Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Рисование и развитие личности ребенка





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

1.1 Общая характеристика изобразительной деятельности детей дошкольного возраста 7

1.2 Роль рисования в развитии личности ребенка 11

Выводы по 1 главе 17

Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18

2.1 Педагогическая диагностика использования средств выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста 18

2.2. Методические рекомендации по формированию личности в рисовании детей старшего дошкольного возраста 25

Выводы по 2 главе 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Введение

Актуальность работы. Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера.

Работа по образовательному направлению предназначена для того, чтобы развить у детей пятого, шестого, седьмого года жизни двигательную координацию кистей и пальцев рук; научить изображать предметы, явления природы используя средства нетрадиционных художественных техник рисования. Именно совершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук дает ребенку овладеть письмом. От степени развития моторики руки, овладения детьми нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками, деревянной палочкой, оттисками печатками из картофеля, поролоновым тампоном, шерстяными нитками и др.) зависит степень успешности обучения ребенка в начальной школе, готовность руки к письму.

Изобразительная деятельность развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать; воспитывает волевые качества, творческие способности, художественный вкус, воображение; знакомит с особенностями художественного языка, развивает эстетическое чувство (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний), необходимое для понимания искусства, способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности.

Искусство учит нас находить в обыкновенном и будничном черты необыкновенного, возбуждает сознание, заставляет переживать при виде прекрасного и трагического, вводит в мир красоты и правды.

Изобразительная деятельности является одной самых эффективных средств подготовки детей к школе.

Проблемами методики обучения изобразительной деятельности нетрадиционными техниками занимались Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.П.Саккулина, Е.А.Флёрина, которые предлагают в процесс рисования включать игровые упражнения, музыку, обыгрывание и другие средства воздействия, а также вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках. При этом все педагоги искали и описывали наиболее эффективные педагогические условия формирования выразительного образа в детском рисовании.

Проблема формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества.

По мнению Л.А. Венгер, Е.И. Игнатьева, Н.П. Сакулиной и др. основным условием возникновения образа считают непосредственное чувственное ознакомление с предметами и явлениями действительности. Т.Г. Казакова, Р.Г. Казакова и др., указывают на необходимость специальной организации восприятия детей с целью формирования нужных представлений об изображаемом образе.

В работах В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Р.М. Чумичевой и др. подчеркивается активное воздействие на ребенка средств искусства, способствующих обогащению и разнообразию выразительных образов в детских рисунках.

Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана с развитием его личности. В процессе изображения участвует не какая-либо отдельная функция (память, внимание, мышление и т.д.), а личность человека в целом. Окружающее отражается в рисунке ребенка не механически, ребенок отражает реальность в своем рисунке, активно выбирая одни черты и отбрасывая другие.

Исходя из этого, Т.С. Комарова видит один из путей повышения выразительности образов в детских рисунках в обучении дошкольников технике рисования. Она пишет, что нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться, наиболее полно выражать в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.

Цель нашей работы состоит в выявлении особенностей влияния рисования на развитие личности ребенка.

Объект исследования - изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - формирование личности в процессе рисования дошкольников.

Для успешной реализации цели нам необходимо решить следующие задачи:

- дать общую характеристику изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста;

- рассмотреть влияние рисования на личность детей дошкольного возраста;

- провести эмпирическое исследование использования средств выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста;

- провести анализ и сделать выводы.

Методы исследования:

- проблемно-игровая ситуация «Подбери названия к картинам»,

- проблемно-творческая ситуация «Автопортреты» (модифицированная методика Е.М. Торшиловой),

- методика организации творческой изобразительной деятельности «Цветные лужи».

База исследования. Исследование проводилось на базе______

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение

Изобразительное искусство занимает важное место в развитии детей дошкольного возраста.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, жизни и деятельности человека. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов, замечать красивое в окружающем мире. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания.

Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Руководство творческими деятельностями детей, основанными на интеграции различных видов искусства, должно осуществляться таким образом, чтобы дети поняли, что одно и то же явление, образ действительности или воображения в разных видах художественной деятельности передаётся разными средствами. Познание средств выразительности разных видов художественной деятельности и овладение ими способствуют обогащению представлений детей о мире и искусстве, углубляет эстетические чувства, оценки и отношение к искусству и действительности.

Список литературы

1. Аверьева А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2001г.

2. Аранова, С.В. Обучение изобразительному искусству, модернизация общего образования / С.В.Аранова. - СПб.: Каро, 2004, с. 170.

3. Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение, 2005, с. 24.

4. Боровик О.В. Развиваем воображение [Текст]/Л.И.Божович// Дошкольное образование. -2001. - №1. - С.23.

5. Васильева, М.И. Педагогические условия организации процесса освоения детьми природной среды в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дисскандидат. пед. наук. / М.И. Васильева. Екатеринбург, 2000, с. 22.

6. Венгер, Л.А. Пути к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. с. 94.

7. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст]/Л.С.Выготский.- СПб.: Питер, 2003.- 123 с.

8. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. - Ярославль, 2007. – с.45.

9. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 2009, с.36.

10. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: Академия, 2009, с. 124.

11. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011. — 528 с.

12. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 2002 «Дошк. воспитание» и 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях»/ В.И.Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А. Сохина. – 2-ое изд., испр. и доп. –М.: Просвещение, 1986

13. Дошкольная педагогика. Петербургский научно-практический журнал. №5(62), июль 2010г.

14. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст]/О.М.Дьяченко. - М.:Просвещение, 2008. - С.79.

15. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст]/О.М.Дьяченко// Вопросы психологии. -2007. -№16. - С.32.

16. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005, с.93.

17. Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. — 192 с.

18. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 176 с.

19. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990. – с.36.

20. Комарова Т. С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста // В сб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Шуя, 1994, с.7.

21. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М., 2005.

22. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2001, с.275.

23. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. В.И.Васильевой. - М.: Академия, 2005. – с.38.

24. Радуга: Программа и метод, руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду // сост. Т.Н. Доронова - М.: Просвещение, 2007, с.21

25. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. – с.92.

26. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999.

27. Ушинский, К.Д. История воображения. Собр. соч. [Текст]/К.Д.Ушинский. - М., 2000. -Т.8. - С.13.

28. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки / А.А. Фатеева. Худож. А.А.Селиванова. – Ярославль: Академия развития, 2006.

29. Флёрина Е. А. Игра и игрушка/ Под ред.Д.В. Менджерицкой Д.В. - М.: Просвещение, 1973 -215с

30. Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства / Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 1987, с. 73.

31. Шаповалова, А. В гостях у Мастера Карандаша / А. Шаповалова // Дошкольное воспитание. - 2002. – с. 39.

32. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М., 2008.

33. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. - М.: Мозаика-Синтез, 1996, с.239.

34. Юсов Б.П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. — Магнитогорск, 2002.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Декоративное цветоводство
  2. Физические лица, как субъекты административного права
  3. Уголовно - правовая характеристика убийства
  4. Международное частное право контрольная работа
  5. Особенности использования компьютера в процессе обучения иностранному языку учащихся 6-7классов
  6. Обучение детей дошкольного возраста правилам разговора
  7. РЖД
  8. Подбор и расчет зубчатой передачи
  9. ответ на семинар. Политические институты государственного управления в РФ. Судебная власть в России структура и роль в системе политических институтов
  10. Отчёт о практике по педагогике
  11. Порядок и принципы усыновления (удочерения)
  12. Страхование банковых рисков
  13. Конспект реферат по истории
  14. Диалог РПЦ с инославными конфессиями
  15. Конституционный строй понятие, правовое закрепление, защита
  16. Лизинг
  17. Любовная тема в поэзии В.В. Маяковского
  18. Грабеж и его виды
  19. Развитие трудового законодательства и положение, рабочих на Никольской мануфактуре
  20. внеурочной деятельности по информатике
  21. Общение как фактор развития ребенка
  22. Новая экономическая политика
  23. Оплата труда управление на транспорте МВД
  24. Правовое регулирование брачных отношений
  25. Международный Олимпийский Комитет (МОК). Олимпийская Хартия
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: