Организация и планирование путевых работ в значительной степени определяет состояние железнодорожного пути, позволяет удлинить межремонтные сроки, экономить материально-технические ресурсы, существенно влияет на безопасность движения поездов /1/.
На долю путевого хозяйства приходится около половины основных фондов железнодорожного транспорта Российской Федерации. Поэтому новые подходы к обоснованию своевременности назначения участков пути к ремонту и планово-предупредительной выправке - задача, напрямую влияющая на успех внедрения системы менеджмента качества на сети дорог ОАО «РЖД». Стабильное и надежное состояние железнодорожного пути в течение всего периода эксплуатации позволит привлекать дополнительные инвестиции в развитие перевозок и повысить конкурентоспособность ОАО «РЖД» на российских и международных транспортных рынках /1/.
Планирование путевых работ основывается на установленных нормативными документами межремонтных сроках, а также на результатах мониторинга состояния пути и сравнения величин критериев назначения ремонтов и планово-предупредительной выправки с их допустимыми значениями /1/.
Одно из важнейших свойств, отражающих состояние пути - его равно-упругость. Она должна достигаться после всех путевых работ. Согласно «Техническим условиям на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути» (ЦПТ-53) основные работы по восстановлению равноупруго-стиподрельсового основания - подъемочный ремонт и планово-предупредительная выправка. Объемы этих работ существенны. К примеру, в 2006 г. на сети ОАО «РЖД» объем машинизированной выправки пути превысил 20 тыс. км и составил шестую часть от развернутой длины главных путей /1/.
Действующие критерии выбора участков вышеуказанных работ - количество отступлений II степени на километр пути, превышение процентной доли загрязненности щебня, число неисправных элементовверхнего строения пути. Состояние пути характеризуется балловой оценкой в различные периоды времени. Качество выполненных путевых работ также выражается в баллах: до и после /1/.
Между тем, при выборе граничных значений параметров пути, при которых требуется проведение ремонтных и выправочных работ, необходимо оценивать динамику взаимодействия пути и подвижного состава с выделением негативных, с точки зрения накопления расстройств пути, состояний под рельсового основания. Проведение натурных экспериментов требует значительных затрат. Определение состояния пути позволит принять более обоснованные решения попланово-предупредительных выправок, а также контролировать качество работ /1/.
Возможно одним из вариантов решения этой проблемы является совершенствование планово-предупредительной выправки пути с внедрением машинных комплексов.