Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

ВЛИЯНИЯ ПАЛЬЧИКОВОГО ИГРОТРЕННИНГА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА





Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………....................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

1.1 Речевое развитие детей раннего возраста как психолого-педагогическая проблема………………………………………………………..7

1.2Структурные компоненты развития речи детей раннего возраста…………………………………………………………………………………15

1.3 Пальчиковые игры как эффективное средство речевого развития детей …………………………………………………………………………….22

Выводы по первой главе………………………………………………26

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ПАЛЬЧИКОВОГО ИГРОТРЕННИНГА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

2.1Организация и проведение исследования уровня речевого развития у детей раннего возраста……………………………………………...........29

2.2 Интерпретация результатов исследования………………………33

2.3 Рекомендации для родителей и педагогов по использованию пальчикового игротренинга……………………………………………………50

Выводы по второй главе……………………………………………….52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….58

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….61

Введение

Актуальность исследования.Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания.

Ребенку предстоит в несколько лет овладеть всеми формами родного языка, научиться произносить все звуки, накопить многотысячный словарь, усвоить грамматический строй речи, научиться связно, логически рассказывать.

В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка. На первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова; на втором году - понимание, подражание, активная речь (словарь); на третьем году - понимание, активная речь: словарь, грамматические формы, предложения. Уже на первом году речь начинает выполнять функцию общения.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, - уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в разных видах деятельности.

Многие причины задержки развития речи, ее дефекты у детей в старшем возрасте кроются в условиях ее развития на этом раннем этапе. Психологами и лингвистами доказано, что именно в первые годы жизни ребенка темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие.

Таким образом, речь ребенка надо развивать с самого раннего возраста.

Хорошо развитая речь ребенка - это гарантия не только его общего психического развития, но и нормального общения со сверстниками и взрослыми. Полноценное развитие речи должны обеспечить взрослые: педагоги и родители.

Значимость и актуальность исследования подтверждается вниманием к ней со стороны современных педагогов и психологов. Вопросами использования в практике ДОУ пальчиковой гимнастики, пальчиковых игр и упражнений для детей раннего возраста занимаются ученыеА.С. Галанов,

С.Е.Корнилова, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.

Несмотря на значительную работу, остались без внимания положения, определяющие методику их применения в структуре комплексных занятий по развитию речи, а также вопросы осуществления совместной работы воспитателей и родителей по использованию тонкой моторики в речевом развитии детей раннего возраста.

Анализ психолого - педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая, Ю.А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Все это свидетельствует об актуальности выбранной намитемы исследования: «Пальчиковыйигротренинг как эффективное средство речевого развития детей раннего возраста».

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное исследование роли пальчикового игротренинга в речевом развитии детей раннего возраста.

Объектисследования: процесс речевого развития детей раннего возраста.

Предметисследования:пальчиковый игротренинг как эффективное средство речевого развития детей раннего возраста.

Гипотеза исследования - процесс развития речи детей раннего возраста будет более эффективным, если на занятиях будет использоваться пальчиковый игротренинг.

Задачи исследования:

1. Изучение литературы по проблеме речевого развития детей раннего возраста.

2.Проведение экспериментального исследования по выявлению влияния пальчикового игротренинга на речевое развитие детей раннего возраста.

3. Формулирование обобщений и выводов.

4.Разработка рекомендаций для родителей и педагогов поиспользованию пальчикового игротренинга.

Теоретико-методологические основы исследования:теория Ж.Пиаже об эгоцентризме детей, объективные симптомы развития речи, выделенныеВ.А.Штерном и др., положения В.И.Лубовского о значении периода раннего возраста в развитии речи; результаты исследований А.С.Галановой, С.Е.Корниловой, М.М.Кольцовой о взаимосвязи сенсорного и речевого развития.

Методы исследования:

- изучение научной литературы,

- тестирование,

- изучение педагогической документации,

- математическая обработка результатов исследования (автоматический расчет Т- критерия Вилкоксона)

Методики исследования:

- комплекс методик для изучения развития речи детей третьего года жизни Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной[22],

- параметры оценивания разнообразия методическогоинструментария, направленного на развитие мелкой моторики (студентка Чумарова С.А.),

- развивающая методика «Пальчиковыйигротренинг».

База исследования: дошкольное образовательное учреждение - детский сад №50 «Лэйсэн» г.Альметьевска РТ.

Выборка:30детей раннего возраста (по 15 детей из двух групп: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ)).

Теоретическая значимость работы: изучена психолого-педагогическая сущность проблемы развития речи детей от1года до 3 лет; выделены структурные компоненты речевого развития детей раннего возраста; сформулированы выводы о взаимосвязи сенсорно-двигательного и речевого развития детей.

Практическая значимость работы:разработаны рекомендации для родителей и педагогов по использованию пальчикового игротренинга как средства развития речи.Разработанные в исследовании конкретные приемы и средства могут быть использованы не только в семьях, но и в других вариативных формах детского сада для повышения эффективности взаимодействия педагогов с семьей с целью улучшения развития речи детей.

Структура - работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения

Заключение

В соответствии с задачами исследования в первой главе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме речевого развития детей раннего возраста, что позволило нам сделать следующие выводы.

Педагогическое общение - это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Воспитатель в процессе педагогического общения осуществляетсвои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания.

Раннее детство - период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится предметная, а ситуативно-деловое общение с взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

Важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой, поэтому рассмотрим особенности речевого развития детей раннего возраста.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь - это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.

Во второй части работы нами было проведено исследование уровней развития речи, которое показало отставание в речевом развитии у большинства детей.

В наше время бурно развиваются информационные технологии, которые, конечно же, необходимы человечеству для выполнения различных работ, сейчас нет ни одной области, где не используют компьютеры и информационные программы. Но негативная сторона информационных технологий заключается в том, что люди перестали общаться между собой. И первыми забили тревогу педагоги, потому, что именно они видят, как деградирует общество, а самый незащищённый контингент - это конечно дети.

Работая в дошкольном образовательном учреждении, мы ежедневно сталкиваемся с различной речевой патологией, и с каждым годом речевые нарушения у детей становятся всё тяжелей. Причины речевых нарушений разные, но одна из причин - это недостаток у детей коммуникативных навыков.

И для того, чтобы человечество не перешло к форме общения первобытных людей - жестам, педагоги вынуждены искать новые интересные формы работы не только с детьми, но и с родителями. И если дети откликаются на предложение поиграть, то, как же тяжело вдохновить родителей принять участие в любых педагогических мероприятиях.

Для того, чтобы начать работать с детьми раннего дошкольного возраста нам пришлось перечитать методики разных авторов, обратиться к давно забытым формам общения с детьми. И как говорит мудрость: всё новое - это хорошо забытое старое. Оказалось, что в наш век высоких технологий очень эффективны старые приёмы развития детей раннего возраста.

Ещё с давних времён талантливые люди из народа играли с маленькими детьми, которые ещё не умели говорить и сопровождали слова песни или слова-игры с пальчиками ребенка. Отсюда родились известные всем игры: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Гуленьки», «Коза рогатая» и т.д.

Специалисты, такие как невропатолог и психиатр В.И. Бехтерев, физиолог И.П. Павлов, писатель Н.И. Новиков и другие, исследующие деятельность мозга и психику детей в своих исследованиях отмечали, что развитие тонких движений пальцев рук благотворно влияет на развитие и функционирование мозга.

И.П.Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал кинестетическим ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее карта мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.

Выдающийся педагог-гуманист и философ Мария Монтессори сказала, что «рука человека - это вынесенный наружу мозг», поэтому в своей работе с детьми раннего возраста мы применяем различные пальчиковые игры, пальчиковый театр, пальчиковую гимнастику. Родители детей, с которыми проводилась эта работа, отмечают, что дети стали лучше говорить, с удовольствием играют с пальчиками. На сегодняшний день существует множество пальчиковых игр, которые предназначены для детей разных возрастных групп: начиная с самых простых и заканчивая очень сложными играми.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Родители получают возможность наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научится и дома применять подходящие методы воспитания; у родителей формируется более высокая оценка достижения своих детей и гордость за них; развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома, они оказывают помощь в изготовлении атрибутов.

Итак, привлечение родителей к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, наконец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход.

Сопоставляя эти факты, можно прийти к заключению: говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведенные здесь факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

Список литературы

1. Аванесова, В.Н., Обучение самых маленьких в детском саду / В.Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 2005. - 176с.

2. Авдеева, Н.Н., Мещерякова, С.Ю. Вы и младенец / Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова. - М.: Просвещение, 2001. - 213с.

3. Аксарина, Н.М., Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М.: Медецина 2007. - 304с.

4. Алямовская, В.Г. Ясли - это серьезно / В.Г. Алямовская. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 159с.

5.Арефьева, Л.Н. Лексические темы по развитию речи/ Л.Н. Арефьева.- М.: ТЦ Сфера, 2008.

6.Антакова-Фомина, Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук / Л.В. Антакова-Фомина // В кн.: Тезисы докладов XXIV-го Всесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности. - М.: МГУ, 1974. - С. 128-139.

7.Борисенко, М.Г., Лукина, Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики) - СПб, 2005.

8.Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Педобщество, 2003. - 240с.

9.Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006 - 420 с.

10.Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. -Ростов-на-Дону, 1999. - 345 с.

11.Галкина, Г.Г., Дубинина, Г.И. Пальцы помогают говорить/ Г.Г. Галкина, Г.И. Дубинина. - М.: «Гном и Д», 2005.

12.Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.

13.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В.В. Гербова - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 241 с.

14.Грехнев, В.С. Культура педагогического общения / В.С. Грехнев. - М.: Просв., 2000 - 197с.

15.Исенина, Е. И. Дословесный период развития речи у детей/ Е.И. Исенина - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, - М.: Педагогика, 1986. - 144 с

16.Диченскова, А.М. Страна пальчиковых игр/ А.М. Диченскова - Ростов Н\Д: «Аркти», 2004.

17.Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова - М.: Просвещение, 2004. - 98с.

18.Журба, Л.Т., Мастюкова, Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни/ Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова - М., 1981.

19.Запорожец, А.В. Психология / А.В. Запорожец - М.: Сфера, 2001. - 228 с.

20.Зубарева, Н.С. Коммуникативные навыки как основа оптимального педагогического общения / Н.С. Зубарева // Теория и практика развивающего обучения. - М.: Гном, 2001. - 354с.

21.Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада / А.Г. Исмагилова. - М.: Знание, 2009. - 96 с.

22.Ильина, М.В. Чувствуем-познаем-размышляем/ М.В. Ильина - М.: «Аркти», 2004.

23.Карелина, И.О. Эмоциональное развитие детей/ И.О. Карелина - Ярославль: «Академия развития», 2006.

24.Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. - метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г.Г. Григорьева и др. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 253 с.

25.Кольцова, М.М., Рузина, М.С. Страна пальчиковых игр/ М.М. Кольцова, М.С. Рузина, - СПб.,1997.

26.Кольцова, М.М., Рузина, М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковыйигротренинг/ М.М. Кольцова, М.С. Рузина.Изд.: У-Фактория, 2006.

27.Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка/ М.М. Кольцова - М. 1973.

28.Крупенчук, О.И. Научите меня говорить правильно!/ О.И. Крупенчук - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.

29.Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет/ О.И. Крупенчук - СПб.: «Мастера», 2007.

30.Лангеймейер, В. Й, Матейчек, З. Психическая депривация в дошкольном возрасте / В. Й Лангеймейер, З. Матейчек. - М.: Просвещение, 1984, С.5-19, 26-40.

31.Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1985. - 214 с.

32.Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.

33.Лопухина, И.С. Логопедия - речь, ритм, движение/ И.С. Лопухина - СПб.: «Дельта», 1997.

34.Люблинская,А.А. Детская психология, - М., 1971.

35.Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) / В.И.Лубовский : Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1978. - 224с.

36.Мастюкова, Е.М., Московкина, А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. Пособие для студентов высш.учеб.заведений/Под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит.Изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 408с.

37.Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и детский возраст) / Е.М. Мастюкова - М., 1997.

38.Метельская, Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях/ Н.Г. Метельская - М.: ТЦ «Сфера», 2008.

39.Миронова, Е.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / Е.А. Миронова. - М.: Педагогика, 2001.

40.Монтессори, М. Помоги мне это сделать самому // составители М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М.: ИД «Карапуз», 2005. - 272с.

41.Мухина, B. C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа / B. C. Мухина // Вопросы психологии. 2009. - N1. С.15-19.

42.Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш.Учеб.Заведений: в 3кн. Гуманит. Изд.Центр ВЛАДОС, 2001. - кН.2: Психология образования. - 608с.

43.Никитина, А.В. 29 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей/ А.В. Никитина - СПб.: КАРО, 2008.

44.Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/ Н.В. Нищева - СПб.: «Детство-Пресс», 2007.

45.Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков/ Г.А. Османова, Л.А. Позднякова - СПб.: КАРО, 2007.

46.Овчинникова, Т. С., Двигательный игротренинг для дошкольников Автор/составитель: Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Издательство: Речь, 2009,с. 176.

47. Павлов, И.П. Полное собрание сочинений, 2 изд. Т. 1-6, М., 1951-1952.

48.Павлова, Л.Д. Малыш учится говорить / Л.Д. Павлова. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №8. - С.84 - 86.

49.Павлова, Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Д. Павлова. - М.: Просвещение, 2000. - 208 с.

50.Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет.сада/К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 2006. - 144 с. л.

51.Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже - М., 1998. - 347 с.

52.Педагогика раннего детства: Учеб.пособие для студентов сред.пед.учеб.заведений / Г.Г.Григорьева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 336с.

53. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного

возраста: метод.пособие / Е. А. Стребелева, Ю. А. Разенкова, А. Н.

Орлова, Н. Д. Шматко; под ред. Е. А. Стребелевой; М-во общ. И

проф. образования Рос. Федерации, Ин-т коррекц. педагогики РАО. -

М.: Полиграф сервис, 1998.

54.Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи// Хрестоматия по теории

и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М.М.

Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия»,

1999. -560с.

55.Рымчук, Н.А. Пальчиковые игры и развитие детской моторики/

Н.А. Рымчук - М.: «Рипол классик», 2008.

56.Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский. Изд.: Народная асвета, 1982. - 407с.

57.Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми/ В.И. Селиверстов - М.: ВЛАДОС, 1994.

58.Толбакова, А.К. Пальцы помогают говорить //Дошкольное воспитание/ А.К. Толбакова - 1988. - № 4; 1989. - № 10 .

59.Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь/ В.В. Цвынтарный - СПб.: «Хардфорд», 1996.

60.Штерн, В.А. Язык детей / В.А.Штерн. - Эксмо, - 1907. - 228с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Совершенствование системы управления АПК на уровне МО
  2. Проблемы принятия решений в государственных организациях
  3. Правовое положение местной администрации 2
  4. Роль лидера и групповая работа на предприятии
  5. Теория В. Д. Сорокина и ее роль в развитии науки
  6. Право собственности
  7. написать программу шифр цезаря
  8. Цивильное право в системе римского права
  9. Организация детских общественных объединений
  10. Культура глобализации в работах Э. Гидденса
  11. Устройство детей на воспитание
  12. Кафе Европа
  13. Организация предприятия малого бизнеса на примере ООО «ЭКЗОТИК ТУР»
  14. Конфликтология
  15. Спец службы и правоохранительные органы Франции
  16. Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии
  17. Разработка многоточечного электронного термометра
  18. Понятие и виды политического(государственного) режима
  19. Мoнapxия кaк фopмa пpaвления.
  20. Система адаптации персонала в ОАО "Сбербанк России"
  21. Сделки: понятие, виды и формы. Недействительность сделок.
  22. Разработка проекта по продвижению базы активного отдыха на примере «Экстримлэнд»
  23. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)
  24. Принципы трудового права
  25. Объекты конституционно-правовых отношений
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: