Основное назначение автомобильного транспорта своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.
Автомобильный транспорт является наиболее мобильным и универсальным средством коммуникации и занимает важное место в транспортном комплексе страны. На его долю приходится свыше 80 процентов грузовых перевозок и около 80 процентов пассажирских перевозок, примерно 70 процентов трудовых ресурсов, свыше 60 процентов топлив нефтяного происхождения, значительная часть капиталовложений в основные производственные фонды, более 65 процентов всех транспортных издержек.
Для повышения эффективности транспорта необходимо ускорять создание и внедрение передовой техники и технологии, улучшать условия труда и быта персонала, повышать его квалификацию и заинтересованность в результатах труда, развивать новые виды транспорта, повышать темпы обновления подвижного состава и других технических средств, укреплять материально - техническую и ремонтную базы, повышать уровень комплексной механизации, а также погрузочно-разгрузочных и ремонтных работ. Одновременно следует повышать уровень безопасности движения, снижать отрицательное воздействие транспорта на окружающую среду.
Интенсификация производства, повышение производительности труда, экономия всех видов ресурсов - это задачи, имеющие непосредственное отношение и к автомобильному транспорту, и к его подсистеме технической эксплуатации автомобилей, обеспечивающей работоспособность автомобильного транспорта и его ролью в транспортном комплексе страны, необходимостью экономии трудовых, материальных, топливо-энергетических и других ресурсов при перевозках, техническом обслуживании, ремонте и хранении автомобилей, необходимостью обеспечения транспортного процесса надежно работающим подвижным составом, защиты населения, персонала и окружающей среды.
Одной из важнейших проблем, стоящих перед автомобильным транспортом, является повышение эксплуатационной надежности автомобилей. Решение этой проблемы, с одной стороны, обеспечивается автомобильной промышленностью за счет выпуска более надежных автомобилей, с другой совершенствованием методов технической эксплуатации автомобилей. Это требует создания необходимой производственной базы для поддержания подвижного состава в исправном состоянии, широкого применения прогрессивных и ресурсосберегающих технологических процессов ТО и ремонта, эффективных средств механизации, роботизации и автоматизации производственных процессов, повышения квалификации персонала, расширения строительства дорог улучшения их качества.
Требования к надежности транспортных средств повышаются в связи с ростом скоростей и интенсивности движения, мощности, грузоподъемности и вместимости автомобилей, а также при усилении технологической и организационной связей автомобильного транспорта с обслуживающими предприятиями других видов транспорта.
Также важной проблемой, решаемой автомобильным транспортом и, в частности технической эксплуатацией, является применение альтернативных видов топлива и, прежде всего, сжатого природного и сжиженного нефтяного газа.
Из тенденций, оказывающих положительное влияние на техническую эксплуатацию автомобилей, необходимо отметить следующие: расширение дорожного строительства; сокращение за последние годы трудоемкости ТО и ремонта, а также повышение ресурса автомобилей в результате совершенствования конструкции и качества их ТО и ремонта; укрупнение транспортного предприятия.
Производственно-техническая база перестраивается на принципах централизации, специализации и кооперирования ТО и ремонта. В результате повышения квалификации ремонтного персонала, лучшей организации и оснащения предприятий средствами механизации, перехода к аренде увеличилась производительность труда.
Обеспечение работоспособности и реализация потенциальных средств автомобиля, заложенных при его создании (в частности, эксплуатационной надежности), снижение затрат на содержание, ТО ремонт, уменьшение соответствующих простоев, обеспечивающих повышение производительности перевозок при одновременном снижении их себестоимости, т.е. повышение экономичности и обеспечение экологичности основные задачи технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта.
Существенное значение для решения проблемы управления техническим состоянием автомобиля имеет планово-предупредительная система ТО и ремонта подвижного состава, регламентирующая режимы и другие нормативы по его содержанию в технически исправном состоянии.
Важным элементом решения этой проблемы является совершенствование технологических процессов и организации производства ТО и ремонта автомобилей, включающее рационализацию структуры инженерно-технической службы, методов принятия инженерных решений, технологических приемов, оборудования постов и рабочих мест, научную организацию труда.
Организация материально-технического снабжения и научно обоснованного нормирования включает в себя перевозку (получение), хранение, раздачу, нормирование расхода эксплуатационных и ремонтных материалов, запасных частей, агрегатов и мероприятия по их экономии, обеспечивающие уменьшение затрат на содержание парка автомобилей.
Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии в значительной степени зависит от уровня развития и условий функционирования производственно-технической базы автотранспортного предприятия, представляющей собой совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенных для ТО, ТР и хранения подвижного состава.
Эффективность развития производственно-технической базы во многом определяется качеством проектных решений, которые должны обеспечивать:
- реализацию в проектах достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта с тем, чтобы построенные вновь или реконструируемые предприятия во время их действия был технически передовым и обеспечивали высокое качество ТО и ремонта подвижного состава в соответствии с научно обоснованными нормативами по затратам труда, сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов;
- высокую эффективность капитальных вложений;
- высокий уровень градостроительных и архитектурных решений;
- рациональное использование земель, обеспечение взрыво- и пожаробезопасности объектов.
При этом эффективность капиталовложений обеспечиваются за счет:
- первоочередного наращивания мощностей путем реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий;
- механизации и автоматизации производственных процессов и дальнейшего сокращения ручного труда;
- применения индустриальных методов строительства и эффективных форм его организации, обеспечивающих повышение производительности труда;
- совершенствование объемно планировочных решений и конструктивных решений зданий и сооружений и, в частности, их объединения (блокирования), рационального применения монолитного железобетона, широкого использования легких конструкций и материалов, эффективного инженерного оборудования.
Сокращение трудоемкости работ, оснащение рабочих мест и постов высокопроизводительным оборудованием следует рассматривать как одно из главных направлений технического прогресса при создании и реконструкции предприятий автомобильного транспорта.
Реконструкция обеспечивает возможность наращивания мощностей в более короткие сроки и с меньшими затратами, чем при новом строительстве.
Реконструкция АТП предусматривает переустройство существующих зданий и сооружений, связанное с совершенствованием технологических процессов, внедрением нового прогрессивного оборудования, повышением эффективности функционирования производственно-технической базы, улучшением санитарно-гигиенических условий труда, осуществлением технических мероприятий по улучшению охраны окружающей среды. В отличие от расширения, реконструкция осуществляется, как правило, без увеличения площади зданий и сооружений.
При реконструкции АТП увеличение производственной мощности обеспечивается за счет устранения диспропорций между отдельным элементами производственно-технической базы, повышения уровня механизации производственных процессов, роста производительности труда.