Актуальность. Категорию «глобализация» (от англ. global - мировой, всемирный) впервые употребил в описании мировой экономики американский экономист Т. Левитт в статье, опубликованной в газете «Гарвард бизнес ревю» в 1983 г. Под этим термином он понимал процесс слияния рынков отдельных благ, выпускаемых крупными транснациональными и многонациональными корпорациями. Наиболее широкое значение этому понятию дал японский экономист К. Омэ, консультант Гарвардской школы бизнеса, в своей книге «Мир без границ» (1990), в которой он выделил пять основных направлений глобализации: финансовую глобализацию, становление глобальных многонациональных корпораций, регионализацию экономики, интенсификацию мировой торговли, тенденцию к конвергенции.
Любой процесс в обществе неоднозначен и, как минимум, имеет две точки зрения. Соответственно процессы глобализации вызвали к рождению течения антиглобализма, т.е. фактической критики глобализационного процесса.
В переходный период развития русской истории в конце XX века в связи с распадом Советского Союза и ликвидацией социалистической системы широко распространилось мнение, что окончательно исчезла коммунистическая и даже социалистическая альтернатива развития человеческой цивилизации, которая будет впредь эволюционировать в строгом соответствии с либеральными принципами и законами так называемого «свободного мира».
Делалась попытка отбросить наличие антагонизмов в капиталистическом обществе, которые объективны по сути и всегда в нем существо вал и, по на протяжении нескольких десятилетий под влиянием мировой системы социализма, рабочего и освободительного движения, технико-экономического прогресса проявлялись в смягченной форме. Однако появление (в 90-х гг. XX в.) и быстрый рост антиглобалистского движения показывают ошибочность игнорирования присущих капитализму антагонизмов.
Современные антиглобалисты чем-то напоминают участников первых стихийных выступлении трудящихся в конце XVIII - первой половине XIX в. против капитализма, происходивших еще в неразвитой, варварской форме. Тогда объектом народного гнева нередко становились фабрики и машины, в которых рабочие видели главный источник своих бед и страданий, а сейчас -международные институты, транснациональные корпорации и главы правительств ведущих стран.
В настоящее время назрела насущная потребность изучения нового социального движения антиглобализма, выявления принципов его формирования и тенденций развития, которые способствуют оптимизации общественного прогресса и смягчению негативных последствий глобализации.
Антиглобализм как новое международное протестпое движение сразу привлек к себе внимание средств массовой информации, зарубежных и отечественных научных кругов, В этом и^т ничего удивительного: уже около десяти лет подготовка и проведение каждой крупной встречи руководства международных организаций (ВТО, МВФ) и ведущих держав («Большой семерки», впоследствии «Большой восьмерки») сопровождаются бурными и эксцентричными протестами антиглобалистов. Однако, хотя протесты антиглобалистов всегда вызывают интерес средств массовой информации, из обширных, но бедных по содержанию комментариев журналистов и дикторов трудно понять, что такое антиглобализм. Сообщения СМИ о нем часто противоречивы и тенденциозны. Как говорит редактор французского аналитического издания «Монд дипломатик» И, Рамоне, в XX в. цензура приобрела две, лишь Eta первый взгляд взаимоисключающие, формы - либо сведение до минимума информации, либо распространение максимума сведений, в океане которых топится суть информации.
Недостаточность объективной информации об антиглобализме, противоречивость его оценок, растущий интерес общественности к проблемам анти-глобализма, с одной стороны, потребности развития самого антиглобалистского движения, необходимость повышения его эффективности и авторитета, формирования адекватных представлении о нем в обществе, с другой стороны, - все это подчеркивает актуальность избранной темы исследования.
Очевидно, что исследование антиглобализма - междисциплинарная задача. Следовательно, особое значение и ее решении принадлежит социально-философскому анализу, призванному раскрыть природу антиглобализма и перспективы его развития.
Степень разработанности проблемы. Наиболее полно материалы об антиглобалистах представлены на так называемых «красных сайтах» Интернета, который антиглобалистами любим и превращен в мощное оружие пропаганды и организации. На этих многочисленных, порой противоречивых сайтах приводится в основном информация, связанная с историей возникновения антиглобалистского движения, формами антиглобализма, описанием методов борьбы п организации движения, критикой существующего мирового порядка. На этих сайтах характеризуются самые разные точки зрения на антиглобализм - от силы, способной радикально решить мировые проблемы и направить развитие человечества в лучшую сторону, до тупикового, неконструктивного движения, способного ввергнуть общество в анархию и разрушение. Распространены и более умеренные взгляды, например, о том, что антиглобализм способен реформировать и оздоровить существующую глобальную капиталистическую систему.
Проблеме антиглобализма, широко освещаемой в СМИ, в меньшей степени уделяется внимание в научных изданиях. В связи с новизной феномена, его разносторонностью и многообразием сколько-нибудь полной теории антиглобалистского движения пока нет ни и зарубежной, ни в отечественной литературе, В сущности, отрабатываются лишь подходы к исследованию дайной проблемы. Речь идет о характеристике антиглобализма как социального явления.
Антиглобализм рассматривают как полустихийный или стихийный протест против глобализации в се нынешней форме. Это в некоторой степени придает исследованиям антиглобализма негативный характер. Так, многие официальные политики и экономисты исходят из того, что глобализация -объективный, безальтернативный и необратимый процесс создания единого мира, управляемого универсальными законами. В этой связи антиглобализм рассматривается как неконструктивное движение, способное лишь к критике и склонное к насилию. Например, Дж. Бхавати наделяет антиглобалистское движение такими характеристиками, как антикорпоративизм, антикаиитализм и антнамериканизм, и в целом оценивает его как утопическое. В России эту точку зрения поддерживают В.Л. Иноземцев, Е. П. Бажанов и др.
Наиболее признанными современными зарубежными теоретиками антиглобализма являются Маркое, Н. Кляйп, А, Негри, М. Хардт, С. Джордж, И. Ра-мопс, 1-І. Хомский, К. Агитоп, А. Каллиникос, 3. Бауман, Д. Кортен, М. Валлерстайн, С. Амин, П. Бурдье, Дж. Холлоуэй, С, Жижек, Л. X. Ларуш, Ф. Утар и др. Все они критически относятся к глобализации в нынешней форме. Кроме этого, особенно среди радикальных антиглобалистов, почитаются авториіет-пыми и усиленно штудируются тексты классиков «левой идеи»: М.А. Бакулина, П.А. Кропоткина, К. Маркса, В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Т. Адорно, Г. Маркуэс, Г. Дебора и др.
Широко цитируются антиглобалистами труды А. Негри и М Хардта «Империя» и «Множество: война и демократия в эпоху Империи»1. Они пишут; «..мы пытаемся стать выразителями разума, который мечтал о том, чтобы когда-нибудь объединить эксплуатируемые классы в коммунистический Интернационал». Соавторы считают, что нынешний глобальный порядок надо трактовать как глобальную сетевую систему власти, где в качестве основных компонентов или узлов выступают ведущие национальные государства, международные институты, крупнейшие транснациональные корпорации и другие силы. Живой альтернативой Империи они полагают множество. В нем фокусируются представления и требования трудящихся, а также обозначаются линии вызревания нового классового противостояния в современных условиях, А, Негри и М, Хардт в антиглобалистском движении видят продолжение и развитие пролетарской критики чруда и эксплуатации. Становление множества, его способность к самоорганизации открывают путь к подлинной демократии, которую соавторы понимают как «управление каждого каждым».
В либеральных западных кругах распространен подход, в соответствии с которым антиглобализм - процесс создания глобального гражданского общества, поэтому часть участников антиглобалистского движения можно рассматривать как сторонников будущего глобального гражданского общества. Этого подхода придерживаются многие крупные зарубежные ученые, например, Э. Гндденс, в России -И.Б. Левин, И.Н, Мысляева, К. Клсман и др.
В России теоретиками антиглобализма являются А.В. Бузгалнп, К.Л. Майдаипк, Л.С. Панарин, А.В. Цветков. На антиглобалистских позициях у нас также стоят Ь.Ю, Кагарлицкий, А.А. Зиновьев, С.Г. Кара-Мурза, Б. Ключников, И,Я. Фроянов, О.А. Арин, М.П Делягин, Г. Джемаль, Т.В. Муранивский.
Наиболее полным отечественным научным трудом, не только описывающим антиглобалистское движение, но и анализирующим его, демонстрирующим его содержание, принципы, противоречия и перспективы, а также дающим теоретическую картину антиглобализма XXI в., является книга А.В. Бузгалина «Альтерглобалнзм: теория и практика антиглобалистского движения». Он рассматривает антиглобализм как широкое, качественно новое, интернациональное социальное движение, участники которого выступают, по сути, не против прогресса и глобализации, а за иную интеграцию - интеграцию в интересах людей, культуры и природы; интеграцию, проводимую снизу и демократически. Разнородный состав движения он оценивает как преимущество, позволяющее антиглобализму преобразовывать общество, А.В. Бузгалин редактирует журнал «Альтернативы», систематически освещающий актуальные проблемы антиглобализма.
И.Л. Майданик в основном исследует генезис движения антиглобалистов, его зарождение, развитие и преемственность, подчеркивая, что движение альтернативно по отношению не только к господствующей системе, но и к традиционным социальным движениям, в том числе и реформаторским, частично касается вопросов, связанных с формированием субъекта движения. А.Б. Вебер изучает соотношение целей позитивной программы антиглобалистов и концепции устойчивого развития.
Анализ антиглобализма тесно связан с традиционными и новыми фнло-софско-социологическими проблемами, например, с развитием современных гуманистических представлении, исследуемых ВТ. Пуляевым, В.А. Решетниковым, B.C. Федчииым, В.А. Туевым, О.А. Кармадоновым и другими авторами, с концепцией устойчивого развития (В.В. Мантатов и др,).
Таким образом, интерес ученых-обществоведов к рассматриваемой проблеме растет, в ее исследовании достигнуты определенные результаты. Однако анализ антиглобализма как социального явления, исследование проблем его развития явно отстают от запросов как теории, так и практики.
Цель исследования: характеристика процесса антиглобализма и процесса сопротивления глобализационным тенденциям.
Задачи исследования: характеристика определения, признаков и функций глобализации, как социологического процесса; рассмотрение антиглобализма, как социологического явления как в в мире, таки в России; осмысление понятия и организационных форм антиглобалистских движений и форм борьбы антиглобалистов в современном мире.
Объект исследования: процесс антиглобализма и сопротивления глобализационным тенденциям.
Предмет исследования: антиглобализм.
Методы исследования: В работе были использованы диалектический и историко-сравнительный методы. В основу исследования положены такие принципы и законы диалектики, как сущность и явление, содержание и форма, единство исторического и логического, общего, особенного и единичного, взаимосвязь количественных и качественных изменений, восхождение от абстрактного к конкретному. Особое значение придается социологическому подходу к решению методологических и теоретических вопросов. Так, структура работы во многом определяется продвижением от абстрактного к конкретному. Однако нельзя игнорировать то обстоятельство, что сам феномен антиглобализма чрезвычайно «молод», следовательно, восхождение от абстрактного к конкретному не может не носить сугубо относительного характера и нуждается в адекватном самому процессу исследовании.
Большое значение в работе придается системному подходу, взаимосвязи антиглобализма с экономическими, социальными, экологическими, культурными и правовыми аспектами глобализации. Широко используются труды таких авторов, как Т. Маркое, М. Негри, С. Хардт, С. Джордж, А. Каллиникос, И. Валлерстайн, А.В. Бузгалин, Железнов Ю. Д. , Иноземцев В.Л. и др.
Гипотеза исследования: Антиглобализм как социальное явление и идеологическая концепция будет развиваться по мере нарастания противоречий, порождаемых глобализацией в ее современных формах.