Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Гендерная мотивация школьников





Содержание

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7

1.1 Понятие учебной мотивации 7

1.2 Понятие о гендерных особенностях мотивации младших школьников 21

1.3 Роль учителя в формировании мотивации младших школьников 26

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31

2.1 Организация и методы исследования 31

2.2 Результаты и выводы 38

2.3 Рекомендации по формированию положительной учебной мотивации младших школьников 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Введение

Актуальность проблемы повышения учебной мотивации младших школьников обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Проблемы мотивации обучения характерны для работы начальной школы. Слабая ориентировка при обучении на личностные особенности ученика (единые учебные планы, единообразие заданий, ориентация обучения на высокий уровень усвоения изучаемых предметов) выражается в слабой сформированности мотивов учения. Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Это явление часто обусловлено тем, что для значительной части учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.

Проблема формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика.

Мотивационный компонент таит в себе богатые возможности. Как обнаружилось в исследованиях, мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Значительно труднее поддавались перестройке интеллектуальные особенности (Н. А. Менчинская, 1975, с. 121; 1977, с. 59-60; 1978, с. 263). На динамичность, изменчивость мотивов указывал В. С. Мерлин (1971, с. 6).

Относительная динамичность, подвижность мотивации таит в себе и опасность. Если ею не управлять, может произойти регресс мотивации, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.

В настоящее время мотивационная сторона учения школьника в практике обучения, на наш взгляд, наименее управляема. Формирование мотивации подчас идет стихийно, являясь скорее результатом достижений передовых учителей, чем предметом специальной целенаправленной систематической работы. Мы совершенно согласны с В.С. Мерлиным: необходимо «управлять не только умственными действиями, но и мотивами приобретения знаний» (1971, с. 4); «управлять действиями человека, в отличие от действий машины, можно только посредством управления мотивами» (там же, с. 5). Конечно, управлять формированием мотиваций не простое дело.

Целью исследования является выявление гендерных особенностей при формировании мотивации учебной деятельности младших школьников и определение возможных путей решения данных проблем.

Объектом исследования является процесс обучения учащихся.

Предметом научного поиска - актуальные проблемы и наиболее эффективные пути и средства формирования положительной мотивации учащихся в процессе обучения с учетом их гендерных различий.

В основу исследования положена следующая гипотеза: процесс формирования мотивации как целостной иерархически организованной системы будет протекать успешно, если:

- выявить механизм, психолого-педагогические условия и источники формирования учебных мотивов, связанных с деятельностью преподавания и учения;

- определить основные проблемы, влияющие на формирующие факторы мотивации;

- учебный процесс обеспечивается разработанными методами, приемами и средствами, способствующими формированию положительной мотивации учащихся;

-будут учитываться гендерные особенности младших школьников.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

- раскрыть психолого-педагогическую сущность и структуру мотивации учебной деятельности;

- рассмотреть понятие гендерных особенностей мотивации младших школьников;

- выявить роль учителя в формировании положительной мотивации младших школьников;

- провести эмпирическое исследование гендерных особенностей учебной мотивации младших школьников;

- проанализировать результаты и сделать выводы;

- разработать рекомендации по формированию положительной мотивации младших школьников.

Методы исследования определялись гипотезой и задачами заявленной проблемы.

В соответствии с логикой исследования использовался комплекс взаимодополняемых методов: анализ психолого-педагогической, философской, методической литературы; изучение нормативных документов. Ведущая роль в исследовании принадлежала педагогическому эксперименту, в ходе которого применялись наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ документации, результатов деятельности, методы математической статистики при обработке итоговых данных.

Применяемые методы позволили адекватно диагностировать уровень сформированности мотивации учебной деятельности учащихся в процессе обучения.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений

Заключение

Степень готовности к школьному обучению - это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребенка, которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно-значимую и общественно-оцениваемую деятельность (Д.Б. Эльконин).

Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них является основными, ведущими, другие - второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Последние всегда, так или иначе, подчинены ведущим мотивам.

Все эти мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают непосредственное воздействие на субъекта, помогая ему преодолевать встречающиеся трудности, препятствующие целенаправленному и систематическому ее осуществлению.

Функция другого вида мотивов совсем иная - будучи порождены всем социальным контекстом, в котором протекает жизнь субъекта, они могут побуждать его деятельность посредством сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо от непосредственного отношения человека к самой деятельности.

У детей, поступающих в школу широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность.

Вместе с тем у детей, поступающих в школу, имеется и определенный уровень развития познавательных интересов. Первое врет мя и те, и другие мотивы обеспечивают добросовестное, можно даже сказать, ответственное отношение учащихся к учению в школе.

Целью нашего исследования являлось выявление гендерных особенностей при формировании мотивации учебной деятельности младших школьников и определение возможных путей решения данных проблем.

В соответствии с целью нами были решены следующие задачи:

- раскрыта психолого-педагогическая сущность и структура мотивации учебной деятельности;

- рассмотрено понятие гендерных особенностей мотивации младших школьников;

- выявлена роль учителя в формировании положительной мотивации младших школьников;

- проведено эмпирическое исследование гендерных особенностей учебной мотивации младших школьников;

- проанализированы результаты и сделать выводы;

- разработаны рекомендации по формированию положительной мотивации младших школьников.

В основе исследования была положена следующая гипотеза: процесс формирования мотивации как целостной иерархически организованной системы будет протекать успешно, если:

- выявить механизм, психолого-педагогические условия и источники формирования учебных мотивов, связанных с деятельностью преподавания и учения;

- определить основные проблемы, влияющие на формирующие факторы мотивации;

- учебный процесс обеспечивается разработанными методами, приемами и средствами, способствующими формированию положительной мотивации учащихся;

-будут учитываться гендерные особенности младших школьников.

В результате проведннного исследования, гипотеза нашла свое подтверждение.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса./ Ш.А. Амонашвили. - М.: Университетское,2000.- 516 с.

2. Бабкина Н.В., Горшкова О.Д. Наши коллеги// начальная школа. - 1997 - №3

3. Баженова, Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников/ Л.М.Баженова//Начальная школа.-2002.-№5.-С.50-54.

4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Премиум, 2002. - 387 с.

5. Ванек Д. Ман Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы формирования мотивации достижения и контроля действий// Вопросы психологии.-1989.-№3.

6. Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста.// Вопросы психологии.-1977.-№1.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2001. - 480 с.

7. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // Начальная школа. - 2000 - №7.- С.34- 45

8. Голов, В.П. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: учебное пособие для студентов средних учебных заведений./ В.П. Голов, Р.А. Петросов, В.И. Сивоглазов. - М.: «Академия», 1997. - 176с.

9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1996.

10. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./ А.В. Дворецкая. // народное образование. - 2006. - №2. - С.157 - 159.

11. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. - 2005. - «12. - С.49 - 51.

12. Дусавицкий А.К. Формула интереса. - М.: Педагогика, 2009. - 176 с.

13. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // Начальная школа. - 2005 - №11

14. Задонская Э. Мотивация учения как основа прочных знаний // Управление школой. - 2005.- №2. с. 56-61

15. Занюк С. Психология мотивации.-Киев: Эльга-Н; Ника-Центр, 2002.-352 с.

16. Ильин. Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер,2000.-512с.

17. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М.: Премиум, 2006. - 136с.

18. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь пособие для студентов высш.и сред. Пед. Учеб. Заведений./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: «Академия», 2000. - 176с.

19. Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. - 2006. - №2. -С. 157 - 159.

20. Кон И.С. Ребенок и общество: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.-М.: Изд.центр «Академия»,2008

21. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для студентов средних учебных заведений./ В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2000. - 357с.

22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). - м.: Изд-во УРАО, 1998.

23. Курин, Ю.Н. Мультимедийные и гипермедийные технологии в реализации концепции эффективного изучения геометрии в начальной школе/Ю.Н.Курин// Начальная школа.-2005.-№6.-С.73-76.

24. Лебедева А.В. Информационные технологии на уроках окружающего мира// Начальная школа. - 2010-№3., С.100

25. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Прессиздат, 2001. - 316с.

26. Леонтьев, А.Н Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1981. - 286с.

27. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 2000.- 192 с.

28. Маслоу А. Мотивация и личность,- СПб., -1999.

29. Мерлин В.С. Лекции по методике мотивов человека. Пермский Гос. Пед. Институт.- Пермь, 1978

30. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. Вопросы психологии. 1987, №5.

31. Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров школ. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001-160с.

32. Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений./ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1990. - 324с.

33. Обобщение опыта. Когда младший школьник активен: методы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира// Начальная школа.-2007.-№21.-С.3-9.

34. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1998 г. - 240 с.

35. Павлова, С.И. Информационно-технические средства обучения в начальной школе/С.И. Павлова// Начальная школа.-2001.-№4.-С.110-112.

36. Паламарчук Н.Ф. Школа учит мыслить. - М.: Премиум, 2006. - 376 с.

37. Педагогический словарь/под общ.ред.: Г.М. Коджасптровой, А.Ю. Коджаспирова.-М.:Издательский центр «Академия»,2000.-176с.

38. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе./Р.А.Петросова, В.П.Голов, В.И. Сивоглазов.-М.: Издательский центр «Академия»,2000.- 176с.

39. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса нач.шк. Часть 2. /А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2005. -160с.

40. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: - М.: ВЛАДОС, 2003.

41. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. М.: Просвещение, 2010. 191 с. (Стандарты второго поколения).

42. Р Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 2009.

43. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии./ А.В. Рубинштейн.- С-П.: Издательство «Питер», 2000.-448с.

44. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. М.: Винтаж, - 2001. - 298с.

45. Сластенин В.А. Педагогика учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-576с.

46. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-2004.-№3.-С.21-23.

47. Суворова, Г.Ф. Средства обучения и методика их использования в начальной школе/Г.Ф. Суворова, Я.В. Владимирова, А.В. Поляков.-М.: Просвещение, 2000.-160с.

48. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Учитель. Очерки. Статьи. Воспоминания. М.,1961.

49. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М.: Прессиздат, 2006. - 188с.

50. Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии.// Начальная школа.- 2008-№8, С. 84-88

51. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности.- Ярославль, 2001.-98с.

52. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М.: Логос, 2001.-136 с.: ил.

53. Шацкий С.Т. Избр.пед.соч. - М., 2002. - Т.2. - С.76

54. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: «Просвещение», 2001.-368с.

55. Юнг. К. Аналитическая психология. - В кн.: История зарубежной психологии 30-60 годы ХХ века (тексты), М., 1986, с. 143-184.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Проблемы семейного права: практическая реализация прав несовершеннолетних. Ювенальная юстиция
  2. Отчет по преддипломной практике на ООО "Вязники Энергия"
  3. Фридрих Ницше - конфликты в жизни и творчестве
  4. Хеджування в системі мінімізації фінансових ризиків
  5. Национальное самосознание как объект философского познания
  6. Психологические проблемы (особенности) в работе журналиста-новостника
  7. Отрасли психологии
  8. Воображение
  9. Нотариальные действия для иностранных граждан и лиц без гражданства
  10. Отчет по практике Специализация: уголовно-правовая
  11. Технические средства автоматизации и управления
  12. Иностранная интервенция в Россию рол, цели и задачи
  13. вклад в теорию управления Тейлора
  14. Образование Древнерусского государства
  15. Формирование певческих навыков у дошкольников
  16. Виды административных регламентов. Основные требования к содержанию административных регламентов
  17. Интеллектуальная собственность
  18. Основные направления философии 20 века
  19. Управление персоналом в организации социальной сферы
  20. Научные основы планирования
  21. Махновщина - ее идейные и организационные искания
  22. Проблема рационализации споров вопросы стратегии и тактики спора
  23. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «УГЛЕМЕТБАНК»
  24. Историко-временной анализ эффективного функционирования системы органов государственной службы
  25. Механизм административно-правового регулирования
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: