Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Причины психоэмоциональных нарушений у подростков





Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования психоэмоциональных нарушений у подростков 7

1.1Сущность социально-психологической работы с психоэмоциональными нарушениями у подростков 7

1.2 Содержание социально-психологической работы с психоэмоциональными нарушениями у подростков 11

Глава 2. Исследование психологических особенностей 24

2.2 Методическая основа исследования 25

2.2.1Тест на оценку конфликтности личности 25

2.2.2 Тест на оценку поведения в конфликте (методика К. Томаса) 26

2.2.3 Методика исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования 27

2.2.4Коммуникативные и организаторские способности (КОС) 28

2. 3Анализ полученных результатов 29

Заключение 45

Список использованной литературы 48

Введение

Актуальность исследования обусловлена кардинальными изменениями, происходящими в российском обществе, которые не только привели к трансформации системы социально-экономических ценностей, но и самым непосредственным образом оказали влияние на духовный, мировоззренческий климат в обществе, на общую систему межличностных связей и отношений. Российское общество пока ещё находится в состоянии нормативной неопределённости и дезорганизации. В особо сложном положении оказалось молодое поколение, жизнь и деятельность которого проходят в условиях, когда материальное положение большинства населения страны по сравнению с советским периодом истории России значительно ухудшилось, да и в духовной сфере общественной жизни наблюдается глубокий кризис социальных ориентиров, нравственных норм, идейных ценностей.

Утратив внутренние связи с позитивно ориентированной группой, основанной на социально значимой деятельности, подростки стремятся реализовывать свои потребности в альтернативных сообществах. Подавляющая их часть уходит в социальные группы, в которых время тратится на дерзкие, хулиганские действия, на проявления ложной смелости, пренебрежение всевозможными запретами взрослых, нормами морали и права. Радикальные преобразования современного российского общества сопровождаются ростом преступности, появлением новых отклоняющихся форм поведения молодежи. Социальная психоэмоциональность подростков ведет к криминализации их личности, к формированию и закреплению антиобщественной направленности их поведения, приобщению, в конечном счете, к преступной деятельности. Постоянная потребность в самоутверждении в условиях коммерциализации общественных отношений, духовно-нравственного кризиса обостряет противоречия между желаниями меркантильного характера и возможностями их удовлетворения. Ситуация усугубляется тем, что многие социальные институты, призванные содействовать социализации личности молодого человека, сами начинают деградировать, а некоторые из них прекращают свое функционирование. Статистические данные последних лет свидетельствуют, что все большее число подростков решают свои материальные проблемы асоциальным путем. Но молодёжь - это активный фактор социальных перемен, огромная инновационная сила. Обществу небезразлична направленность ее активности, как в настоящем времени, так и в будущем.

Социальная реабилитация направлена на возвращение дезадаптивных подростков в систему конструктивных общественных связей. Она также претерпевает серьёзные изменения, вызванные необходимостью решения новых, нестандартных для общества проблем. Научные исследования, обоснование, внедрение в практику общественной жизни новых её методов, форм, принципов приобрели исключительную значимость.

Этими причинами в первую очередь и определяется выбор темы, актуальность предложенного исследования.

На Западе проблемами социальной девиации успешно занимались М. Вебер, Э. Дюркгейм, А. Кетли, Р. Мертон, Г. Парсонс, П. Сорокин и другие. Ос6 новоположником теории девиантного поведения заслуженно считается Э. Дюркгейм со своей концепцией аномии, т.е. такого состояния общества, которое характеризуется отсутствием чёткой моральной регуляции поведения индивидов. Она-то и легла в основу дальнейших исследований социальных отклонений.

Продуктивное становление отечественной социологии девиантного поведения следует отнести к 60-70 гг., хотя многие аспекты данной проблемы и ранее изучались в рамках криминологии, специальных медицинских дисциплин, психологии. Особую роль в развитии социологии девиантного поведения сыграли историко-критические обзоры соответствующих зарубежных исследований. Их классификация позволяет выделить следующие направления научных и научно-практических разработок: проблемы девиантного поведения; правовая культура и вопросы правосознания; социализация и становление личности (особенно личности несовершеннолетнего); молодёжная проблематика; социальная реабилитация и специальные социальные службы.

По первому направлению следует отметить работы Г.А. Аванесова, Ю.М. Антонина, B.C. Афанасьева, С.А. Беличевой, Я.И. Гилинского, А.Г. Здравомы-слова, В.Д. Ермакова, К.Е. Игошева, И.И. Карпеца, Ю.М. Кондратьева, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Минковского, В.В. Панкратова, А.Р. Рати-нова и другие.

По второму направлению исследований особо следует выделить труды С.С Алексеева, Н.М. Кейзерова, В.Н. Кудрявцева, А.Р. Ратинова, JI.C. Явича и др.

Проблемы социализации и становления личности также стали предметом пристального внимания в аспекте профилактики девиантного поведения. Здесь следует отметить научные работы С.А. Беличевой, А.И. Ковалёвой, Ю.Г. Пи-липейченко и др. Молодёжная проблематика отнюдь не обойдена вниманием в современной научной литературе. Обширная научная литература имеется по проблемам социальной реабилитации и деятельности специальных социальных служб.

Актуальность проблемы, её недостаточная разработанность в отечественной социологической литературе определили выбор цели и задач, объекта и предмета предпринятого нами исследования.

Цель исследования состоит в анализе системы социально-психологической работы с дезадаптивными подростками.

Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач:

- проанализировать различные методологические и концептуальные подходы к социально-психологической работе с дезадаптивными подростками;

- выявить наиболее эффективные технологии социально-психологической работы с дезадаптированными подростками;

- исследовать особенности социально-психологической работы с дезадаптированными подростками.

Объектом исследования являются дезадаптированные подростки.

Предметом исследования стала социально- психологическая работа с дезадаптивными подростками.

Гипотеза исследования. Социально-психологическая работа с дезадаптированными подростками будет эффективна при использовании личностно-ориентированных методов работы.

Заключение

В данной работе мы основное внимание уделили общетеоретическому анализу понятия конфликтности, особенности конфликта в психологии подросткового общения. Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Проведенный анализ конфликтного поведения показывает, что подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности.

Межличностный конфликт у старших подростков может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с реструктуризацией когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т.д.

Выявив психологическую значимость межличностных конфликтов в старшем подростковом возрасте, в практической части работы мы с помощью эмпирических методов исследовали особенностей межличностных конфликтов старших подростков.

Для проверки поставленной в начале работы гипотезы мы изучили особенности межличностных конфликтов у старших подростков со сверстниками, а также их личностные характеристики.

В ходе исследования было установлено, что межличностные конфликты среди старших подростков возникают довольно часто. Однако данные конфликты не отличаются большой продолжительностью. Подростки часто отрицают свою причастность к их возникновению, отмечают основными их причинами несправедливые поступки и оскорбления.

Исследование личностных особенностей подростков показало, что большинство подростков имеют высокий уровень конфликтности, то есть им свойственна «примитивность», стремление найти поводы для споров, большая часть которых излишня. Они любят критиковать, но только когда это выгодно им, стремятся навязать свое мнение, даже если они не правы.

В конфликте большинство подростков демонстрируют активные стратегии поведения, целью которых является, как поиск взаимоудовлетворяющих решений противоречивых ситуаций, так и стремление при взаимодействии настоять на своем пути открытой борьбы за свои интересы.

Исследование самооценки показало, что у большинства подростков адекватная самооценка, то есть они правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Исследование коммуникативных и организаторских способностей позволило установить, что у большинства подростков они развиты на среднем уровне, то есть они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Исследование наличия взаимосвязи между особенностями конфликтов и личностными особенностями у старших подростков показал, что чем более конфликтны старшие подростки, чем выше их самооценка и чем более они стремятся к конкуренции, тем чаще у них возникают конфликты со сверстниками, тем более они стремятся других обвинить в возникновении конфликта и тем продолжительнее конфликты; чем больше уровень организаторских и коммуникативных способностей, и чем более у подростков выражено стремление избегать конфликтов, тем реже у них возникают конфликты, тем меньше он стремиться обвинить другого в нем , а также чем больше уровень организаторских и коммуникативных способностей у подростков, тем менее продолжительны их конфликты.

Таким образом, гипотеза, поставленная в начале дипломного проекта доказана, т.е. уровень конфликтности подростков зависит от их личностных качеств и поведения в конфликтной ситуации.

Список литературы

Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. – М.: Изд-во Педагогика, 2010. – Т. 1: Избранные психологические труды. – 486 с.

Алексеенкова, Е.Г. Личность в условиях психической депривации [Текст] : [учеб. пособие] / Е. Г. Алексеенкова. - СПб. : Питер, 2009. - 96 с. 

Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2005.Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Издательский центр «Академия», - 2010. – 271 с.

Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. –362 с.

Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под редакцией Д.Б Эльконина, Т.В Драгуновой. – М. : Просвещение, 2011. – 315 с.

Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис. д-ра психол. наук. – СПб, 2010. – 361 с.

Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2010. – 320 с.

Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2011. – 320 с.

Дэна Д. Преодоление разногласий. – СПб.: ЛЕНАТО, - 2010.

Дарвин Ч. Собрание сочинений. - Т.11., Кн.1.-М.-Л.: Литература, - 1927.

Забрянский Г.И. Наказание несовершеннолетних и его регионлаьные особенности, -  М.: Рудомино, - 2010.

Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, - 2010.

Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2010. - № 1. - С.20-33.

Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2010.- 694 с.

Райс Ф. Психология подросткового и подросткового возраста. - СПб.: Питер, 2010. - 624 с.

Реан А.А. Психология изучения личности - Спб.: Питер, 2010.- 523 с.

Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / под ред. Т.А. Гудковой. – М.: Мир, 2011. – С. 118 - 127.

Родители и дети: Психология взаимоотношений // под ред. Е.Савиной и Е.Смирновой. М.: Когито-Центр, 2010. — 230 с.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2010. - 712 с

Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. // Под ред. И.В. Дубровиной. – М. Академия, 2010.- 472 с.

Терёшкина И. Б. Межличностное оценивание в условиях конфликта / И.Б. Терёшкина // Конфликт в конструктивной психологии : тез. докл. и сообщ. II науч.-практ. конф. по конструктивной психологии. -Красноярск, - 2010. -  С. 107-110.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2010. – 490 с.

Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк; [под ред. Д.И. Фельдштейна]. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – С. 217-226

Хараш А.У. Ценность слова: о психосемантике диалогической преднастройки / А.У. Хараш // Психология общения: тренинг человечности : тез. междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 70-летию со дня рождения Л. А. Петровской. М.: Смысл, - 2010.

Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта / Б.И. Хасан, -  СПб. : Питер, - 2010.

Щедровицкий Г.П., Надежина Р.Г. О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей // Вопросы психологии. 2010.-  N 5.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Административное правонарушение
  2. Дисциплина Муниципальное право России
  3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Татавтодор»
  4. Государственное правовое регулирование использования лесов в Костромской области
  5. Страхование водного транспорта
  6. Роль массмедиа в механизме принятия политических решений
  7. Теории бюрократии и политическая прктика. Специфика модернизации в условиях постиндустриализма
  8. Особенности подростков с девиантным поведением в конфликтных ситуациях
  9. Методы обеззараживания воды
  10. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ И ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
  11. Эффективные методы набора и отбора персонала в организации
  12. Влияние привычек питания на качество жизни
  13. Влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения социально-психологические аспекты
  14. принципы управления предприятиями
  15. Понятие «общество» как система
  16. Использование вспомогательных жестов при обучении дошкольников и младших школьников письменной речи
  17. Зарождение арабской государственности в период правления четырех праведных Халифов
  18. Расчет размера горной выработки
  19. История отечественного государства и права
  20. Система органов государственной власти
  21. Субъекты право социального обеспечения в РФ
  22. Производство по делам об административном надзоре за лицами,освобожденными из мест лишения свободы
  23. Разработка технологического процесса фигурного раскроя металла с помощью программного комплекса «Техтран»
  24. Современная жилищная политика и ее перспективные направления
  25. Содержание правоотношений
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: