Правовые основы организации и деятельности современной прокуратуры определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон), другими федеральными законами, международными актами, указами Президента РФ, а также правовыми актами Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров.
В соответствии со ст. 1 Закона прокуратура РФ - единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В ст. 4 Закона указано, что прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Действительный государственный советник юстиции, профессор Ю.И. Скуратов в комментарии Закона указывает, что в п. 1 ст. 1 содержится законодательное (легальное) определение прокуратуры РФ как государственно-правового института, централизованной федеральной структуры. Прежде всего, это система органов, т.е. такая их совокупность, которая находится в строго определенных отношениях, строится на единых принципах. Эти органы выполняют общие задачи и функции в пределах их компетенции, обладают признаками, характеризующими прокуратуру как систему.
Названными качествами прокуратура как система наделяется для того, чтобы надлежащим образом выполнять возлагаемые на нее цели и задачи и осуществлять надзорные и иные функции. Впервые в Законе подчеркивается, что прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации.
Основными целями деятельности прокуратуры РФ является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции РФ прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что прокуратура в системе органов Российской Федерации занимает значимое место. Схема подчинения вышестоящего прокурора нижестоящему, а также основные принципы деятельности прокуратуры формировались столетиями. Прокуратура является независимым правоохранительным органом. В литературе имеется точка зрения, согласно которой прокуратура относится к судебной власти исходя из системного толкования главы 7 Конституции РФ, так как в ст. 129 приведены понятие прокуратуры и порядок назначения соответствующих должностных лиц. Однако данная точка зрения опровергается ст. 118 Конституции РФ, где устанавливается исчерпывающий перечень органов судебной власти. По мнению А.Ф. Козлова, "прокурорский надзор организационно тяготеет не к судебной, а к законодательной власти, поскольку его основная функция - обеспечение исполнения принимаемых законов".
По мнению А.Г. Звягинцева, "если посмотреть вглубь веков, то можно смело сказать: долгое время Россия жила и развивалась не по Монтескье - прокуратура на значительном историческом промежутке фактически была самостоятельной ветвью власти. Не видеть этого сегодня - значит не только не знать своего прошлого, но и не понимать настоящего, когда Россия, как никогда в уходящем веке, нуждается в сильных рычагах власти".
По нашему мнению, прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Прокуратура как комплексно-правовой институт развивается начиная с XVII в. и является уникальным органом по своей правовой природе. Прокуратура осуществляет незаинтересованный, беспристрастный контроль, основной целью которого является надзор за законностью и справедливостью.
Впервые понятие прокуратуры было введено Указом Петра I от 12.01.1722, в котором отмечалось: "Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору". Вторым императорским Указом, формировавшим прокурорский надзор, был Указ от 18.01.1722 "Об установлении должности прокуроров в надворных судах и в пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальным и прочих людей".
Целью дипломного проекта является исследование состояния прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина на современном этапе развития отечественного права.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение сущности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, значение данной отрасли надзора и ее место в системе отраслей прокурорского надзора;
- анализ полномочий прокурора в данной области надзора;
- описание правовой специфики данного направления прокурорского надзора;
- рассмотрение основных направлений прокурорского надзора в указанной сфере;
- выявление пробелов в российском законодательстве связанных с надзором за соблюдением прав человека и гражданина.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина.
Предмет исследования - конституционно-правовая природа, основные принципы и тенденции защиты прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры в Российской Федерации.