Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Революция как социальный конфликт





Содержание

Введение 3

Глава 1. Концепции революции в конфликтологии 4

1.1. Теоретические предпосылки формирования концепции революции в XIX-XX в. 4

1.2. Содержание современных концепций революции 8

Глава 2. Революция как форма социального конфликта 12

2.1 Сущность, признаки, типология и функции революций 12

2.2. Причины и динамика революций 15

2.3. Проблема управляемости революции в конфликтологии 17

Заключение 20

Список использованной литературы 22

Введение

Революцию по праву считают кардинальным преобразованием в обществе, влекущим изменение его политической системы и социально-экономические преобразования. Обязательным признаком революции большинство исследователей считают наличие насилия, возникающего в результате сопротивления господствующим общественным сил.

Социальная революция реализуется посредством политической борьбы, сопровождающейся применением решительных мер. Причиной революции является затяжной социально-экономический и политический кризис. Революция при таких условиях воспринимается как своеобразный способ решения опасной для общества ситуации.

Из всех политических явлений социальная революция самое непредсказуемое по своим последствиям, поскольку существует нарастание напряжения общественных сил в результате длительного противостояния. Результатом такого напряжения является возможный раскол среди ее сторонников по принципиальным вопросам. Зачастую результаты революции не соответствуют замыслам ее вождей.

Тем не менее, революции присущи такие признаки как решительность и всеобъемлемость происходящих в ее рамках изменений общества. Наличие видимых перемен привлекает все большее количество сторонников и последователей. Революции необходимо изучать в контексте конфликтологии, так как они являются социальным конфликтом.

Большое внимание исследователей к данной теме еще раз наглядно демонстрирует актуальность заданной темы. Теория революции разрабатывалась в марксизме. Причины революций К. Маркс видел в классовой борьбе, именно ее же он считал главной движущей силой общественного развития вообще. К. Маркс видел в революции высшую форму социального прогресса.

Методом данной работы является изучение и анализа научной литературы, включая исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формально-логический и другие методы, позволившие объективно и всесторонне изучить исследуемые явления.

Целью данной работы является изучение и анализ революции как вида социального конфликта.

Для достижения указанной цели были сформулированы следующихе задачи:

- изучить концепции революции в конфликтологии (социально-исторические и теоретические предпосылки формирования концепций, анализ современной концепции революции);

- рассмотрение революции в качестве одной социального конфликта.

Заключение

В заключении проведенного исследования хотелось бы сделать следующие выводы.

1. Революция - это процесс кардинальных социально-экономических и политических преобразований, осуществляемых, как правило, насильственным путем. Результатом социальной революции является свержение существовавшего государственного строя, фундаментальное изменение политического строя государства, преобразование социально-экономических отношений.

В конфликтологии революция рассматривается как наиболее острая форма реализации конфликта между классами общества. Учитывая нежелание правящего класса терять свои позиции, социальные революции сопровождаются проявлением насилия в разных формах. Тем не менее существуют и ненасильственные революции, которые чаще всего называют «бархатными».

2. Революцию необходимо отличать от государственного переворота. Последнее явление реализуется внутри правящего класса и реализуется сравнительно небольшой группой лиц. Основной целью переворота является захват политической власти в государстве, который может затронуть и социально-экономические отношения.

Социальная революция является конфликтом между обществом и государством в лице господствующего класса. В процессе социальной революции происходит отстранение от власти политической элиты, поскольку наглядно демонстрируется ее неспособность осуществлять эффективное управление. Результатом социальной революции является появление новая элита, признаваемая большинством граждан данного общества, которая реализует новые политические и общественные структуры, преобразовывает экономические и политические институты общества в целом.

К революции относят также скоротечные и капитальные изменения отдельно взятых областей общества.

3. Типологии социальных революций являются самыми разнообразными. Большинство теоретиков выделяют политические и социальные революции. Первые направлены на изменение политической системы общества и государства. Вторые преследуют цель глобальных преобразований практически всех областей общества и государства. Некоторые ученые политическую революцию относят к подвиду социальной революции. Кроме того, встречались случаи, когда политическая революция предшествовала социальной.

4. Последствия социальной революции приводят к гражданской войне и смерти значительного количества людей. Зачастую эти последствия оказываются самыми неожиданными для самих революционеров. Поэтому многие ученые сходятся во мнении, что революция - это огромная катастрофа для общества, влекущей бессмысленное уничтожение части общества.

5. Причины социальных революций также является дискуссионным вопросом. Согласно теории К. Маркса, главной причиной социальной революции является нарастание противоречий между существующими производственными отношениями и новыми производительными силами.

По мнению П.А. Сорокина, причинами революции считает: увеличение репрессии базовых инстинктов; всеобщий характер недовольства такой ситуацией; неспособность власти эффективно осуществлять управление и наводить порядок в обществе.

Другие теоретики полагают, что причиной революции является отсутствие гибкости и мобильности существующей политической системы по отношению к происходящим социальным изменениям. В числе причин называют также и действия правящего класса по дестабилизации социальной структуры. Встречается мнение, что причиной является кризис государства, ведущий к открытому конфликту.

Чтобы понять, как готовится и проводится революция в наши дни, необходимо спроектировать алгоритм революций нашего времени с системных позиций. Рассмотрим его.

Представим себе, что мы являемся тем самым архитектором революций, о котором в последнее время так много говорится в СМИ, и у нас на вооружении имеется такой мощный метод организации жизни, как критериальный, хорошо иллюстрирующий законы естественной оптимизации в Природе.

Кроме того, мы должны владеть значительными ресурсами для различного рода обеспечений силам революции (материальное, техническое, идеологическое, информационное, кадровое и т.д.). Такой ресурс пока что обычно концентрируется в пределах одного государства-опекуна (например, в наши дни США) или соответствующего блока государств (НАТО) и включает в себя практически неограниченные финансы, производственные мощности, военную технику, СМИ, корпус политических консультантов и политтехнологов, базы подготовки кадров и прочее.

Рассмотрим вариант, когда с одной стороны выступает опекаемое государство, в котором необходимо развернуть «бархатную» революцию, а с другой стороны - государство-опекун или финансовая группа-опекун.

Критериальный подход требует соблюдения всех системных особенностей, предъявляемых к любой, тем более к большой, системе, коей является человеческое общество, государство или сам человеческий организм без исключения.

В данной работе были достигнуты поставленные перед ней цели: изучение и анализ социальной революции как вида социального конфликта.

Список литературы

1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов - 4-е изд. исп. и доп. М.: Эксмо, 2009. - 512с.

2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие 2-е изд. перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304с.

3. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 7

4. Волков Б.С. Конфликтология: уч. пособие для студ. высших уч. завед / Б.С. Волков, Н.Д. Волкова. Изд. 3-е исп и доп. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. - 400с.

5. К. Маркс "Капитал", 1955, т. 1, с. 8

6. Глазл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта: Пер. с нем./Глазл Ф. . - Калуга:Духовное познание, 2002. - 516 с.

7. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544с.

8. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник / А.В. Дмитриев. Изд-во 3-е, перераб. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009 - 336с.

9. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии, 3-е изд. СПб.: Питер, 2009. - 384с.

10. Ильин Е.П. Пол и гендер. - СПб.: Питер, 2010 -688с.

11. Козырев Г.И. Конфликтология: учебник/ Г.И. Козырев. Москва: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010. - 304с.

12. Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник / Г.И. Козырев 2-е изд; перераб. и доп. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010 -240с.

13. Конфликт интересов / Д.И. Дедов. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 288 с.:

14. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие / А.Б. Белинская. - М.: Дашков и К, 2010. - 224 с.

15. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие / Р.И. Мокшанцев. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 314 с.

16. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Г. Сорокина. - М.: Академия, 2009. - 208 с.

17. Конфликтология. Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам / А.Д. Атоян. - М.: А-Приор, 2010. - 64 с.

18. Платонов Ю.П. Психология конфликтного поведения. СПб: Речь, 2009. - 544с.

19. Хертель А. фон Профессиональное разрешение конфликтов: медиативная компетенция в Вашей жизни / пер. с нем. Н. Бабичевой. СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007. - 272с.

20. Шварц Г. Управление конфликтами ситуациями: Диагностика, анализ и разрешение конфликтов / пер. с нем. Л.Конторовой. СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007. - 296с.

21. Шейнов В.П. Управление конфликтами: теория и практика / В.П. Шейнов - Минск: Харвест, 2010 - 912с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Муниципальное право задачи
  2. Занятость и безработица.Экономические и социальные издержки безработицы.
  3. Этнопсихология
  4. Жилищные права лиц
  5. Полоролевые различия в отношении к своему телу у младших школьников
  6. Смута в России
  7. Эмоционально-волевая сфера младших школьников
  8. Доклад о российском сайте, на котором хотели ли бы работать и почему
  9. Влияние привычек питания на качество жизни
  10. Уголовно-процессуальное принуждение, связанное с изоляцией от общества
  11. Государственная регистрация юр.лиц и ип., отчет по практике-1.doc
  12. Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
  13. философия наука религия
  14. Юридическая ответственность как средство обеспечения государственной безопасности
  15. Договор страхования
  16. Гендерная идентичность в СМИ
  17. Паранаука и лженаука
  18. Миссия и цель организации
  19. Профессиональная этика юриста
  20. Образование в свете болонской декларации
  21. Психологические особенности образа «Я» у детей из неблагополучных семей.
  22. Изменения в праве в период Великой Отечественно войны
  23. Теория правового государства
  24. Методы развития творческих способностей старшеклассников
  25. Труд и семья в сознании населения современной России
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: