Не имея поддержки со стороны взрослых, не осваивая навыки нормального выхода из конфликтных ситуаций, не участвуя в деятельности, предметом которой был бы анализ и выстраивание взаимоотношений с другими детьми и воспитателями, дети начинают все богатство отношений и разнообразные способы их регулирования подменять одним типом - авторитарными взаимоотношениями и действиями. Более того, замыкаясь в собственной среде и в этом смысле оказываясь выключенными из пространства культурных регуляторов поведения и отношений, дети несут свои разрушительные навыки в социум.
В современном обществе сохраняется напряженность, связанная с проблемами подросткового возраста. К таким проблемам можно отнести: употребление подростками психоактивных веществ, молодежные субкультурные течения, правонарушения несовершеннолетних, отказ от посещения школы, потеря учебной мотивации и другие.
Так, проблема употребления психоактивных веществ, не смотря на пристальное внимание к ней на самом высоком уровне, - тема рассматривается даже на заседаниях совета безопасности, - сохраняет свою актуальность, и существенных улучшений в этом направлении не отмечается.
В последнее время общественую озабоченность стала вызывать проблема молодежных субкультурных явлений, некоторые из которых были отнесены к "деструктивным" («эмо», «готы» и другие молодежные направления), что лишь усилило напряженность и отчужденность значительных групп подростков и молодежи от участия в социальных процессах. В СМИ транслируется отношение к молодежным субкультурным явлениям как опасным для жизни подростка и его ближайшего окружения. Однако, популярность молодежных проявлений среди подростков не снижается.
Похожая ситуация складывается с проблемой правонарушений, совершаемым с участием несовершеннолетних. Некоторое регистрируемое снижение числа правонарушений несовершеннолетних связано, по мнению некоторых экспертов, не с распространением эффективных технологий, а с общим снижением численности подросткового населенния и улучшением экономическлй ситуации в предкризисные годы.
Пока поведение подростка не выходит за границы принятых социальных норм, на его проблемы редко обращают внимание. Часто специалисты, работающие с ним в школе или досуговых учреждениях, ничего не знают о социальной ситуации подростка и о его переживаниях, связанных с этой ситуацией. Однако, рано или поздно такие подростки привлекают к себе внимание общества асоциальным поведением.
Когда поведение подростка становится вызывающим, специалисты обращают на это внимание, но и в этом случае делают основной акцент не на проблемы, существующие в жизни подростка, а на проблемы, связванные с его поведением. Общество в лице нескольких социальных институтов начинает «применять к подростку меры….», часто не учитывая при этом интересов и желаний самого подростка. В результате вместо помощи подросток получает наказание, нравоучение. «Воздействующие» методы не помогают подростку, не способствуют его развитию, не отвечают потребностям и вызвают не желание сотрудничать со взрослыми.
Постепенно такая система взаимоотношений порождает конфликт: взрослые чувствуют свою беспомощность в отношении подростков, подростки чувствуют сильное давление и разочарование в отношении взрослых. По мере того, как конфликт усиливается, подросток все больше начинает противопоставлять себя обществу и общественным нормам. Чем сильнее это противопоставление, тем сложнее подростку интегрироваться в общество, найти свое место в жизни. Иногда подобные конфликты решаются сами собой, по мере того, как подросток взрослеет, но часто они приводят подростков в криминальную среду и образу жизни, опасному для здоровья (употребление психоактивных веществ, попытки суицида и т.д.).
Закономерно, что у подростка, длительное время находящегося в конфликтной ситуации развиваются психологические и поведенческие особенности, которые, с одной стороны, помогают ему выжить в этой ситуации, а с другой не позволяют адаптироваться в обществе. Вот примерное перечисление этих особенностей: недоверие ко взрослым; употребление психоактивных веществ и неумение получать удовольствие трезвыми способами; незнание себя и собственного потенциала; отсутствие бережного отношения к себе и окружающим людям, отсутствие заботы о своем здоровье и качестве своей жизни; отсутствие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и миром в целом.
Вся вышеописанная ситуация развивается, несмотря на наличие в обществе разработанных и оформленных инновационных социальных технологий решения проблем подросткового возраста. Данные технологии не получают развития и распространения, профессиональные площадки, где специалисты могут вести конструктивный диалог об эффективности применяемых техноголий, крайне ограничен. Вопросы эффективности социальных технологий мало обсуждаются при поиске решений проблем, традиционно связанных с подростками.
В результате попытки общества с помощью различных социальных институтов разрешить проблемы, связанные с поведением подростков, часто приобретают вид противостояния «общества» и «подростков». Очевидно, что это не все общество, а отдельные его социальные институты, а еще точнее – их представители, и конечно это не все подростки, а те из них, чье поведение в силу тех или иных обстоятельств носит проблемный характер. Но эти частные противостояния зачастую определяют направленность не только статей в средствах массовой информации, а через них – общественное мнение, но и профессиональных решений по вопросам, связанным с подростковым возрастом.
Актуальность данного исследования в том, что подростковый возраст полон сложностей и часто родители, позабыв, что они тоже когда-то были в этом возрасте и возможно испытывали подобные проблемы, не пытаются понять своего выросшего ребёнка. Таким образом, данной проблеме, вопросу были посвящены множество работ психологов и педагогов, что и обуславливает теоретическое и практическое обоснование данной работы в аспекте актуальности темы.
Самоуправление детей действительно становится самоуправлением, если при этом деятельность детей начинает влиять, а подчас определять жизнь взрослых.
Цель исследования: теоретическое и практическое исследование психологических особенностей межличностных конфликтов в общении у подростков. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Показать особенности подросткового возраста с точки зрения психологии в аспекте типологий кризиса.
2. Определить значение и сущность межличностного конфликта в жизнедеятельности подростка.
3. Исследовать психологические особенности подросткового конфликта.
4. Показать методические решения проблемы межличностных подростковых конфликтов.
5. На примере группы подростков, учащихся 10-11 классов лицея № 15 г. Пятигорска рассмотреть особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте.
Объектом данной работы становится группа из 46 подростков, отобранных случайным образом, предметом – особенности подросткового поведения в конфликтной ситуации и выявление причин и значение подростковых межличностных конфликтов.
Степень изученности. Интерес к проблеме психолого-педагогических конфликтов формировался в отечественной науке давно, но наибольшее развитие он получил в настоящее время. Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, А. С. Залужский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова, Н. И. Шевандрин, В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец, Г. М. Болтунова, Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская, Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева, Л. С. Славина, В. И. Журавлев, О. Н. Громова, Г. М. Андреева, А. Я. Анцупов., А. И. Шипилов и др.
В настоящее время основное внимание в психологии и педагогике уделяется изучению следующих направлений: конфликты в коллективе школьников (В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец); сущность конфликтов, их причины в подростковых коллективах (Б. С. Алишев, Т. А. Чистякова); исследованию подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов (Г. М. Болтунова); конфликты между учениками и учителем (О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова).
Гипотеза: уровень конфликтности подростка зависит от степени его психологического развития в аспекте исследуемого возраста.
Метод исследования: теоретический анализ литературы, аналитический, метод интерпретации.
Практическая часть исследования включает диагностику старшеклассников при помощи следующих методик: основной методикой для определения уровня конфликтности в группе становится методика конфликтности К.Н. Томаса, тест на оценку уровня конфликтности личности, методика исследования самооценки с помощью процедуры ранжирования, методика «Коммуникативные и организаторские способности».