Процесс познания включает в себя накопление фактов. Без систематизации и обобщения, без логического осмысление фактов не может существовать никакая наука. Хотя факты ученому нужны, как воздух, но отдельно взятые они еще не наука. Факты становятся составной частью научных знаний, если они выступают в систематизированном обобщенном виде.
Любое научное изучение, от творческого замысла до законченной научной работы, осуществляется индивидуально. Опираясь на общие и частные методы исследования, ученый получает ответ на то, с чего нужно начинать исследования, как обобщить факты и каким путем идти к выводам. При этом закономерным является соблюдение следующих рекомендаций:
- ничего не принимать за истину, что не является достоверным и аксиоматичным;
- сложные вопросы разделять на столько частей, сколько нужно для решения проблемы;
- начинать исследование с самых простых и удобных для познания вещей в сложных и тяжелых;
- останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ничего не выпущено;
В науке недостаточно установить новый научный факт, достаточно важно дать ему объяснение с позиций науки, показать его общо-познавательное теоретическое или практическое значение, а также заблаговременно предусмотреть неизвестные ранее новые процессы и явления. Научная работа - это прежде всего четко спланированная деятельность. При этом каждый ученый имеет право на свою точку зрения, должен иметь свое мнение, с которым безусловно следует считаться.