Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В РФ 7

1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В РФ 7

1.2 Правовое регулирование прокурорского надзора 12

1.3 Сущность и значение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 21

1.4 Полномочия прокурора 33

1.5 Основные меры прокурорского реагирования 43

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 51

2.1 Работа прокурора с обращениями граждан 51

2.2 Прокурорский надзор за соблюдением политических прав 59

и свобод человека и гражданина 59

2.3 Прокурорский надзор за соблюдением социально-экономических прав и свобод человека и гражданина 75

2.4 Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 94

3. ИТОГИ ПРОКУРОРСКИХ ПРОВЕРОК 99

3.1 Акты прокурорского реагирования 104

4.РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ 108

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 119

Введение

Правовые основы организации и деятельности современной прокуратуры определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон), другими федеральными законами, международными актами, указами Президента РФ, а также правовыми актами Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров.

В соответствии со ст. 1 Закона прокуратура РФ - единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В ст. 4 Закона указано, что прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Действительный государственный советник юстиции, профессор Ю.И. Скуратов в комментарии Закона указывает, что в п. 1 ст. 1 содержится законодательное (легальное) определение прокуратуры РФ как государственно-правового института, централизованной федеральной структуры. Прежде всего, это система органов, т.е. такая их совокупность, которая находится в строго определенных отношениях, строится на единых принципах. Эти органы выполняют общие задачи и функции в пределах их компетенции, обладают признаками, характеризующими прокуратуру как систему.

Названными качествами прокуратура как система наделяется для того, чтобы надлежащим образом выполнять возлагаемые на нее цели и задачи и осуществлять надзорные и иные функции. Впервые в Законе подчеркивается, что прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации.

Основными целями деятельности прокуратуры РФ является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции РФ прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Из анализа вышеуказанных норм права следует, что прокуратура в системе органов Российской Федерации занимает значимое место. Схема подчинения вышестоящего прокурора нижестоящему, а также основные принципы деятельности прокуратуры формировались столетиями. Прокуратура является независимым правоохранительным органом. В литературе имеется точка зрения, согласно которой прокуратура относится к судебной власти исходя из системного толкования главы 7 Конституции РФ, так как в ст. 129 приведены понятие прокуратуры и порядок назначения соответствующих должностных лиц. Однако данная точка зрения опровергается ст. 118 Конституции РФ, где устанавливается исчерпывающий перечень органов судебной власти. По мнению А.Ф. Козлова, "прокурорский надзор организационно тяготеет не к судебной, а к законодательной власти, поскольку его основная функция - обеспечение исполнения принимаемых законов".

По мнению А.Г. Звягинцева, "если посмотреть вглубь веков, то можно смело сказать: долгое время Россия жила и развивалась не по Монтескье - прокуратура на значительном историческом промежутке фактически была самостоятельной ветвью власти. Не видеть этого сегодня - значит не только не знать своего прошлого, но и не понимать настоящего, когда Россия, как никогда в уходящем веке, нуждается в сильных рычагах власти".

По нашему мнению, прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Прокуратура как комплексно-правовой институт развивается начиная с XVII в. и является уникальным органом по своей правовой природе. Прокуратура осуществляет незаинтересованный, беспристрастный контроль, основной целью которого является надзор за законностью и справедливостью.

Впервые понятие прокуратуры было введено Указом Петра I от 12.01.1722, в котором отмечалось: "Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору". Вторым императорским Указом, формировавшим прокурорский надзор, был Указ от 18.01.1722 "Об установлении должности прокуроров в надворных судах и в пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальным и прочих людей".

Целью дипломного проекта является исследование состояния прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на современном этапе развития отечественного права.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- изучение сущности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, значение данной отрасли надзора и ее место в системе отраслей прокурорского надзора;

- анализ полномочий прокурора в данной области надзора;

- описание правовой специфики данного направления прокурорского надзора;

- рассмотрение основных направлений прокурорского надзора в указанной сфере;

- выявление пробелов в российском законодательстве связанных с надзором за соблюдением прав человека и гражданина.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина.

Предмет исследования - конституционно-правовая природа, основные принципы и тенденции защиты прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры в Российской Федерации.

Заключение

В настоящее время защита прав человека и гражданина является одной из приоритетных задач как международного, так и отечественного права. Все люди равны перед законом и принадлежащие им права и свободы охраняются государством.

Основные права и свободы граждан Российской Федерации закреплены в ее Конституции и подлежат охране со стороны государства.

Согласно статистике большинство нарушений прав и свобод граждан совершается должностными лицами обычных уровней. С учетом этого на органы прокуратуры возложена обязанность надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Выделение законодателем указанного вида надзора в отдельную самостоятельную отрасль прокурорского надзора подчеркивает значимость контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и актуальность исследовательских работ по данной теме.

Для достижения целей прокурорского надзора определенных указаниями Генерального прокурора Российской Федерации прокурор наделен широкими полномочиями. Подробно эти полномочия рассматриваются в Федеральном Законе "О прокуратуре" Надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в этом законе посвящена отдельная глава, что подчеркивает важность данного направления прокурорского надзора.

Специфической для данной отрасли надзора является обязанность прокурора проводить прием граждан и осуществлять работу по их обращениям. Сообщения о правонарушениях являются непосредственным поводом для проведения проверок. На основе всестороннего изучения и проверки изложенной в заявлении информации принимается решение о принятии необходимых при сложившихся обстоятельствах мерах прокурорского реагирования.

Количество обращений граждан в прокуратуру с сообщениями о нарушенных правах и свободах ежегодно возрастает. Это свидетельствует о повышении доверия граждан к органом прокуратуры и о том, что граждане знают свои права и хотят законными способами бороться за их исполнение. С другой стороны рост обращений граждан означает рост правонарушений, что указывает на необходимость улучшения работы правоохранительных органов в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Несколько лет назад прокуроры были лишены права возбуждать уголовные дела. В настоящее время этим правом наделены сотрудники органов следствия и дознания. Прокурор согласно Уголовно-процессуальному Кодексу может лишь "давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения" Однако, материалы, изученные в ходе данной работы, и опыт, полученный при похождении практики, позволяют мне сделать вывод, что целесообразнее расширить полномочия прокуратуры. В частности было бы полезным вернуть прокурору прежние полномочия в уголовном процессе. Еще одной необходимой мерой, на мой взгляд, является существенное увеличение штрафа за неисполнение требований прокурора. Причем штраф следует взимать и со всей организации в целом и с конкретного должностного лица совершившего правонарушение. Такие меры могут привести к более ответственному подходу должностных лиц к своим обязанностям.

В ходе изучения материала по теме дипломного проекта мной были сделаны следующие выводы:

1) Количество обращений граждан в прокуратуру с сообщениями о нарушениях прав и свобод за последние годы возросло.

2) Прокуроров в ходе реформ лишили некоторых важных полномочий в сфере уголовного процесса (право возбуждать уголовные дела). Это снижает эффективность борьбы с правонарушениями

Для решения этой проблемы, на мой взгляд, необходимо принять следующие меры:

- Вернуть прокурору прежние полномочия в уголовном процессе;

- Увеличить штрафы за неисполнение требований прокурора.

Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка в одном из интервью отметил, что "сильное государство должно иметь сильную прокуратуру". Проведенное мной исследование позволяет утверждать, что для этого необходимы дальнейшие теоретические исследования в области надзора за соблюдением прав человека и гражданина с целью разработки новых законов, их принятия и применения на практике.

Список литературы

I. Нормативно правовые акты и приказы:

1. Конституция РФ от 12.12.1993 // Консультант Плюс: Версия проф.

2. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ в ред. от 26.04.2007 // Консультант Плюс: Версия проф.

3. Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ в ред. от 10.05.2007 // Консультант Плюс: Версия проф.

4. Закон РФ от 17.01.1992 №2202-1 в ред. от 02.03.2007 «О прокуратуре Российской Федерации» // Консультант Плюс: Версия проф.

5. Приказ Генпрокуратуры РФ от 18.06.1997 №31 в ред. от 16.03.2006 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» // Консультант Плюс: Версия проф.

6. Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.07.2002 №39 в ред. от 16.03.2006 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» // Консультант Плюс: Версия проф.

7. Приказ Генпрокуратуры РФ от 16.03.2006 №12 «О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации» (вместе с Инструкцией о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации) // Консультант Плюс: Версия проф.

8. Приказ Генпрокуратуры РФ №80, МВД РФ №725 от 12.09.2006 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях» // Консультант Плюс: Версия проф.

9. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.12.2006 №120 в ред. от 23.04.2007 «О введении в действие инструкции о порядке рассмотрения сообщений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // Консультант Плюс: Версия проф.

10. Приказ Генпрокуратуры РФ от 28.12.1998 №93 в ред. от 21.10.2003 «О введении в действие инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры Российской Федерации» // Консультант Плюс: Версия проф.

11. Приказ Генпрокуратуры РФ №39, МВД РФ №1070, МЧС РФ №1021, Минюста РФ №253, ФСБ РФ №780, Минэкономразвития РФ №353, ФСКН РФ №399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений» (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов // Консультант Плюс: Версия проф.

12. Приказ МВД РФ от 01.12.2005 №985 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях» // Консультант Плюс: Версия проф.

13. Приказ Генпрокуратуры РФ от 11.02.2003 №10 «Об участии прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства» // Консультант Плюс: Версия проф.Приказ Генпрокуратуры РФ от 13.11.2000 №141 Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве // Консультант Плюс: Версия проф.

II. Научная литература:

14. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно - процессуальному кодексу РФ М.: ООО «ВИТРЭМ», 2012.

15. Беляев В.П. Надзорно-процессуальные стадии // Современное право № 2011.

16. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина М.: Городец, 2012.

17. Бошно С.В. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов // Журнал российского права №12 2010.

18. Быков В.М. Проблемы стадии возбуждения уголовного дела // Журнал российского права №7 2012.

19. Викторов И. Прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства // Законность №5 2006.

20. Винокуров А. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов // Законность №4 2012.

21. Ожегов С. Толковый словарь русского языка М.: 2009.

22. Российский прокурорский надзор: Учебник - Сухарева А.Я., Москва, 2007.

23. Уголовный процесс: Учебник для ВУЗов под ред. В.И. Радченко М.: Юстицинформ, 2012.

24. Чибиряева С.А. Учебник по истории государства и права России М.: 2011.

25. Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан // Законность №8 2010.

26. Ширванов А.А. О причинах нарушений закона в уголовном судопроизводстве // Российский следователь №8 2011.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Технология создания и реализация вокально-хореографической шоу программы
  2. Анализ образовательных ресурсов по теме «Компьютер»
  3. Прокурорский надзор, уголовное преследование и другие функции прокурора в судебных стадиях уголовного процесса
  4. Содержание деятельности руководителя ДОУ общеразвивающего вида по развитию персонала
  5. Гражданский процесс
  6. Назначение наказания. Проблемы теории и практики
  7. Уголовное право и судебный процесс в Древнем Риме
  8. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
  9. Развитие письменности в истории цивилизации пиктография, идеология, алфавиты
  10. Специфика межличностных отношений в коллективе IT специалистов
  11. Особенности рыночной экономики в России
  12. Положительные и негативные стороны глобализации
  13. Контрабанда культурных ценностей
  14. Вхождение России во Всемирную торговую организацию плюсы и минусы
  15. Отношение жителей города Владивостока к деятельности ООО "ЦТК Sunrise Group"
  16. Прибыль и рентабельность организации
  17. Местное самоуправление: современные проблемы и тенденции развития (на примере Муниципальное образование г.Сестрорецк).
  18. Управленческие риски в деятельности государственных органов власти
  19. Православная церковь в системе государственно-церковных отношений в Польше в конце 20-начале 21 века
  20. Тактика, политика, процедуры, правила
  21. Арабская весна 2011-2012гг.: причины, основные события, последствия
  22. Царицын в дни революции и гражданской войне
  23. Понятие политического PR.docx
  24. Взаимодействие социального работника с семьей
  25. Огюст Конт и Герберт Спенсер - основоположники социологии
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: