В Польше, где большинство населения, принадлежавшего к титульной польской нации, исповедовало католицизм, православная церковь объединяла, главным образом, представителей национальных меньшинств — украинцев, белорусов и русских и была фактором, определявшим их этническую идентичность и целостность, а также обособленность существования среди титульной нации. То обстоятельство, что власть для них являлась инонациональной, вносило дополнительные трудности в процесс налаживания отношений с государством[2].
Польша одна из наиболее религиозных стран Европы: более 90% поляков декларируют свою принадлежность к католицизму. Стереотип «поляк-католик» вполне применим к современному польскому обществу, тем более что это общество мононациональное и на долю национальных меньшинств приходится менее 2% от общего числа населения. В свое время многие в Польше опасались, что в процессе интеграции в европейские структуры страна попадет под влияние общей тенденции к снижению уровня религиозности и утратит свою идентичность столь тесно связанную с католической религией. Для опасений были вполне веские основания. Ведь даже в странах с традиционно глубоко укорененной религиозной традицией в последние десятилетия уровень религиозности явно снижается: так в Испании в 1982 г. насчитывалось 41% регулярно практикующих верующих, а спустя 20 лет уже только 18%; в Ирландии соответственно 83% и 46%. Притом, что обе страны относятся к числу наиболее религиозных стран Европы.
В 1795 г. в результате третьего раздела Польши восточная ее часть входит в состав Российской империи. Началось возрождение Православия, латинская пропаганда и притеснения православных прекратились. С 1793 г. православные приходы в Польше были объединены в Минскую епархию. Начинается свободное возвращение христиан из унии в Православие. В некоторых местах, например, в тогдашней Брацлавской губернии, это возвращение проходило довольно быстро и спокойно. В 1834 г. в Варшаве уже было учреждено викариатство Волынской епархии. В 1839 г. Полоцкий собор ликвидировал унию на территории Польши и Беларуси. В 1840 г. в Варшаве учреждается самостоятельная епархия, а в 1875 г., после присоединения униатов Холмщины, епархия стала называться Холмско-Варшавской. В 1905 г. Холмщина была выделена в самостоятельную епархию.
Взаимоотношения церкви и государства всегда вызывают пристальное внимание исследователей различных наук. Эти два института всегда боролись за лидерство. Превалирование одного или другого напрямую влияет на характер политики того или иного государства.
Научных трудов по поднятой нами теме практически не существует.
Цель исследования: характеристика православной церкви в системе государственно-церковных отношений в Польше в конце XX - начале XXI века.
Задачи исследования: рассмотреть историю отношений Польской православной церкви и государства; рассмотреть взаимоотношения польской православной церкви и военных капелланов; охарактеризовать современные тенденции взаимоотношений Польской православной церкви и государства.