Актуальность исследования обусловлена кардинальными изменениями, происходящими в российском обществе, которые не только привели к трансформации системы социально-экономических ценностей, но и самым непосредственным образом оказали влияние на духовный, мировоззренческий климат в обществе, на общую систему межличностных связей и отношений. Российское общество пока ещё находится в состоянии нормативной неопределённости и дезорганизации. В особо сложном положении оказалось молодое поколение, жизнь и деятельность которого проходят в условиях, когда материальное положение большинства населения страны по сравнению с советским периодом истории России значительно ухудшилось, да и в духовной сфере общественной жизни наблюдается глубокий кризис социальных ориентиров, нравственных норм, идейных ценностей.
Утратив внутренние связи с позитивно ориентированной группой, основанной на социально значимой деятельности, подростки стремятся реализовывать свои потребности в альтернативных сообществах. Подавляющая их часть уходит в социальные группы, в которых время тратится на дерзкие, хулиганские действия, на проявления ложной смелости, пренебрежение всевозможными запретами взрослых, нормами морали и права. Радикальные преобразования современного российского общества сопровождаются ростом преступности, появлением новых отклоняющихся форм поведения молодежи. Социальная психоэмоциональность подростков ведет к криминализации их личности, к формированию и закреплению антиобщественной направленности их поведения, приобщению, в конечном счете, к преступной деятельности. Постоянная потребность в самоутверждении в условиях коммерциализации общественных отношений, духовно-нравственного кризиса обостряет противоречия между желаниями меркантильного характера и возможностями их удовлетворения. Ситуация усугубляется тем, что многие социальные институты, призванные содействовать социализации личности молодого человека, сами начинают деградировать, а некоторые из них прекращают свое функционирование. Статистические данные последних лет свидетельствуют, что все большее число подростков решают свои материальные проблемы асоциальным путем. Но молодёжь - это активный фактор социальных перемен, огромная инновационная сила. Обществу небезразлична направленность ее активности, как в настоящем времени, так и в будущем.
Социальная реабилитация направлена на возвращение дезадаптивных подростков в систему конструктивных общественных связей. Она также претерпевает серьёзные изменения, вызванные необходимостью решения новых, нестандартных для общества проблем. Научные исследования, обоснование, внедрение в практику общественной жизни новых её методов, форм, принципов приобрели исключительную значимость.
Этими причинами в первую очередь и определяется выбор темы, актуальность предложенного исследования.
На Западе проблемами социальной девиации успешно занимались М. Вебер, Э. Дюркгейм, А. Кетли, Р. Мертон, Г. Парсонс, П. Сорокин и другие. Ос6 новоположником теории девиантного поведения заслуженно считается Э. Дюркгейм со своей концепцией аномии, т.е. такого состояния общества, которое характеризуется отсутствием чёткой моральной регуляции поведения индивидов. Она-то и легла в основу дальнейших исследований социальных отклонений.
Продуктивное становление отечественной социологии девиантного поведения следует отнести к 60-70 гг., хотя многие аспекты данной проблемы и ранее изучались в рамках криминологии, специальных медицинских дисциплин, психологии. Особую роль в развитии социологии девиантного поведения сыграли историко-критические обзоры соответствующих зарубежных исследований. Их классификация позволяет выделить следующие направления научных и научно-практических разработок: проблемы девиантного поведения; правовая культура и вопросы правосознания; социализация и становление личности (особенно личности несовершеннолетнего); молодёжная проблематика; социальная реабилитация и специальные социальные службы.
По первому направлению следует отметить работы Г.А. Аванесова, Ю.М. Антонина, B.C. Афанасьева, С.А. Беличевой, Я.И. Гилинского, А.Г. Здравомы-слова, В.Д. Ермакова, К.Е. Игошева, И.И. Карпеца, Ю.М. Кондратьева, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Минковского, В.В. Панкратова, А.Р. Рати-нова и другие.
По второму направлению исследований особо следует выделить труды С.С Алексеева, Н.М. Кейзерова, В.Н. Кудрявцева, А.Р. Ратинова, JI.C. Явича и др.
Проблемы социализации и становления личности также стали предметом пристального внимания в аспекте профилактики девиантного поведения. Здесь следует отметить научные работы С.А. Беличевой, А.И. Ковалёвой, Ю.Г. Пи-липейченко и др. Молодёжная проблематика отнюдь не обойдена вниманием в современной научной литературе. Обширная научная литература имеется по проблемам социальной реабилитации и деятельности специальных социальных служб.
Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность в отечественной социологической литературе определили выбор цели и задач, объекта и предмета предпринятого нами исследования.
Цель исследования состоит в анализе системы социально-психологической работы с дезадаптивными подростками.
Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:
- проанализировать различные методологические и концептуальные подходы к социально-психологической работе с дезадаптивными подростками;
- выявить наиболее эффективные технологии социально-психологической работы с дезадаптированными подростками;
- исследовать особенности социально-психологической работы с дезадаптированными подростками.
Объектом исследования являются дезадаптированные подростки.
Предметом исследования стала социально- психологическая работа с дезадаптивными подростками.
Гипотеза исследования. Социально-психологическая работа с дезадаптированными подростками будет эффективна при использовании личностно-ориентированных методов работы.