Актуальность заключается в том, что сегодня глобализация сильно изменила статус и место модернизационных процессов, а также показала, что время классической модернизационной теории ушло. Она разрушила представления о единственности модернизационной теории, вывела на обочину дискуссии о постмодернизме, оставив в качестве коренного вопрос о том, является ли современность завершенным или незавершенным проектом. Этого мнения придерживаются Э. Гидденс, С. Лэш, У. Бек и др., хотя по мнению этих авторов, западный мир вступает в новую современность. Другие авторы, драматизируя завершение поздней современности, считают современность завершившейся в целом. Они также заявляет о том, что проект современности завершен, идет расщепление социальной ткани, общество становится квазиприродной реальностью, не управляемой людьми, которые делаются все более обособленными, и в этом смысле индивидуализированными, не становясь индивидами и личностями. Третьи, полагая сегодняшнее время переходным, предлагают новые варианты модернизационной теории или ее субституты, которые могли бы прояснить суть сегодняшних трансформаций, охвативших мир в целом.
Как видно, вопрос модернизации разнообразен и многогранен. Он требует детального исследования ввиду своей особой актуальности для большинства современных государств. Ведь для того чтобы преуспеть в быстро меняющемся мире, не отстать от лидеров или найти своё место в нём, необходимо поставить цель, нужно чётко определить, каким должно стать определённое общество в будущем. Также следует проанализировать путь, проделанный другими обществами на пути к достигнутому уровню общественного, экономического и социального развития. Лишь учтя многообразный опыт по модернизации многих других государств мира, наложив его на особенности местного менталитета и традиций, можно двигаться вперёд.
Научная разработанность темы заключается в том, что в основе методологии ранней линеарной теории модернизации лежали аксиоматические теоретические положения Макса Вебера о том, что любой процесс изменения, совершающийся в обществе, в конечном счете, означает усиление рациональных начал. Толкотт Парсонс обобщил аксиоматику Вебера и сформулировал закон возрастающей рациональности в применении к социальному обществу.
Концепции теоретико-методологические основы современной модернизации разрабатывались многими зарубежными учеными и практиками. Проблемы развития и модернизации представлены в работах Ф.Тейлора, Г.Эмерсона, А.Файоля. Исследования Д.Макгрегора, Ф.Герцберга, А.Маслоу привели к созданию гуманистической концепции управления модернизации.
Т.Шульц, Д.Джой-Меттьюз, Д.Меггинсон, М.Сюрте обратили внимание на усиление роли человеческого фактора на этапе постиндустриального развития.
Советская научная школа, а именно С.Я.Батышев, Б.Д.Бреев, А.Д.Выварец, В.М.Зуев, А.Э.Котляр, Д.С.Львов, С.В.Пирогов, М.А.Ревазов, В.А.Трапезников, Ю.А.Чернегов занимались вопросами подготовки кадров в условиях научно-технического прогресса и отраслевого хозяйственного расчета.
К влиянию профессионального развития на модернизацию в обществе обращались Х.А.Беков, Н.П.Ващекин, В.П.Воронин, Д.Н.Карпухин, В.И.Кравцова, А.И.Кунаев, А.А.Литвинюк, В.Р.Мартынов, Ю.В.Миронов, Р.В.Савкина, В.Е.Шукшунов, В.М.Яковлев.
В начале XXI века отчетливо можно выделить тенденции возврата к идее ранней модернизационной перспективы – «универсальность против уникальности развития». Существуют несколько научных направлений в рамках, которых осуществляется обновленная теоретическая разработка ключевого постулата классической модернизационной парадигмы.
Однако до настоящего времени не нашел научно-методологического и практического решения целый комплекс проблем в области теоретико-методологические основы современной модернизации.
Необходимость создания целостной, научно-обоснованной концепции регулирования развития модернизации, практическая значимость методологических и методических положений по регулированию исследуемых процессов в соответствии с потребностями организации наряду с недостаточной изученностью ряда вопросов определили выбор темы, ее цель, предмет, объект и содержание.
Предмет исследования – современная модернизация в ее теоретико-методологических основах.
Цель работы – исследовать теоретико-методологические основы современной модернизации.
Исследовательские задачи:
изучить генезис и сущность современной модернизации;
исследовать теоретико-методологические подходы к анализу современной модернизации.