать следующие выводы.

Тревога и страх являются такой же частью нашей эмоциональной жизни. Детские страхи являются неотъемлемой часть возрастного периода, и если к ним правильно относиться, то постепенно они исчезают.

Страх, по определению А.С.Спиваковской, «специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.

Врожденные причины страха связаны с ситуациями, когда вероятность опасности велика. Производные стимулы страха вызваны уровнем культуры и ситуации.

Чаще всего распространены внушаемые страхи. Их источником являются взрослые люди: родители, бабушки, воспитатели детских садов. Они настойчиво и эмоционально указывают ребенку на наличие опасности.

С понятием страх связано и понятие тревожность. В прошлом понятия страх и тревожность воспринимались как синонимы. В настоящее время понятия страх и тревожность разведены исследователями.

Большинство ученых придерживаются следующей точки зрения. Страх – это реакция на конкретную, определенную опасность. Тревожность – это переживание неопределенной смутной, безобъективной угрозы, воображаемого характера.

А.М. Пригожан предложила обозначить два типа тревожности: беспредметную тревожность, когда человек не может соотнести возникающие у него переживания с конкретными объектами; тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения.

Беспредметная тревожность определяется особенностями нервной системы, то есть нейрофизиологическими свойствами организма. Таким образом, является врожденной. Второй тип тревожности формируется в процессе развития личности в течение жизни.

Тревожность вызывают определенные ситуации, которые имеют личностную значимость для человека, и соответствуют его имеющимся потребностям.

Тревожность является фактором, определяющим поведение человека в конкретных или общих ситуациях.

Исследователи отмечают, что проявление различных страхов зависит от возраста и уровня развития детей.

Для младших школьников и подростков выделяют реальные опасности: боязнь воды, высоты, боязнь животных, боязнь за здоровье родных и близких. Среди мнимых страхов выделяют боязнь темноты, недовольства взрослых. У них появляются и престижные страхи: страх получения плохой отметки, выступления перед большой аудиторией и др.

А.И.Захаров отмечает, что для младшего дошкольного возраста характерно и наличие страхов как у дошкольников и появление тревожности, которая характерна для подростков.

Не испытывают страха перед школой дети уверенные в себе, любимые, активные, любознательные, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и отношениями со сверстниками.

Л.С.Акопян установлено, что у современных детей спектр страхов не изменился: страх животных, страх смерти, страх медицинских процедур, учебные и социальные страх и другие. Изменилось количественное соотношение различных видов страха. Страх «Быть не тем», который преобладал у детей в 90 годы прошлого столетия, уступил место страху смерти. У современных детей появились страхи войны, террористов, взрывов. Кроме этого, Л.С. Акопян отмечает, что появились социально-экономические страхи: «страх, что родители потеряют работу», «страх стать нищими», «страх остаться бездомными» и другие.

Бушуева А.А., занимавшаяся изучением игровых компьютерных страхов, отмечает, что у современных детей страхи Черной Руки и Пиковой Дамы заменились на страхи вампиров, чудовищ, монстров из конкретных видео сюжетов с подписанными именами героев. Это персонажи фильмов ужасов «Оно», Дракула, Мумия, Фредди Крюгер и другие.

Современные дети испытывают страх перед террористами, чего не было у предыдущих поколений детей.

Профилактическими мерами, предупреждающими возникновение страхов, являются создание комфортной среды для ребенка, чувство уверенности в том, что его любят и ценят родители, уважительные и заботливые отношения в семье, уверенность в себе, адекватное самомнение, требовательное отношение к личности ребенка.

По мнению В.И. Гарбузова, основными причинами страхов у детей являются неуверенность в себе, тревожность, несамостоятельность, а также недостатки и ошибки воспитания.

Причины всех страхов кроются в семейных отношениях и в воспитании ребенка. Если ребенку недостает любви, он теряет уверенность в себе, к нему приходит чувство насильственной отчужденности других от него, он чувствует себя покинутым и одиноким. Отчужденное отношение близких к ребенку порождает у него чувство отчужденности от других, в связи с этим страхом, у него возникает состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения. Неудовлетворительные отношения с другими детьми тоже могут привести к неуверенности в себе.

Л.С.Акопян предлагает для профилактики детских страхов младших школьников включение ребенка в различные виды деятельности: трудовую, спортивную, культурно-досуговую, познавательную, арт-деятельность и другие. Различная деятельность детей позволяет оптимизировать эмоциональное состояние ребенка.

Для коррекции страхов у детей младшего школьного возраста используют творчество в самых разных его проявлениях: изотерапию, сказкотерапию, песочную терапию, игровую терапию, музыкальную терапию, фототерапию.

Для изучения особенностей проявления детских страхов у младших школьников было проведено экспериментальное исследование в 2 классе начальной школы. В эксперименте участвовали 30 учащихся 2 класса, возраст детей 8-9 лет.

Для изучения проявления детских страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста мы использовали диагностический комплекс «Исследование особенностей проявления детских страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста», составленный из методик А.М.Прихожан, Филлипса. В. Эти методики соответствуют возрастным особенностям младших школьников.

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствую о том, что школьная тревожность проявляет себя именно в факторах «страх самовыражения», «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», «страх проверки знаний». Результаты опроса родителей детей и педагогов свидетельствует о том, что наибольшее число положительных ответов на указанные вопросы свидетельствуют о наличии у испытуемых школьной тревожности по факторам, выявленных в методике школьной тревожности Филлипса. Полученные результаты подтверждают результаты диагностической методики № 1.

Диагностическая методика «Страхи в домике» позволили установить, что преобладающими страхами у детей стали страх смерти, страх смерти родителей, страх наказания, страх ошибиться, страхи животных, страхи сказочных персонажей, страх глубины, страх страшных снов, страх огня, страх пожара, страх нападения, страх войны, страх заболеть, перед засыпанием.

Количество страхов у детей в данном классе находится в пределах возрастной нормы. У мальчиков 6-7 страхов. У девочек 9-10 страхов.

Из видов страхов у детей данного класса возраста 8-9 лет преобладают страхи: страх смерти и страх смерти родных. Высок страх перед наказанием, страх ошибиться. Высоки страхи перед животными, страх войны, заболеть, пожара, нападения, страх чудовищ.

Выявленные страхи согласуются с результатами предыдущих методик. Школьная тревожность выявила страхи не соответствовать ожиданиями родных, страх перед школой, страх публичного выступления (страх самовыражения), страх проверки знаний. Еще выявлен страх перед учительницей.

Результаты диагностики по методике А.М. Панфиловой «Страхи в домике» согласуются с результатами предыдущих методик. Выявленные страхи наказания, страх ошибиться свидетельствуют о том, что дети испытывают определенные сложности в школьной жизни. Остальные выявленные страхи соответствуют возрастным нормам. Для младших школьников характерны страхи смерти, страхи нападения, огня, пожара, животных, чудовищ.

Диагностическая методика «Лестница» позволила установить, что у детей младшего школьного возраста, участвующих в эксперименте, преобладает адекватная самооценка. Завышенная и заниженная самооценка характерна для немногих учащихся

Самым эффективным средством профилактики страха является атмосфера любви, понимания, принятия, поддержки, доброжелательности в семье.

Эмоциональный комфорт в семье, внимание к чувствам и переживаниям малыша, готовность прийти на помощь предупреждают детские страхи. Преодолению страхов способствует обогащение знаний детей о предметах и явлениях. Важно давать правильные ответы на детские вопросы. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой, в сложной обстановке. Следует поучаствовать в пугающей деятельности, например, вместе войти в темную комнату.

Список литературы

Акопян Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста (на материале детских страхов). – Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. доктора псих. наук. – Самара, 2010.

Алан Дж. Ландшафт детской души - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 272 с.

Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А. И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.

Бердникова Ю. Мир ребенка. – М.: Наука и техника, 2007. – 288 с.

Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 256 с.

Бушуева А.А. Психолого-педагогическое исследование игровых компьютерных страхов младших школьников//Психология и социология. - 2012. - № 10. – Режим доступа: rusnauka.com/10_DN_2012/Psihologia

Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л.Венгер. – М.: Генезис, 2001. - Ч.1. - 160 с. - Ч.2. - 128 с.

Вечканова С.В. Коррекция страхов у детей дошкольного возраста через рисунок .//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: http://festival.1september.ru/authors/101-849-681

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Л.С.Выготский. - М.: АСТ, 2008. – 668 с.

Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети. М.: Издательство «АСТ», 2005. – С.18

Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты поведения. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.

Дженнингс С., Менге А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии./Пер.с англ. И.Динерштейн. –М.: Эксмо, 2003. -384с.

Диагностика эмоционально-нравственного развития / Под ред. И.Б. Дермановой. – СПб.: Речь, 2002. – 112 с.

Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Эксмо-пресс, 2007. – 272 с.

Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». — СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. — 448 с

Изард К.Э. Психология эмоций . пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999. - 464 с.

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2009. - 752 с.

Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной

Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.

Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с . Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 2007. – 157 с.

Копытин А. И. Теория и практика арттерапии. - ¬ СПб.: Питер, 2002. ¬ 368с.

Крутецкий В. А. Психология.— М.: Просвещение, 1980.—352 с.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2006.- 208с.

Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия. Искусство отношений. – М.: Международная пед. академия, 2006. – 356 с.

Мамайчук И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2003. - 400 с.

Мухина В. С. Детская психология./ Под ред. Л. А. Венгера.— М.: Просвещение, 1985.—272 с.

Мухина В. С. Возрастная психолоrия. Феноменолоrия развития: - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с

Овчарова Р.В.Практическая психология в начальной школе. –М.: ТЦ «Сфера», 1996. -240с.

Оклендер В. Окна в мир ребенка руководство по детской психотерапии. – М.: Издательство: Независимая фирма «Класс», 2005.- 336с.

Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов.– М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.

Остер Дж., Гоулд П.. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». – М.: Информационный центр психологической культуры, 2001.- 184 стр.

Палагина,Н. Н. Психология развития и возрастная психология: — М.:Речь, 2007. — 336 с.

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями). // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 6. – Режим доступа: medpsy.ru

Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2007. -192с.

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2000. -304с.

Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.

Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. — М.: Изд-во МГУ, 1988. -200с

Сусанина И. Введение в арт-терапию.- М.: Когито-центр, 2007. -95с.

Тарасова С.Ю. Индикаторы школьной тревожности и дезадаптации на начальной ступени обучения. – Автореф. на соиск. уч. ст. канд. псих. наук. – Москва, 2012.

Тащѐвой А. И. Психологическая профилактика и коррекция страхов детей: Учебное пособие. Часть 2.- Ростов-на-Дону: Университет ЮФУ, 2009.- 65 с.

Торшилова, Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет . – М.: РОСМЭН, 2007. – 141 с.

Хвиюзова Т. А. Педагогическая коррекция эмоциональных нарушений поведения у дошкольников средствами рисования: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 1996.- 245 c.

Хмельницкая О. Откуда берется школьная тревожность?//Первое сентября. Школьный психолог, 2005. - № 20 – Режим доступа: psy.1september.ru.

Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 368 с.

Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. -М.: Логос, 2002.- 156 с.

Приложения


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Учебная успешность в начальной школе
  2. Проблемы трудовой миграции в России
  3. Тревожность и страх как факторы противодействия развитию личности
  4. История развития централизованного водоснабжения Древнего Рима
  5. Любовная тема в поэзии В.В. Маяковского
  6. «Робинзон Крузо» как философский текст
  7. Культура цвета в средневековой Японии
  8. Принципы трудового права
  9. Производственные процессы
  10. Эпоха дворцовых переворотов 1721 - 1801
  11. Специфика работы со страхом в когнитивном консультировании
  12. Полоролевые различия
  13. Особенности рыночной экономики в России
  14. Маркетинговый анализ деятельности организации и разработка предложений по повышению эффективности маркетинга на примере компании «Эталон».
  15. Предварительное расследование ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ
  16. Существующие волоконно-оптических датчиков температуры и давления
  17. Особенности формирования народной игры
  18. Кодификация российского законодательства в XVII в
  19. Социальные стандарты, политика доходов и реформа оплаты труда
  20. Функции налоговых органов
  21. Финансово-хозяйственная деятельность Открытого акционерного общества «Сбербанк России»
  22. Обеспечение граждан РФ жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда
  23. Адвокат как субъект договорного представительства
  24. Исполнение приговора, как стадия уголовного судопроизводства
  25. Возникновение автократии в России
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: