Проведенное исследование подтвердило свою актуальность теоретическую и практическую значимость.
В первой части исследования был осуществлен анализ теоретических подходов к проблеме темперамента, его различных типологий и особенностей типов. Данная проблема разработана в трудх И.П. Павлова, Б.М.Теплова, В.Д. Небылицина, Я. Стреляу
С психолого- педагогической точки зрения рассмотрен взгляд на психологические особенности дошкольного возраста таких авторов как Л.С. Выготский, В.Б. Эльконин, М.И.Лисина и ряда других. Анализ литературы по возрастным особенностям изучаемого периода позволил утверждать, что для детей старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Поэтому через игровую деятельность наиболее ярко выявляются темперамент, его особенности.
Все это выявило необходимость практического изучения и апробации теоретических выводов на практике.
Кроме этого в контексте изучаемой проблематики рассмотрены особенности проявления типов темперамента у дошкольников в ходе их взаимодействия с воспитателями и сверстниками.
Все дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических потребностей. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшие периоды детства. В раннем и дошкольном возрасте, в связи с расширением сферы жизнедеятельности, особенности свойств темперамента ярко заметны в играх, бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками.
Так как темперамент обусловлен общим типом нервной системы, то психологическими признаками темперамента могут быть лишь достаточно устойчивые и постоянные индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, сохраняющиеся на протяжении длительного отрезка жизни Что касается индивидуальных особенностей в динамике протекания эмоционально волевых процессов, то есть некоторые данные, показывающие, что они впервые проявляются в раннем детстве и сохраняются на протяжении длительного периода жизни. Индивидуальные особенности эмоционально-волевых процессов, характеризующие темперамент, вопреки традиции, идущей от Канта, нельзя сводить только к скорости и силе эмоционально-волевых процессов. Круг этих особенностей должен быть значительно расширен в соответствии с основными свойствами общего типа высшей нервной деятельности.
Динамическая характеристика психической деятельности не имеет самодовлеющего, формального характера; она зависит от содержания и конкретных условий деятельности, от отношения индивида к тому, что он делает, и к тем условиям, в которых он находится.
Во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержание жизни человека.
Учет индивидуально-психических особенностей дошкольников в воспитательном процессе возможен благодаря индивидуальному подходу, основанному на использовании знаний об особенностях организации деятельности дошкольников с разным типом темперамента.
С целью экспериментальной проверки теоретических обобщений данной работы было проведено исследование, состоящее из констатирующего и формирующего экспериментов.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение типов темперамента у детей дошкольного возраста. Также был определен уровень зрелости и воспитанности. Методики исследования были подобраны с учетом исследуемой возрастной категории- это наблюдение и психогеомтрический тест( проективная методика, позволяющая работать с нечитающими испытуемыми)
По результатам проведенного исследования можно сделать ряд выводов:
50% младших школьников из экспериментальной группы, принимавших участие в исследовании, обладают холерическим темпераментом. 12,5% - обладают флегматическим темпераментом. 25% - относятся к сангвинистическому типу темперамента. 12,5% - обладают меланхолическим темпераментом.
На констатирующем этапе исследования у 62,5% участников исследования из экспериментальной группы и 50% из контрольной группы отмечается средний уровень интеллектуальной зрелости. 11,1% обладают низким уровнем интеллектуальной готовности к школе. Подавляющее большинство участников исследования обладают средним (75% из экспериментальной и 66,7% из контрольной группы) уровнем обученности. У 37,5% участников исследования из экспериментальной и 66,7% из контрольной группы отмечается высокий уровень развития мотивационной готовности к школе. 50% участников исследования из экспериментальной и 22,2% из контрольной группы обладают средним уровнем мотивационной готовности к школе. 12,5% участников исследования из экспериментальной и 11,1% из контрольной группы обладают низким уровнем мотивационной готовности к школе.
В связи с этим целью формирующего эксперимента стало следующее:
Разработать и апробировать программу развития школьной зрелости и воспитанности с учетом индивидуального подхода к ребенку, основанного на типе его темперамента.
В воспитательном процессе перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия. Спрашивать сангвиников следует в начале занятия, поскольку к концу занятий у них снижается работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если задание требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению.
Холерик на занятиях способен активно браться за предложенную преподавателем деятельность. Но его нужно постоянно дополнительно стимулировать и вдохновлять, потому что они быстро теряют интерес к монотонной, однотипной деятельности. Холериков стоит спрашивать в начале занятия, давать им как можно более разнообразные задания. Можно поручать им стирание с доски или раздачу материалов всем детям.
Флегматика на занятиях нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. Флегматик с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Флегматики в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники. Поэтому им можно давать самостоятельные задания. У флегматиков наблюдается склонность к бездеятельности. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго.
В привычной и спокойной обстановке дети с меланхолическим темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Спрашивать этих детей стоит в середине или в конце занятия, поскольку они отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. В отношении меланхолика со стороны воспитателя недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. С меланхоликом надо быть предельно мягким и доброжелательным. Общение с другими людьми меланхолика, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Ему легче выполнять задание в одиночку. Меланхоликам нужны частые перерывы для отдыха.
По результатам оценки эффективности формирующего эксперимента также сделан ряд выводов:
Используемая в ДОУ образовательная программа способствует развитию интеллектуальных способностей и обученности (т.е. уровня развития знаний, умений и навыков требуемых культурой). Эти параметры изменились как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
В процессе эксперимента оказалось возможным сделать более эффективными (по сравнению с контрольной группой) воспитательные воздействия на детей.
Учет индивидуально-психических особенностей детей в процессе воспитания позволяет оптимизировать воспитательные воздействия и приводит к более высоким результатам. Так в экспериментальной группе отмечаются более интенсивные сдвиги в уровне интеллектуального развития и обученности, а также значимые сдвиги преобладают и в изменениях уровня мотивации дошкольников.
Результаты формирующего эксперимента, проводимого в рамках эмпирического исследования позволило сделать вывод, что используемая в ДОУ образовательная программа способствует развитию интеллектуальных способностей и обученности (т.е. уровня развития знаний, умений и навыков требуемых культурой). Эти параметры изменились как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Учет индивидуально-психических особенностей детей в процессе воспитания позволяет оптимизировать воспитательные воздействия и приводит к более высоким результатам. Так в экспериментальной группе отмечаются более интенсивные сдвиги в уровне интеллектуального развития и обученности, а также значимые сдвиги преобладают и в изменениях уровня мотивации дошкольников.
Таким образом, в ходе исследования поставленные задачи были решены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.